Болонью можно смело ставить в один ряд с самыми интересными городами Италии
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Эмилия-Романья вдоль и немного поперёк (Болонья и окрестности)
Болонью можно смело ставить в один ряд с самыми интересными городами Италии
Хороша и плошадь Санто-Стефано:
Действительно, хороша!
Во время нашего визита на ней раскинулась ярмарка, поэтому оценить площадь не удалось.
великолепную Болонью. Надеюсь, мне хоть немного удалось передать её красоту, обаяние и шарм
Вполне!
Спасибо!
Во время нашего визита на ней раскинулась ярмарка, поэтому оценить площадь не удалось.
Эти ярмарки - просто ужас !!!
Мы 1-й раз тоже попали на Санто-Стефано во время ярмарки - она была просто "убита"... Слава богу, у нас были ещё возможности вернуться сюда.
А вообще подобные ярмарки на главных площадях очень мешались и в Парме, и в Пьяченце... Местным, понятно, развлекуха, но для туристов - просто "бич божий"...
Возможно "болонский" раздел показался кому-то излишне длинным. Но в него и так вошли только самые-самые "сливки". Мне всего лишь хотелось воздать должное Болонье как городу, который совсем не является фоном для главных "маст си" Италии, но и сам входит, причём на равных, в их число. Все последующие разделы будут намного короче, местами даже нарочито схематичны. Как бы ни относиться к прочим городам Эмилии-Романьи, надо признать, что в итальянскую "премьер-лигу" они не входят. В каждом из них есть по-своему симпатичные, красивые, атмосферные уголки, но все они являются городами двух-трёх видов, двух-трёх достопримечательностей или же и вовсе одной "темы", как Равенна. Ни один из них нельзя рекомендовать для обязательного посещения, и я буду рад, если мой рассказ поможет лучше понять их и выбрать наиболее интересные для себя места.
<<<<<<<<<<<<<<< =========== ПЬЯЧЕНЦА =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Пьяченца стала самым большим сюрпризом нашей поездки . Все остальные города оказались примерно такими, как я их себе и представлял, и проявили себя чуть более или чуть менее, но всё же в рамках возложенных на них ожиданий (исключение составила лишь Мантуя, но там вмешались "обстоятельства непреодолимой силы" в виде массовых реставраций ), а вот Пьяченцу, признаюсь, я недооценивал. Правда, она была "первым запасным", но в маршрут попала в самый последний момент исключительно из-за "косяка" Air Moldova, о котором я писал выше.
Главной достопримечательностью Пьяченцы и её символом де-факто считается (достаточно организовать поиск в Гугле и посмотреть первую страницу фотографий) Дворец коммуны (Palazzo Comunale) на "Площади коней" - так буквально переводится название Пьяцца Кавалли (Piazza Cavalli). И хотя мои приоритеты не столь однозначны, я не буду "отделяться от народа" и тоже начну с него, тем более, что готический дворец с эффектной "макушкой" из красного веронского мрамора действительно очень красив и мне искренне понравился .
Под мощными аркадами главного фасада дворца:
А это уже во внутреннем дворе, через который открыт сквозной проход:
К одной из боковых сторон дворца пристроено, как мне кажется, явно позднее, не совсем понятное для меня сооружение:
Прямо перед дворцом установлены две очень динамичные конные статуи, которые и дали своё название площади (при ближайшем их рассмотрении сразу становится ясно, что правильный перевод Пьяцца Кавалли - именно "коней", а не "лошадей" ). Г. Мортон, увидя их, назвал их великолепными и написал: "Впечатление потрясающее, и я подумал, что ни Ломбардия, ни Эмилия ничего более прекрасного продемонстрировать не могут". Эти всадники "на гордых конях" - герцоги Фарнезе: сын Рануччо и отец Алессандро. Их изготовление заказал сам Рануччо в 1612 году, при этом его собственный памятник был установлен первым.
