Крыльцо -главный вход во дворец, он ведет в Хоромы Государя
Важным элементом композиции царских хором было Красное (Парадное) крыльцо, которое служило главным входом в здание. Обычно Красное крыльцо имело лестничные марши с площадками (рундуками) и вело на первый этаж хором, где находились главные приёмные помещения. По древнерусской традиции рундуки Красных крылец украшали шатрами; часто над верхними рундуками устраивали теремок или кровлю сложной конфигурации. Красное крыльцо служило своего рода «лицом» дома, поэтому неудивительно, что оно получало наиболее богатое убранство.
Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.
Лев и Единорог у древа жизни.
Эмблематическая композиция «лев и единорог» была широко распространена на памятниках изобразительного и прикладного искусства России XVI – XVII веков.
Чаще всего единорог и лев располагаются по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи. Символ Единорога имеет и значительный христианский смысл как образ сына божьего, т.е. Христа, а лев и бык (телец) – атрибуты евангелистов.
Изображения Льва и единорога часто встречаются на царской утвари, знаменах, тронах, архитектурных постройках. Эти фигуры есть на царской печати Ивана IV и на фирменном знаке Московского печатного двора – гербе XVI века, который ставился на переплетах книг.
Легендарный богатырь Полкан.
В древнерусской литературе немало персонажей, нашедших отражение в русском изобразительном искусстве XVII века. С давних времен Русь поддерживала связи со своими соседями, но именно с юго-запада больше всего проникала сюда переводная литература. Иноземные повести, легенды, мифы, романы по-своему переосмысливались, и только те герои, которые были близки русскому читателю, становились популярными у русского народа.
Полуконь-получеловек по имени Китоврас, или Кентавр, попал к нам впервые вместе с библейским сказанием о мудром царе Соломоне. В этом сказании Кентавр — родной брат Соломона, помогающий ему во всех делах. В русских народных сказках Кентавр был наделен и всеми достоинствами русского богатыря: силой, мужеством, быстротой — каждый скок его равнялся семи верстам; имя его Китоврас, непривычное для русского уха, сменилось на знакомое — Полкан.
Известно, что уже в XIV–XV вв. всадник олицетворял верховного владыку. Еще при Василии I Дмитриевиче на великокняжеских монетах встречаются как поясные изображения человека, так и всадника с соколом, всадника с копьем и всадника с мечом.