Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Майское цветущее Коломенское.


Майское цветущее Коломенское.

Сообщений 131 страница 140 из 159

131

Печь с изразцами по рисункам подлинных изразцов Коломенского

https://img-fotki.yandex.ru/get/762837/140132613.670/0_23aed3_49267779_XL.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/361712/140132613.670/0_23aed4_737a1a9e_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/872132/140132613.670/0_23aed5_701a82e2_XL.jpg

Постельные хоромы могли освещаться сделанными из слюды  узорчатыми фонарями, которые оправлялись белым железом, золотились и расписывались красками.
В Опочивальне два слюдяных фонаря: большой подвесной и переносной. Основой для подбора подвесного слюдяного фонаря, стал фонарь, висевший в хоромах царицы Евдокии Лукьяновны.

https://img-fotki.yandex.ru/get/880375/140132613.670/0_23aed6_dc1eadf5_XL.jpg

Дальше идет  Крестовая палата.
Она же Моленная (или молельня) – комната для совершения богослужения, домашняя церковь, где совершались утренняя и вечерняя молитвы. Крестовых палат во дворце было несколько. У каждого взрослого члена семьи обязательно была своя отдельная крестовая палата. В царских хоромах молельня находилась в личных покоях государя и называлась также Крестовой комнатой.
Алексей Михайлович вставал он очень рано: в четыре часа утра, и первым его делом было совершение утренней молитвы. Царь выходил в Крестовую палату и там, пред иконостасом, сплошь уставленным горящими свечами и лампадами, читал молитву. По окончании ее царь прикладывался к иконам, а духовник царский окроплял его святою водою, которая свозилась от разных чудотворных икон. После ужина царь заканчивал день так же, как и начинал его, — молитвой в Крестовой палате.
Я почему то в Крестовой палате царя сняла только потолок, а сам икностас пропустила. Наверное, возле него толпились экскурсанты и я не стала ждать.
Так что только потолок и потолочный фриз

https://img-fotki.yandex.ru/get/478662/140132613.670/0_23aed8_df2748ec_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/478477/140132613.670/0_23aed9_85a0a9a1_XL.jpg

По коридору с подобными же фонарями проходим в Учительскую палату.

https://img-fotki.yandex.ru/get/370378/140132613.670/0_23aeda_d17d3c95_XL.jpg

Учительная палата

Алексей Михайлович был прекрасным семьянином, отцом 16 детей от двух браков. Не все его дети выжили, но государевы дети в большом числе присутствовали во дворце. Царь уделял большое внимание образованию и воспитанию своих детей. Сам Алексей Михайлович получил традиционное древнерусское образование, состоявшее в обучении чтению, письму и церковному пению.

https://img-fotki.yandex.ru/get/486600/140132613.670/0_23aedb_f0cac8c4_XL.jpg

С 17 века в программу начального обучения царевичей вошла арифметика -4 действия и таблица умножения. Для детей нанимали лучших преподавателей.

https://img-fotki.yandex.ru/get/508799/140132613.670/0_23aede_8a6ff49d_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/508799/140132613.670/0_23aedd_6274ed49_XL.jpg

0

132

В Учительской палате есть еще вот такая  витрина

https://img-fotki.yandex.ru/get/874316/140132613.67a/0_23b4a3_cc54ee22_XL.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/6729/140132613.67a/0_23b4a4_7ad106bc_XL.jpg

И шпалера "Жертвоприношение Авраама"

https://img-fotki.yandex.ru/get/6432/140132613.67a/0_23b4a5_5f95ee41_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/140132613.67a/0_23b4a6_14857f79_XL.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/879536/140132613.67a/0_23b4a7_30b90a51_XL.jpg

Надо упомянуть, что мужская половина дворца состояла из столовой избы, терема царя и терема царевичей. За исключением парадных покоев все остальные палаты, что царевичей, что цариц и царевен, были более или менее одинаковыми. При воссоздании интерьеров в убранстве этих комнат реставраторы и музейщики решили показать различные стороны быта знатных людей XVII века.  Из Учительской палаты проходим комнату, которая  посвящена царевичу Федору Алексеевичу.