Собственно, на этом роль Рануччо в истории заканчивается, а вот фигура Алессандро является несравнимо более значимой и интересной. Вообще-то к Пьяченце он имел очень опосредованное отношение. По сути, его с ней связывали только титул и родовая фамилия. Внук (правда, через незаконнорожденную дочь) знаменитого испанского короля и императора Карла V, Алессандро родился в Риме, провёл детство в Парме, воспитывался при королевском дворе в Брюсселе, учился в университете Алькалы-де-Энарес, женился на португальской инфанте, был наместником испанских Нидерландов... В его послужном списке - битва с турками при Лепанто и подготовка судов печально известной "Непобедимой армады". Умер Алессандро в Аррасе, на территории современной Франции, и был похоронен в Парме. В самой Пьяченце он, похоже, так никогда и не был, и появился тут только "каменным гостем" благодаря своему не менее родовитому, но намного менее деятельному и совсем не знаменитому сыну.
Фамилия династии герцогов Пармы и Пьяченцы Фарнезе здесь обыгрывается довольно часто, даже в названии банка:
А свое восхождение к власти семейство начало благодаря красавице Джулии Фарнезе, ставшей в юном возрасте любовницей Римского папы Александра VI, более известного как глава знаменитого семейства Борджия. Пользуясь своим положением, она выхлопотала для своего брата Алессандро чин кардинала, тот впоследствии успешно продвинулся на самый верх "пирамиды", став папой Павлом III. После чего, как и полагается доброму христианину (ну а что делать, все мы грешные, не он первый, не он и последний... ), усердно заботился о богатстве и могуществе собственного рода, и дом Фарнезе достиг славы, влияния и процветания.
Саму Пьяццу Кавалли нельзя назвать некрасивой, но всё же она является лишь фоном, оттеняющим великолепие Дворца коммуны и скачущих перед ним всадников:
Церковь, увенчанный тонкими башенками фасад которой виден с площади Кавалли - базилика св. Франциска. Вот как она выглядит изнутри:
Когда-то к базилике примыкал клуатр, но от него сохранились только фрагменты нескольких галерей:
Когда я говорил, что не могу назвать Дворец коммуны самой главной достопримечательностью Пьяченцы, я имел в виду местный кафедральный собор, который наравне с соборами Модены и Феррары оставил наиболее сильное впечатление среди всех прочих храмов Эмилии-Романьи (комплекс Санто-Стефано в Болонье – это совершенно отдельная тема). Он хорош везде: спереди и сзади, снаружи и изнутри . Еще издали он обратил на себя внимание прекрасными романскими формами и изящными колоннадами:
Фасад собора ещё более великолепен, но утреннее солнце помешало сделать фотографии, которые подчеркнули бы это в полной мере...
Вообще самый "правильный" вид собора приводит Википедия:
Мне же удалось заснять площадь перед собором только в направлении "от него":
Прекрасны и отдельные детали внешнего декора: львы, атланты, балдахины над входными порталами...
Интерьеры собора впечатляют не меньше . Прямо скажу, что когда мы зашли в него, у меня буквально перехватило дыхание: от всего, что я увидел, веяло таким величием, такой непоколебимой мощью, таким ощущением незыблемой вечности, не подвластной ничему, что происходит за этими стенами... Одной из задач религиозной архитектуры всегда было создать контраст между человеком и окружающей его реальностью и воплощением ТОГО, что незримо находится за пределами этого мира - и в соборе Пьяченцы это удалось сделать в полной мере. Ну а фото... это всего лишь фото.
Скульптуры в классическом романском стиле:
Намного более точное и объёмное (в прямом смысле слова) представление создают панорамные виды с сайта http://www.marcostucchi.com/Articoli/Du … index.html .
Есть в соборе и крипта, но там проходила служба, поэтому сфотографировать её мне не удалось. Но её можно увидеть на одной из круговых панорам по приведённой выше ссылке.
В Пьяченце вообще много интересных церквей, в этом смысле она, пожалуй, уступает в Эмилии-Романье только Болонье. Одна из самых примечательных среди них - монументальная и величественная базилика св. Антонина (Basilica di Sant'Antonino)
Фреска на потолке:
Церкви для посещения (кроме соборов и каких-нибудь совсем знаменитых) мы обычно выбираем по принципу наличия клуатров или хотя бы крипт. В базилике св. Антонина клуатр есть, поэтому мы постарались попасть сюда в часы "открытых дверей". Он, конечно, не ахти какой, как и большинство "итальянских", но всё равно приятный .
