Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Подмоклово


Подмоклово

Сообщений 11 страница 14 из 14

11

Volkova написал(а):

Храм красивый, но какой-то приземистый. Мне кажется, пропорции нарушены

есть такое немного. несколько странновато смотрится в деревне. но

senegalka написал(а):

Возведена в имении графа Долгорукова, который переводил труд Палладио на русский язык.

неизвестно, как выглядело само имение. наверняка в комплексе все смотрелось иначе.
то, что реставрируют, просто отлично! ну а забор, убрать, конечно! бурьян выкосить! ))

0

12

Где-то была информация, что от церкви открывался красивый вид на Оку. Сейчас реку не видно совершенно, в 100 метрах от церкви уже разбиты дачные участки  :dontknow:

0

13

Архитектурно храм Рождества Богородицы в Подмоклово – замечательный пример круглого храма-ротонды. Здания этого типа с ранне-христианского времени служили либо крещальными храмами-баптистериями (общий их прототип – Латеранский баптистерий императора Константина в Риме), либо мемориальными храмами в память мучеников (соответственно, Ротонда Воскресения над Гробом Господнем в Иерусалиме).

Латеранский баптистерий императора Константина в Риме     Ротонда Воскресения над Гробом Господним в Иерусалиме

Для таких построек типично сравнительно небольшое пространство, в плане представляющее восьмигранник. Это церковное пространство должно было сплачивать скромную по численности группу внутренне близких людей, собиравшихся в нём, чтобы почтить новорождённую жизнь или же память собратьев, положивших жизни за веру: прообразом подвига которых служили смерть и  Воскресение Иисуса Христа.

С VIII-IX вв. ротонда становится господствующим типом частного, домового храма (основными образцами здесь служат императорская церковь Свв. Сергия и Вакха в Константинополе и капелла Карла Великого в Аахене).

Церковь Свв. Сергия и Вакха в Константинополе    Капелла Карла Великого в Аахене   Капелла Карла Великого в Аахене. Подкупольный 8-угольник

На христианском Востоке данный архитектурный образ забывается, начиная с XI в. (т. е. вскоре после Крещения Руси), но на Западе он весьма популярен: именно в качестве образца восточной, ранне-византийской архитектуры – для обетных храмов, которые строили крестоносцы и паломники, побывавшие в Палестине.

Церковь св. Иоанна Лествичника в Кремле (Иван Великий)Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах В XVI в. тип центрического храм, (хотя и не ротонда), был занесён на Русь итальянскими зодчими, работавшими для великих князей Московских: самый ранний пример –  церковь Св. Иоанна Лествичника (Иван Великий), построенная в Кремле Боном Фрязином (т. е. Итальянцем) в 1508 г.. В два последующие столетия центрический храм распространяется как тип усадебной церкви; такие храмы всегда сооружались как частные постройки царей или крупных светских феодалов.

Rн. Г. Ф. Долгоруков, как мы помним, получил с. Подмоклово в приданное за княжной М.И. Голицыной. Одновременно он породнился с её двоюродным братом кн. Б.А. Голицыном: строителем прославленной церкви Знамения Богородицы в Дубровицах (1690-1704 гг.) Разумеется, дубровицкая церковь представляет аналогию подмокловскому памятнику - уже как редкий случай внешней декорировки православного храма скульптурами; к тому же в обоих храмах налицо изображения 12-ти апостолов и 4-х евангелистов.

Но ближайшие прототипы подмокловской церкви следует искать не в древнерусском, а в итальянском зодчестве эпохи Возрождения. Образ восьмидольного круглого храма, окаймлённого арочной галереей-папертью на 16-ти столбах и увенчанного полусферическим куполом, появился во Флоренции на рубеже 1420-х/30-х гг.

Первый  по времени пример такого рода – молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели, построенная Ф. Брунеллески в 1427-1436 гг. Затем он повторяется в формах поминального храма на месте казни Св. Петра в Риме (т. н. Темпьето, постройка Донато д’Анджело Браманте, 1502 г.)

Молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели Ф. Брунеллески  Темпьето. Донато д’Анджело Браманте  Темпьето. Донато д’Анджело Браманте

и храма, изображённого на картине Рафаэля Санти «Обручение Мадонны» (1504 г., Милан, галерея Брера). Несомненно, это здание Рафаэль вслед за своим учителем Перуджино, у которого он взял общую композицию, ввёл в картину в качестве богородичного образа-символа, выражая богословскую идею - Богоматерь–Вселенская Церковь.

Пьетро Перуджино. Обручение Марии    Рафаэль Санти «Обручение Мадонны»

Ближайшим по времени аналогом церкви Рождества Богородицы в Подмоклово служит и неосуществлённый проект храма Торжествующей церкви (Ecclesia triumphans) для арены римского амфитеатра Флавиев - Колизея, разрабатываемый римским архитектором Карло Фонтана в 1676-1700 гг.

Сторонником «христианизации» архитектурного пространства Колизея -  места подвижничества древних мучеников - был папа Иннокентий XI, взошедший на римскую кафедру в 1676 г.. Работы по превращению античного цирка в церковный мемориал оказались прерванными в 1683 г. из-за вторжения турецкой армии великого визиря Кара-Мустафы в пределы Священной римской империи. В сентябре того же года мусульманское нашествие было остановлено под самой Веной – в основном, благодаря действиям польских войск во главе с королём Яном III Собеским, но также  при денежной помощи папы Иннокентия.