Комната царевича Федора Алексеевича.

( Ниже информация отсюда http://kraeved1147.ru/dvorets-a-m-ii/)
Очень многие, в том числе и западные люди, находятся под влиянием так называемой петровской мифологии, согласно которой Пётр «Россию из небытия в бытие привёл». Считается, что до Петра у нас были полная дичь, темнота и невежество, а после Петра у нас начинается развитие по «цивилизованному» европейскому пути. На самом деле это не так. Например, этот дворец строился в том числе, чтобы доказать неоднозначность этого утверждения. Движение в сторону Запада началось задолго до Петра. И его отец, и даже его дед многое сделали в этом направлении. Старшие родственники Петра, прежде всего его старший брат и крёстный отец Фёдор Алексеевич, продолжали это «движение к западу». Фёдору Алексеевичу и посвящён этот зал.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6622/140132613.67a/0_23b4a8_71721bec_XL.jpg

Так получилось, что Петра знают все, об Алексее Михайловиче многие, по крайней мере, слышали, а Фёдор Алексеевич между ними затерялся, вроде бы его и не было.
Действительно, царствие у него было очень короткое. Он вступил на престол на 16-м году жизни вместо неожиданно скончавшегося отца. В 22 года он умер.
Это было короткое царствование очень молодого человека. Но за это царствие многое было сделано, а ещё больше запланировано.

https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/140132613.67a/0_23b4a9_a9f6ed90_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/879536/140132613.67a/0_23b4aa_76e9c6c4_XL.jpg

0

133

Фёдор Алексеевич был учеником Симеона Полоцкого. Тот готовил сына Алексея Михайловича к бытию государеву.
В комнате на столе представлена книга. Это псалтырь рифмотворная или рифмованная Симеона Полоцкого, изданная в 1680г. в Москве. Симеон Полоцкий  был разносторонним человеком, в том числе и поэтом.  Он переложил псалтырь, то есть псалмы Давида на силлабические стихи и написал стихотворное приложение к Псалтыри. В ту пору стихотворное переложение псалмов Давида уже было сделано во многих европейский странах. Такие стихи существовали на польском и немецком языках. Известно, что царь Фёдор Алексеевич помогал учителю в этом поэтическом творчестве. Несколько псалмов были переложены на стихи самим царём. Затем придворный композитор Василий Титов положил их на музыку. Эти псалмы исполнялись на богослужениях во время жизни Фёдора Алексеевича.

https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/140132613.67a/0_23b4ab_4f6e72ad_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/879536/140132613.67a/0_23b4ac_517d7c0c_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/6432/140132613.67a/0_23b4ad_3e2afc2a_XL.jpg

Фёдор задумывает самые разнообразные реформы и преобразования. Другое дело, что в отличие от Петра, Фёдор старался эти реформы проводить более мягко, более постепенно и более последовательно.
Напомним, например, про военную реформу. Считается, что Пётр был создателем русской регулярной армии. На самом деле подразделения русской армии, обученные по западноевропейскому образцу, первые «полки иноземного строя», появились ещё при царе Михаиле Фёдоровиче, в 40-е годы XVII века. Солдатами в них служили русские, а офицерами были приглашённые из-за границы военные специалисты, в основном, немцы. В ту пору как раз закончилась 30-ти летняя война и в Европе оказалась масса людей, которые, кроме как воевать, ничего делать не умели. Многие из оказавшихся не у дел воинов перешли на русскую службу. Эти полки иноземного строя существовали при Алексее Михайловиче, а при Фёдоре военная реформа продолжалась. При нём уже сформировался русский офицерский корпус. В полках иноземного строя офицерами служили уже не только иноземцы, но и русские. Считается, что при Фёдоре Алексеевиче от одной трети до половины русской армии составляли полки иноземного строя. Частично они были расформированы в эпоху борьбы за власть Софьи и Петра. Но затем Пётр возрождает эту традицию.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4713/140132613.67a/0_23b4ae_c209678d_XL.jpg