Здесь нам попались очень интересные гранаты. На фото они кажутся вполне обычными, но на самом деле плоды очень маленькие, размером с яблочко-китайку, я таких никогда не видел .
В одной из галерей стоял невесть как оказавшийся здесь "мини-гарнитур" в восточном стиле - настолько симпатичный, что я не удержался, чтоб его не сфотографировать:
В Пьяченце есть ещё одна любопытная «фишка». Проходя по улице мимо обычного, можно сказать, невзрачного дома, ты видишь открытые ворота. Заглядываешь туда (ну а почему не заглянуть, если открыто ?! ) - и перед тобой открывается совсем другой мир, представляющий собой остатки (а иногда и не остатки) "прежней роскоши" - внутренний двор, совершенно не соответствующий внешней неприметности: колонны, портики, причудливые лестницы... Я думаю, что это те самые дворцы, о которых Г. Мортон написал: "На узких улицах можно встретить старые дворцы с окнами, наглухо закрытыми ставнями. Выглядят они невероятно мрачно".
Ну а это уже действительно самый настоящий дворец:
И ещё один:
А вот это как раз совсем не дворец, а просто красивое современное здание, этакий "дом с шипами" (что-то подобное нередко можно встретить и в других европейских городах):
И просто пара "уличных" фото:
Базилика (по числу базилик на квадратный метр Пьяченца даст фору даже Болонье !) Сан-Савино со своим типовым барочным фасадом внешне совсем не привлекательна. Однако внутри сохранился весьма брутальный романский интерьер, а главное - крипта с очень любопытными чёрно-белыми мозаиками конца 11 - начала 12 веков.
Капители колонн тоже хороши :
И крипта, и мозаики просто потрясающе смотрятся на панораме http://www.marcostucchi.com/Panoramiche … no_02.html .
Пол самой церкви тоже очень своеобразный:
Напротив железнодорожного вокзала раскинулся небольшой, но обаятельный ландшафтный парк Королевы Маргариты (Giardino Margherita), открытый для общественного посещения в 1893 году. Среди произрастающих в нём деревьев есть даже 2 ливанских кедра.
И ещё несколько церквей Пьяченцы, которые понравились нам либо своим внешним видом, либо интерьерами, либо и тем, и другим:
Церковь, посвящённая покровительнице Ирландии св. Бригитте, была основана римским епископом ирландского происхождения Донато ди Фьезоле для ирландских паломников:
Ещё одна базилика - св. Евфимии:
Церковь св. Сикста (San Sisto) с обрамлённым двумя аркадными галереями большим атриумом перед главным фасадом:
Намного лучше, чем любые фото, её интерьеры передают круговые панорамы сайта http://www.marcostucchi.com/Articoli/Sa … index.html . Посмотрите, не пожалейте времени. Это действительно красиво !
Доминиканская базилика св. Иоанна "на канале" (Basilica di San Giovanni in Canale), в которой некогда размещался трибунал инквизиции:
Ещё одну церковь мы застали в состоянии глубокой реставрации: всё её внутреннее пространство представляло одну большую стройплощадку, на которую с улицы свободно заезжал немаленький грузовичок:
Последняя из достопримечательностей Пьяченцы, которую я хочу показать - монументальный и местами мрачный дворец герцогов Фарнезе. Он состоит из двух частей: старой и новой. Старая часть представляет собой остатки крепости, выстроенной в 1352 году миланским герцогом и тогдашним синьором Пьяченцы Галеаццо Висконти.
