Следующая комната получила условное название
КАБИНЕТ ПЕТРА I
Тематическое расположение экспозиции оказалось возможным потому, что в Коломенском дворце не было чёткого разделения комнат по их назначению. Не существовало и закреплённого порядка, при котором вот здесь была только приёмная, здесь – только почивальня, а здесь – только кабинет. Назначение комнат менялось в зависимости от сроков приезда и потребностей двора. Эта традиция сохранялась в дворцовом обиходе России вплоть до Екатерины Великой.
Екатерина II, прибыв из Германии в Россию, была очень удивлена, что двор, при переезде, скажем из Петербурга в Царское Село, перебирался со всем своим имуществом. Из дворца во дворец везли с собой мебель, посуду, картины, занавеси и т.д. Императрица обратила внимание на то, что в этих поездках очень многие вещи ломаются, а многие бесследно исчезают при перевозке. Поэтому Государыня-Матушка закрепила определённый набор мебели за каждым дворцом и не велела их без особой надобности перемещать. До этого же жили по принципу: «всё своё везу с собой».
В Коломенском дворце вполне могла быть комната Петра I. Этот покой оформлен совсем в другом стиле. Всё то растительное, пышное, барочное, что мы видели в предыдущих покоях, здесь отсутствует. Фёдор, будучи учеником Симеона Полоцкого, ориентировался в своих предпочтениях на католическую модель: Польскую и Австрийскую барочную пышность. А Пётр предпочитал строгую протестантскую культуру, германо-голландскую модель западной цивилизации. Это отразилось в убранстве его комнаты.
Стены обиты зелёным сукном. Оно, как и красное, было самым любимым для шатёрного наряда. Комнату освещают простые прямоугольные окна с мелким голландским переплётом. Оконное стекло непрозрачное. Прокатный стан для стекла ещё не был изобретён. Стеклодув выдувал большой пузырь и прокатывал его скалочкой. Получалась неровная волнистая поверхность.
Стулья вокруг стола конца 17 -начала 18в.
На столе лежат рукописи и книги. Рукописи — это факсимильные копии почерка самого Петра I. Почерк у царя был ужасный, впрочем, как и у батюшки, и у старшего брата.
Две книги очень характерны для петровской эпохи. Это «Арифметика» Леонтия Магницкого и «География генеральная».
Интересна разница во взглядах двух государей на высшее образование. Фёдор Алексеевич основывает Славяно-Греко-Латинскую академию, гуманитарное заведение, готовившее языковедов и богословов. Пётр организует в Москве школу математических и навигацких наук. В этой школе преподавал Леонтий Магницкий, и написал для этой школы свой учебник математики. Пётр интересуется прикладным, техническим образованием. При Фёдоре организуется учебное заведение для образованного человека вообще, а со времён Петра главной становится подготовка специалистов в достаточно узких областях.
По сторонам от дверей представлены два портрета. Портрет слева от дверей изображает Петра Алексеевича. Это так называемый «народный портрет», восходящий к оригиналу художника Нотье. С начала XVIII века для различных присутствий требовалось большое количество изображений государя. Их копировали художники разного уровня, таланта и подготовленности, иногда и вовсе сельские богомазы. Вот такие копии, отдалённо напоминающие оригинальную живопись, и получили название «народного портрета».
Во времена Петра ходила шутка, за которую можно было жестоко поплатиться и попасть в Преображенский приказ. Пётр внешне был похож на кота, и шутка обыгрывала это сходство: » Кот Казанский, ум Астраханский, ус Сибирский и т.д.» В этих непочтительных стишках присутствует некое глумление над государевым титулом. Ведь полный титул государя начинался со следующих слов: «Божею милостию, Мы… Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский…» и т.д.
Справа, рядом с изразцовой печью, находится второй портрет. Он изображает Екатерину I. Екатерина Алексеевна, Марта Скавронская, лифляндская не то крестьянка, не то горожанка, которой суждено было стать всероссийской императрицей. Её портрет поместили здесь, потому что именно в Коломенском дворце Екатерина Алексеевна родила Петру дочь, Елизавету Петровну. В каком именно помещении рожала Екатерина — неизвестно, может быть по старому русскому обычаю это происходило в мыльне.