Фёдор Алексеевич вполне может быть назван основоположником высшего образования в России. Славяно-Греко-Латинская академия, первое русское высшее учебное заведение, открылась уже после его смерти(1685), но задумана она была Фёдором.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9093/140132613.67a/0_23b4af_49501eb_XL.jpg

Говорят, что Фёдор Алексеевич был слаб здоровьем. Но это не соответствует действительности. В покое государя стоит западный доспех и алебарды. Это не только намёк на военную реформу. В детстве среди игрушек и Алексея Алексеевича, и Фёдора Алексеевича были некие латы потешные. Западное оружие приобщало наследников к западной культуре, западной цивилизации.

https://img-fotki.yandex.ru/get/369087/140132613.67a/0_23b4b0_19b591c2_XL.jpg

Церковную реформу также задумал царь Фёдор. Она оказалась актуальной и в наше время. Современный Патриарх Кирилл увеличивает число епархий, и, соответственно, число архиереев. Именно Фёдор Алексеевич стремился увеличить количество епархий, сократив их размеры. Реформа была вызвана колоссальными размерами епархий. Чтобы приблизить архиерея к народу, к пастве, чтобы он внимательно следил за уровнем образования духовенства, Фёдор Алексеевич задумал увеличить число епархий, создать митрополичьи округа. Именно это сейчас делает церковное руководство. Надо сказать, что в XVII веке церковь благополучно провалила эту реформу. Увеличение числа епархий и уменьшение их площади вело к уменьшению доходов высшего духовенства. Формально церковное руководство признало реформу, но фактически на всю Россию устроили только 8 новых епархий.
В комнате видим шкаф с интересными резными деталями.

https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/140132613.67a/0_23b4b1_28962725_XL.jpg

0

134

https://img-fotki.yandex.ru/get/879536/140132613.67a/0_23b4b2_198b8acb_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/5402/140132613.67a/0_23b4b3_8ed1763d_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/9321/140132613.67a/0_23b4b4_42c05ff1_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/9314/140132613.67b/0_23b4b5_753c3e29_XL.jpg

Витражи

https://img-fotki.yandex.ru/get/4713/140132613.67b/0_23b4b6_fe0494a0_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/140132613.67b/0_23b4b7_5af14f4_XL.jpg

Печь также, как и другие во дворце, облицована изразцами по образцу найденных при раскопках в Коломенском.

https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/140132613.67b/0_23b4b8_daea35f_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/877959/140132613.67b/0_23b4b9_d0bacc74_XL.jpg

0

135

Следующая комната получила условное название
КАБИНЕТ ПЕТРА I

https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/140132613.67b/0_23b4ba_c0934e94_XL.jpg

Тематическое расположение экспозиции оказалось возможным потому, что в Коломенском дворце не было чёткого разделения комнат по их назначению. Не существовало и закреплённого порядка, при котором вот здесь была только приёмная, здесь – только почивальня, а здесь – только кабинет. Назначение комнат менялось в зависимости от сроков приезда и потребностей двора. Эта традиция  сохранялась в дворцовом обиходе России вплоть до Екатерины Великой.
Екатерина II,  прибыв из Германии в Россию, была очень удивлена, что двор, при переезде, скажем из Петербурга в Царское Село, перебирался со всем своим имуществом. Из дворца во дворец везли с собой мебель, посуду, картины, занавеси и т.д. Императрица обратила внимание на то, что в этих поездках очень многие вещи ломаются, а многие бесследно исчезают при перевозке. Поэтому Государыня-Матушка закрепила определённый набор мебели за каждым дворцом и не велела их без особой надобности перемещать. До этого же жили по принципу: «всё своё везу с собой».
В Коломенском дворце вполне могла быть комната Петра I. Этот покой оформлен совсем в другом стиле. Всё то растительное, пышное, барочное, что мы видели в предыдущих покоях, здесь отсутствует. Фёдор, будучи учеником Симеона Полоцкого, ориентировался в своих предпочтениях на католическую модель: Польскую и Австрийскую барочную пышность. А Пётр предпочитал строгую протестантскую культуру, германо-голландскую модель западной цивилизации. Это отразилось в убранстве его комнаты.
Стены обиты зелёным сукном. Оно, как и красное, было самым любимым для шатёрного наряда. Комнату освещают простые прямоугольные окна с мелким голландским переплётом.  Оконное стекло непрозрачное.  Прокатный стан для стекла ещё не был изобретён. Стеклодув выдувал большой пузырь и  прокатывал его скалочкой. Получалась неровная волнистая поверхность.
Стулья вокруг стола конца 17 -начала 18в.