Новая часть была построена герцогами из династии Фарнезе во 2-й половине 16 века. Правда, работы так и остались незаконченными, несмотря на вялотекущие локальные реконструкции последующих двух столетий. Сегодня восточный фасад дворца больше всего напоминает нечто среднее между московским "Детским миром" доперестроечных времён и соседствующим с ним печально известным зданием на Лубянке :
Внутренний двор дворца огромен, но обаяния ему не прибавляет:
А самым впечатляющим уголком Дворца Фарнезе является башня с въездными воротами, к которой ведёт каменный мост, перекинутый через небольшой ров:
Сегодня во дворце расположился Городской музей, включающий в себя разделы археологии, скульптуры, оружия, стекла и керамики, а также непременную в Италии картинную галерея. В музей мы не пошли, но через окно увидели вот такую коллекцию шпаг:
Самый же известный экспонат здесь - так называемая Печень Пьяченцы: этрусская бронзовая модель печени (предположительно овцы или барана) в натуральную величину, датируемая 2 веком до н. э. Википедия показывает, как она выглядит:
На печени выгравирована модель неба с сорока надписями. Точное назначение печени до сих пор не установлено, но учёные склоняются к версии, что она использовалась в особого рода гаданиях.
<<<<<<<<<<<<<<< =========== БОББИО =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Маленький Боббио (Bobbio), расположенный к югу от Пьяченцы, мы считаем большой находкой и настоящим шедевром этой поездки . Он оказался в нашем маршруте в самый последний момент, когда мы искали, чем можно заполнить неожиданно "подаренный" нам молдаванами дополнительный день. Признаться, ещё накануне я и не знал о существовании такого городка. Но когда на запрос о достопримечательностях Пьяченцы добрый Гугл очень быстро выдал несколько фото совершенно потрясающего романского моста, сразу получившего категорию "хочу +", не менее быстро выяснился адрес его "прописки" - им и оказался некий доселе неведомый то ли городок, то ли посёлок Боббио. Хотим !!! Но где это ? А как раз недалеко от Пьяченцы, отводить на которую целый день мы не собирались в любом случае. О, туда и автобус ходит ! И расписание вполне адекватно !! Едем без вариантов !!!
От железнодорожного вокзала Пьяченцы до Боббио ходит автобус линии E17 компании SETA (текущие расписания можно посмотреть на http://www.setaweb.it/azienda/percorsi_guida_orari.php ). Правда, "на месте" эта информация вам вряд ли чем-то поможет . Дело в том, что "информационное обеспечение" автобусных остановок в Италии и близко не стоит с Испанией или Францией. Как правило, это просто столб с табличкой, на которой изображён автобус. Иногда - стеклянная палаточка-"козырёк". А то и вовсе просто жёлтая разметка с надписью BUS. А вот какой именно "бус" тут идёт, в каком направлении и по какому расписанию - это уж, извините, гадайте сами . В лучшем случае на остановке болтается привязанная к ней проволочкой бумажка, вложенная для водонепромокаемости в обычный канцелярский файлик, с расписаниями - но такое счастье выпадает далеко не всегда.
Так что на всякий случай, если кто решит повторить наш путь, скажу, что остановка автобуса до Боббио в Пьяченце - в противоположном от вокзала конце привокзальной площади, уже практически на границе с парком. Самое смешное, что рядом висит электронное табло и даже высвечивает какие-то маршруты, но наш автобус там так и не обозначился. Время по расписанию уже прошло, и мы в очередной раз задёргались, хотя перед этим раз 5 спросили у разных людей о нужной нам остановке, но тут - о, радость ! - из глубин улиц появился ОН - с огромной вывеской BOBBIO на лобовом стекле. И всего-то с опозданием на 2-3 минуты (вообще он идёт от автостанции, но в большинстве случаев садиться удобнее именно у железнодорожного вокзала).
Путь до Боббио занимает час с небольшим и проходит по очень красивым местам вдоль долины реки Треббия. Фото, сделанные на ходу из окна автобуса (лучше садиться с правой стороны по ходу), оказались на удивление неплохими, хотя всей живописности этих мест, увы, всё равно не передают.
