Молельня комната государыни.
Эта комната намного больше мужской молельной комнаты. Было ли так на самом деле неизвестно, но музейщики придумали, что все дети до определённого возраста жили на половине цариц до того как их переводили в отдельные палаты – царевича и царевен. В женской крестовой плате должно быть достаточно места для всех детей, царь же, как правило, молился в уединении.
Иконостас в Крестовой сборный, из икон XVII века. В нём стоит обратить внимание на икону Богоматери Одигитрии (большая в нижнем ряду). Считалось, что эта икона обязательно должна быть в иконостасе царицы. Её почитали и в Византии. Анна Мономах, жена Владимира Ярославовича, привезла именно эту икону с собой в Киев из Константинополя. В XIV веке Евдокия Дмитриевна, жена Дмитрия Донского заказала для себя именно Одигитрию. Также есть икона икону Иоакима и Анны (обнимаются), левее Одигитрии, потому что это святые покровители при деторождении, а основная задача государыни – рождение детей.
Икона Антипа Пергамского справа внизу. Он считается зубным целителем. Ему молились об исцелении зубной боли и о здоровых зубах. Поклонении Антипе, как целителю зубной боли связано с его страстями. Когда Антипу мучили, то выбили ему все зубы. У Ивана Грозного, по преданию, была реликвия святого Антипы Пергамского, его зуб, окованный золотом. Иоанн Васильевич носил эту святыню на цепочке на шее, поскольку государя мучила зубная боль.
Иконы со сценами Крещения и Воскрешения
Свечной шкаф. Россия. 17в.
Покои царевны Софьи Алексеевны.
Царевне Софье Алекссевне (1657 -1704) -третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны изначально было предначертано скромное положение в царском дворце. Однако уже в царствование своего младшего брата Федора Алексеевича Софья стала оказывать влияние на его внутреннюю политику. После смерти царя в 1682г. в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного Милославскими стрелецкого бунта царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентшей при них - их старшая сестра царевна Софья.
Софья взяла в свои руки управление страной. В истории Софья Алексеевна предстает довольно тёмной фигурой, что в действительности совсем не так. на самом деле она была очень умной, образованной женщиной, чью репутацию погубили историки (в том числе Карамзин постарался). Она славилась решительностью, была реформаторски настроенной. В то время претензии женщины на престол были исключительным событием. В своих планах по преобразованию России, по их смелости она превосходила и Фёдора, и Петра.
Ее наставником в государственных делах был боярин князь Василий Васильевич Голицын. Сведений о том, что он был любовником царевны Софьи, не существует. Скорее всего – не был. Такие глубокие отношения у Софьи были с дьяком Фёдором Шакловитым.
Правила София 7 лет и вела разумную политику. Задуманная еще царем Фёдором Алексеевичем Греко-Латинская академия открылась при Софье, она это осуществила.
Одна из гравюр в этой комнате в углу иллюстрирует Крымские походы князя Голицына. Голицын начал служить во время Алексея Михайловича и имел должность стольника. Крымские походы князя Голицына связаны с международными обязанностями. Россия вступила в Священную Лигу государств Европы, целью которой было противостояния туркам. Крымские походы князя Голицына – это часть кампании Лиги, выполнение обязательств России перед Священной Лигой по отвлечению турок от границ Европы, чтобы турки ушли к Будапешту.
Когда царь Петр достиг совершеннолетия, Софья не хотела отдавать власть. Дважды стрельцы пытались вознести Софью на престол. Это привело к ее заключению в Новодевичий монастырь в 1689г., а затем и к постригу в монахини. До этого Софья неоднократно посещала Коломенское, где отмечала свои именины.
На самом деле её комната была не здесь, а на половине младших царевен. Стены в комнате обиты тисненой кожей, сделанной по аналогам конца 17 -начала 18в.
Детали шкафа.