https://img-fotki.yandex.ru/get/894414/140132613.67b/0_23b4bb_e1ff63b5_XL.jpg

На столе лежат рукописи и книги. Рукописи — это факсимильные копии  почерка самого Петра I. Почерк у царя был ужасный, впрочем, как и у батюшки, и у старшего брата.
https://img-fotki.yandex.ru/get/931298/140132613.67b/0_23b4bc_2f285e43_XL.jpg

Две книги очень характерны для петровской эпохи. Это «Арифметика» Леонтия Магницкого и «География генеральная».

https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/140132613.67b/0_23b4bd_9ddec23b_XL.jpg

Интересна разница во взглядах двух государей на высшее образование. Фёдор Алексеевич основывает Славяно-Греко-Латинскую академию, гуманитарное заведение, готовившее языковедов и богословов. Пётр организует в Москве школу математических и навигацких наук. В этой школе преподавал Леонтий Магницкий, и написал для этой школы свой учебник математики. Пётр интересуется прикладным, техническим образованием. При Фёдоре организуется учебное заведение для образованного человека вообще, а со времён Петра главной становится подготовка специалистов в достаточно узких областях.

https://img-fotki.yandex.ru/get/894414/140132613.67b/0_23b4be_c0846f21_XL.jpg

По сторонам от дверей представлены два портрета. Портрет слева от дверей изображает Петра Алексеевича. Это так называемый «народный портрет», восходящий к оригиналу художника Нотье.  С начала XVIII века для различных присутствий требовалось большое количество изображений государя. Их копировали художники разного уровня, таланта и подготовленности, иногда и вовсе сельские богомазы. Вот такие копии, отдалённо напоминающие оригинальную живопись, и получили название «народного портрета».

https://img-fotki.yandex.ru/get/9749/140132613.67b/0_23b4bf_3ad0da95_XL.jpg

Во времена Петра ходила шутка, за которую можно было жестоко поплатиться и попасть в Преображенский приказ. Пётр внешне был похож на кота, и шутка обыгрывала это сходство: » Кот Казанский, ум Астраханский, ус Сибирский и т.д.» В этих непочтительных стишках присутствует некое глумление над государевым титулом. Ведь полный титул государя начинался со следующих слов: «Божею милостию, Мы… Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский;  Царь Казанский, Царь Астраханский…» и т.д.
Справа, рядом с изразцовой печью, находится второй портрет. Он изображает  Екатерину I. Екатерина Алексеевна, Марта Скавронская, лифляндская не то крестьянка, не то горожанка, которой суждено было стать всероссийской императрицей. Её портрет поместили здесь, потому что именно в Коломенском дворце Екатерина Алексеевна родила Петру дочь, Елизавету Петровну. В каком именно помещении рожала Екатерина — неизвестно, может быть по старому русскому обычаю это происходило в мыльне.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9758/140132613.67b/0_23b4c0_3b86863c_XL.jpg

0

136

Печь в петровской комнате является исторической реконструкцией. Её украшают современные изразцы, сделанные по образцу раннепетровского времени. Эти изразцы укладываются в первое десятилетие XVIII века. Это пока ещё рельефный, не плоский расписной  изразец. Такие рельефные изразцы отсылают нас ко времени Алексея Михайловича, а вот роспись – кобальтом по белому тюльпанчиком – это уже явно петровское влияние.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9091/140132613.67b/0_23b4c1_cc029591_XL.jpg