Речка, кстати, хоть и не слишком известная, вошла в историю двумя громкими сражениями, произошедшими на её берегах. В декабре 218 года до н. э. здесь столкнулись римская и карфагенская (которой командовал "тот самый" Ганнибал) армии, а спустя 2 тысячелетия, в июне 1799 года войска фельдмаршала Суворова нанесли поражение французам, за что император Павел I прислал Александру Васильевичу (которому было уже 68 лет) свой портрет, усыпанный бриллиантами.
Боббио - это сочетание формата столь любимого нами "маленького каменного городка" с домами и церквями из потемневшего от времени серого камня и живописных улочек и площадей с постройками самых разных времён. И всё это - на фоне недалеко расположенных гор, самой высокой из которых является полуторакилометровая Пениче.
Не могу удержаться, чтоб не привести обзорную фотографию города из Википедии, сделанную с одной из окрестных возвышенностей:
Однако привлекательность Боббио не ограничивается только «городскими картинками». Особого внимания здесь заслуживают, как минимум, две "отдельно взятые" достопримечательности: великолепный средневековый каменный мост и аббатство св. Колумбана. И как бы я ни любил старые церкви, старые мосты я люблю ещё больше, тем более, что таких, как в Боббио, я ещё не видел.
Старый мост (Ponte Vecchio), он же Горбатый, он же Дьявола существует в Боббио примерно с римских времён. Конечно, за столь огромный срок он претерпел многочисленные изменения, много раз перестраивался и ещё больше - восстанавливался после разрушений, вызванных разливами реки. К примеру, ещё до 16 века он состоял всего из 4-х арок, и только потом был удлинён до 11-ти сегодняшних.
Как бы то ни было, Старый мост Боббио - самый длинный (280 метров !) из всех горбатых, самый горбатый из всех длинных и уж точно самый восхитительный из всех старых мостов, что я видел раньше .
Что касается "дьявольского" названия, то здешние легенды не блещут оригинальностью и повторяют то, что я уже не раз читал (и даже писал об этом) о прочих мостах в самых разных странах. Многие, наверное, уже представляют, о чём пойдёт речь, и они абсолютно правы: да, дьявол собственной персоной заключил соглашение с местным Святым Колумбаном о том, что если построит мост за одну ночь, то получит душу первого, кто пройдёт через него. Естественно, работать руками - не царское дело, поэтому сатана призвал на помощь бригаду демонов более мелкого ранга, ну а те работали разобщённо, каждый над своей частью, и в итоге мост получился горбатым и неровным. Тем не менее, свою часть договора дьявол выполнил, но Святой перехитрил его, выпустив на мост маленькую собачку (некоторые предания говорят об осле или даже медведе, но сути, как понимаете, это не меняет). В общем, добро, как всегда, победило .
Легенды легендами, но существует вполне серьёзная версия, что именно в Боббио Леонардо да Винчи завершил свою Мону Лизу и, более того, что именно здешний мост изображён на её фоне чуть правее. Давайте посмотрим повнимательнее:
Честно говоря, мне так совсем не кажется , но кто я такой, чтоб спорить с учёными и искусствоведами, тем более что, как я уже писал, в те времена Горбатый мост выглядел несколько по-иному...
Как и многие крепости, старые мосты красивы прежде всего со стороны. Когда идёшь по ним самим, чувства восторга и потрясения пропадают. Зато отсюда открываются прекрасные виды на город и его окрестности:
Другая топовая достопримечательность Боббио - аббатство св. Колумбана (в книге Г. Мортона его имя переведено как Колумба, но влезать в лингвистические тонкости я не буду). Оно был основан ирландским монахом-миссионером Колумбаном, обосновавшимся здесь после многочисленных странствий по Европе, в 614 году. До 12 столетия монастырь пользовался большим влиянием, а его библиотека рукописей, первые из которых появились здесь благодаря самому Колумбану, свободно читавшему на греческом и древнееврейском языках, считалась одной из лучших в Европе.
Сегодняшний монастырский комплекс был построен в 15-16 веках. Его главным сооружением является базилика св. Колумбана:
Интерьеры базилики, несмотря на относительную простоту декора, очень красивые, особенно потолки и перекрытия:
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Эмилия-Романья вдоль и немного поперёк (Болонья и окрестности)