Бело-синяя роспись происходит из Голландии.  Пётр очень многое заимствует из Голландии, привозит оттуда и хочет насадить у себя. Мотив росписи в виде тюльпанов совершенно голландский. XVIII век – век голландских тюльпанов, время «тюльпанной лихорадки» когда эти цветы ценились буквально на вес золота.

https://img-fotki.yandex.ru/get/893753/140132613.67b/0_23b4c2_f1e7d30f_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/4713/140132613.67b/0_23b4c3_d87f45aa_XL.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/9762/140132613.67b/0_23b4c4_b7adcb6c_XL.jpg

Здесь стоит подлинный шкаф голландской работы, а в нём — настоящая голландская посуда рубежа XVII-XVIII века.

https://img-fotki.yandex.ru/get/931298/140132613.67b/0_23b4c5_6ce94820_XL.jpg

Часы напольные, сделаны в 18в. в Голландии.

https://img-fotki.yandex.ru/get/878590/140132613.67b/0_23b4c6_6e208aed_XL.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/893753/140132613.67b/0_23b4c7_cc522448_XL.jpg

Еще одна витрина в этом зале (я ее не сняла) содержит интересные предметы.
В первую очередь это подзорная труба, которая наверняка была у Петра I. Первая подзорная труба в Москве появилась благодаря царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Все Романовы коллекционировали диковинные штучки. Они не всегда понимали, как ими надо пользоваться, но собирали подзорные трубы, компасы, самые разные часы. Первую в мире подзорную трубу сделал Галилео Галилей в 1605 году, а в 1632 году по заказу Михаила Фёдоровича подзорную трубу впервые привезли в Москву. Пётр, как и его предки, несомненно умел пользоваться подзорной трубой. Он всегда возил с собой несколько таких труб.

Есть в витрине и компас, и книга чертёжная, составленная при проектировании канала между Волгой и Доном. Волго-Донской канал задумал ещё Пётр. По его приказу были проведены серьёзные изыскательские работы, составлены карты, промерены перепады высот, чтобы решить как этот канал провести. Все чертежи были отгравированы и изданы в Амстердаме. Потом гравюры привезли в Россию и часть из них была раскрашена вручную.
Между кабинетом Петра и следующим помещением экспозиции есть Галерея, в которой собраны копии голландских карт России 17 -начала 18в. Но карты сильно бликовали, поэтому в Галерее сняла только вот этот шкаф -сервант

https://img-fotki.yandex.ru/get/9091/140132613.67b/0_23b4c8_1956690c_XL.jpg

0

137

Мыльня.
Далее мы спускаемся вниз в подклет дворца. Единственное, что здесь восстановлено и доступно для осмотра – государева мыльная, то есть баня. Подобно крестовым палатам мылен во дворце также было несколько. Своя мыльня была на мужской половине, была мыльня на половине государыни и была мыльня на половине царевен – сестёр и дочерей царя. Их было минимум три, об этом известно достаточно точно.
Сначала оказываемся  в предбаннике,  который в ту пору назывался «Мовными сенями». Его убранство восстановлено по сохранившимся описаниям.
В мовных сенях вдоль стен всегда стояли лавки. На лавки стелили сено или простыни.
Были здесь и подушки. На столе (стол мог быть один и не один) находилась «мовная стряпня». Стряпня – это далеко не всегда еда, особенно в XVII веке. Стряпня – это всякая мелочь, которая нужна человеку в жизни.  Стряпнёй могли быть носовой платок, посох, шапка, зонтик. К мовной стряпне относились бельё, греческое мыло, специально разведённый щёлок, пиво, квас с благовонными травами.  Вся эта мовная стряпня находилась на столе в мовных сенях. Всем этим ведали специальные люди, которые так и именовались стряпчими. Отсюда пошло название придворного чина, а затем и профессии.
Суконные завесы у маленьких окошек -даже в  бане  никто не мог видеть государя в неподобающем виде.

https://img-fotki.yandex.ru/get/963734/140132613.682/0_23b759_98040ed5_XL.jpg

Из мовных сеней мы переходим в саму мыльню.
Если исходить из традиционных представлений о русской бане, то царская мыльня довольно просторная. Однако именно такой она была согласно планам дворца. Стоит обратить внимание на полы. Пол в мыльне устроен «в решь», как это называлось в XVII веке. Доски лежат довольно редко  с заметным расстоянием между ними. Под полом  проложены свинцовые пластины. Они лежат с наклоном,  чтобы через щели в полу по этим пластинам стекала вода.

https://img-fotki.yandex.ru/get/872977/140132613.682/0_23b75a_1aba46b5_orig.jpg

По стене от печи до противоположной стены тянулся полок с приступками и подголовьем. Чем выше была ступень этой своеобразной банной лесенки, тем на ней было жарче. Вдоль других стен стояли лавки, на которых мылись. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами.

https://img-fotki.yandex.ru/get/880375/140132613.682/0_23b75b_afac998_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/967052/140132613.682/0_23b75c_b19c22b8_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/361460/140132613.682/0_23b75d_4d8d08ff_XL.jpg

В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4908/140132613.682/0_23b75e_39f62824_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/963734/140132613.682/0_23b75f_5b685d4e_XL.jpg

0

138

Щелок для мытья волос держали в медных тазах, квас - в берестяных туесах.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6709/140132613.682/0_23b760_e4540de4_XL.jpg

Баня отапливалась печью-каменкой, ней нагревали, раскаляли камни и затем бросали в воду. Таким образом вода нагревалась. Печь облицована зелеными (муравлеными) изразцами.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4911/140132613.682/0_23b761_380affb2_XL.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/872977/140132613.682/0_23b762_421b91b3_XL.jpg

Внешний вид и убранство интерьера бани воссоздали по немецкой гравюре XVII века.
Перед визитом к царице на ночлег царь обязательно посещал мыльню. Тут возникает несколько интимный вопрос о соблюдении гигиены собственного тела. Конечно, хорошо было помыться перед визитом к жене. Но процесс мытья был ещё и сакральным актом. Вся деятельность, все части жизни строго разграничивались. И мытьё перед посещением опочивальни царицы было не только гигиеническим делом, но и желанием отрешиться от государственных проблем, «смыть» заботы и войти в другую домашнюю, интимную жизнь. Мытьё было как бы переходом из жизни политической или богослужебной в жизнь семейную, личную.
Мылись в домах часто. Царь бывал в бане 2-3 раза в неделю. Французы придумали духи, чтобы заглушать запахи тела. У нас же люди предпочитали соблюдать чистоту душевную и телесную: молились и следили за  гигиеной. Алексей Михайлович мылся ещё и после театра. Театр он любил, но считал, что нужно смыть с себя участие в этом не совсем богоугодном деле.

Из бани отправляемся на женскую половину дворца, устроенную для царицы.
Главная фигура во дворце – это царь, главные помещения во дворце – мужская половина. Женщина подражает мужчине с поправками на физиологические особенности. Поэтому назначение помещений в женской половине такое же, как и в мужской, но они меньше и скромнее.

Первое помещение на женской половине  -это Царицина казна.
Она была предназначена для хранение множества личных вещей, нужных в ежедневном обиходе царицы и привозимых для нее из Москвы -платьев, головных уборов, постельных принадлежностей. Для этого в царициной казне имелась специальная мебель -сундуки, шкафы.
Подлинный шкаф 18в, сделанный в Западной Европе

https://img-fotki.yandex.ru/get/9818/140132613.682/0_23b763_a26f808_XL.jpg

Детали шкафа

https://img-fotki.yandex.ru/get/962950/140132613.682/0_23b764_14de389b_XL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/962950/140132613.682/0_23b765_d97a3e5_XL.jpg

Распоряжалась казной верховая (придворная) боярыня. Ей подчинялись казначеи, постельницы, мовницы ; только они могли входить в помещение казны.

0

139

Алексей Михайлович был женат дважды. Поэтому в передних сенях висят портреты обеих его жён: Марии Ильиничны Милославской и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Обе женщины имеют к Коломенскому прямое отношение.

В 1648 году царь заключил брак с Марией Милославской. Дворец начали строить при ее жизни. Прижизненных портретов Марии Ильиничны не сохранилось, этот был написан с зарисовки посла Мейерберга уже в XIX веке.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9510/140132613.682/0_23b766_607b8a49_XL.jpg

До самой ее смерти царь был примерным семьянином, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна -правительница Софья. Маряи Милославская  умерла до окончания строительства. Алексей Михайлович выдержал подобающий двухлетний траур, а потом в 1671 году женился на Наталье Нарышкиной, родственнице дворянина Артамона Матвеева, который стал оказывать большое влияние на монарха. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I.И жил он в Коломенском уже вместе с Натальей Кирилловной.
На портрете, представленном во дворце, царица Наталья уже овдовела. Поэтому  после смерти Алексея Михайловича её изобразили во вдовьем наряде – «облоухой» шапке. Царицей она побыла очень недолго, около 5 лет, до смерти мужа, царя Алексея Михайловича.

https://img-fotki.yandex.ru/get/962950/140132613.682/0_23b767_46916e3e_XL.jpg

Также в этом зале портрет царевны  Софии Алексеевны, это  копия так называемого «орлёного» портрета, его написали к возможной коронации в 1689 году.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5202/140132613.682/0_23b768_353aa531_XL.jpg

Таких изображений было достаточно много, поскольку её коронация действительно готовилась. Но подлинных портретов Софьи Алексеевны в медальоне двуглавого орла с регалиями уцелело только два (в Историческом музее и Эрмитаже) и то чудом, потому что Пётр Алексеевич очень тщательно уничтожал «орлёные» изображения сестры, напоминавшие о временах её правления.  София Алексеевна изображена с распущенными волосами, или — по-старинному — простоволосой, потому что она была девицей.
Здесь же мы видим  портрет Елизаветы Петровны (копия портрета Аргунова). Ведь дочь Петра I родилась именно в Коломенском.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9756/140132613.682/0_23b769_3426e78c_XL.jpg

Есть здесь и портрет Екатерины II, чьё правление также отразилось на судьбе дворца. (копия фрагмента портрета работы Левицкого)

https://img-fotki.yandex.ru/get/6709/140132613.682/0_23b76a_d3ac7fa_XL.jpg

Именно в её царствование дворец был точно обмерен, составлены точные описи, были подготовлены документы, по которым в наше время дворец восстановили. Но именно Государыня-матушка повелела закончить жизнь дворца. Его разобрали «за ветхостию» в царствование и по приказу Екатерины Алексеевны.
Люстра в Царициной казней.

https://img-fotki.yandex.ru/get/962950/140132613.682/0_23b76b_6accdf2e_XL.jpg

Их Царициной казны проходим в Передние сени.

Передние сени или же Передняя палата государыни – царицы.

Она соответствует передней палате на мужской половине по названию, назначению и расположению.

https://img-fotki.yandex.ru/get/962950/140132613.682/0_23b76c_4ca0031a_XL.jpg

Двор царицы состоял из женщин или мужчин, ближайших родственников царицы – братьев или племянников. Состоящие при ней женщины были жёнами бояр – высших сановников.

https://img-fotki.yandex.ru/get/893194/140132613.682/0_23b76d_75236a10_XL.jpg

0

140

Лена ГМ
Труженица наша, Леночка, как все детально и подробно! Спасибо за труд!
Из любопытства, а как долго Вы смотрели Дворец? Сколько нужно времени, чтобы так подробно все запечатлеть?

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Майское цветущее Коломенское.