(Ecclesia triumphans) Проект церкви в амфитеатре Флавия в Риме. Автор Карло Фонтана. 1697 г. (проект не осуществлен)   (Ecclesia triumphans) Церковь торжествующая. Проект Карло Фонтана

Мотив победы сил христианства мог отразиться на проекте К.Фонтана, продолжавшего свою работу: купол задуманного им храма венчает скульптурная аллегория Церкви торжествующей - статуя папы, возносящего гостию, в окружении фигур четырёх евангелистов.

(Ecclesia triumphans) Церковь торжествующая Карло Фонтана

В 1684 г. заключена Священная лига: антитурецкий военный союз Империи, Польши, Венеции и Мальты. В 1686 г. Россия, подписав «Вечный мир» с Польшей, присоединилась к антитурецкой коалиции  - и именно в программу этого союза входили Азовские походы и итальянская поездка царских стольников 1697-99 гг.. Одновременно с ней, в преддверии мероприятий «Святого года» (1700), в Риме вновь активизировались работы по перестройке Колизея. С ними вполне мог ознакомиться кн. Г. Ф. Долгоруков, который, возможно, уже тогда готовился к посольской службе при дворе католической державы.

Очевидно, что в основе подмокловского проекта лежали не современные этой постройке опыты западной архитектуры, а свежие впечатления от её шедевров 100-200-летней давности. Кн. Г.Ф. Долгоруков, происходя из высококультурной, вполне подготовленной к встрече с памятниками ренессансного зодчества семьи, мог выступить не только заказчиком подмокловского храма, но и соавтором его проектирования. В этом нас убеждает, в частности, та органичность, с какой храм доселе непривычного для России типа был соотнесён с родным для заказчика приокским пейзажем.

Пилипенко А.Д.,

ст. н. с. Серпуховского историко-художественного музея

картинки

http://www.hram-podmoklovo.ru/russian_italy

0

14

Интересная история о фреске с изображением Лермонтова в аду

Пилипенко А.Д., ст. н. с. Серпуховского историко-художественного музе

Должен остановиться на факте, который однажды принёс подмокловской церкви громкую, можно сказать скандальную известность (лучше бы больше вспоминали и заботились о художественных достоинствах памятника). Это история под названием «Лермонтов в аду».

В 1875 г. на средства приходского церковного старосты, серпуховского 1 гильдии купца Тимофея Ивановича Каштанова, было проведено «возобновление», т. е. капитальный ремонт Богородицерождественского храма. В частности, храм был «сделан тёплым»: при чём заложены арочные проёмы кольцевой галереи-паперти – кроме её восточной, алтарной части. Впоследствии внутри притвора, образованного закладкою арок; на западе, рядом с выходом из церкви: по древней традиции – появилась картина Страшного суда. По-видимому, она была написана уже в 1882 г. - когда, с разрешения епархиального архиерея, церковь украсил росписями неизвестный художник, на средства всё того же Т.И. Каштанова: подмокловского уроженца и владельца суконной фабрики в Серпухове. Но осенью 1893 г., при ремонтных работах, проведённых очередным церковным старостою серпуховским купцом Василием Ивановичем Каштановым, настенная живопись была поновлена, возможно – с существенным изменением  второстепенных её деталей. Как бы то ни было, в этой композиции Страшного суда, среди грешников, ввергаемых  в адский огонь, изображён некто с явными портретными чертами М.Ю. Лермонтова. В начале 1934 г. это изображение было снято со стены и отправлено на реставрацию – с дальнейшим предназначением для антирелигиозного музея, устраиваемого в стенах московского Страстного монастыря. С 1955 г. подмокловская картина включена в экспозицию Музея истории религии и атеизма в Ленинграде (Казанский собор); сейчас она хранится в фондах Государственного музея истории религии в С.-Петербурге.

"Лермонтов в аду" Фреска храма в ПодмокловоУпомянутый персонаж был опознан как М.Ю. Лермонтов ещё в 1900 г., когда в столичной газете «Северный курьер» появилась возмущённая заметка её редактора Владимира Владимировича Барятинского (возможно, сына приятеля Лермонтова), призывающая прекратить глумление над памятью любимого многими поэта: «в церкви, в доме молитвы, прощения и братской любви».  В ближайшем номере «Курьера» появилась ответная статья археолога П. Панкратьева - утверждающая, что Лермонтов повинен «как дуэлист в трёх тяжких грехах: убийстве, самоубийстве и неповиновении властям». Известно, что представители интеллигенции г. Серпухова и Алексинского уезда обращались к тульскому архиерею, в чьём ведении находился приход с. Подмоклово, прося разрешения изменить внешность изображённого на картине грешника – в чём им было отказано (хотя в журнале «Старые годы» за 1913 г. и появилась заметка,  сообщающая об обратном).

Среди жителей села утвердилась легенда, будто поэт был изображён в церковной росписи «по приказу владельца с. Подмоклово – помещика… за то, что он написал на владельца имения злую эпиграмму, был врагом этого помещика». Действительно, в сер. XIX в. селом владели дворяне Васильчиковы – но то были лишь однофамильцы кн. Александра Илларионовича Васильчикова, – который в своё время был мишенью для довольно едких шуток М.Ю. Лермонтова;  имел основания считаться врагом поэта (он участвовал как секундант Мартынова в роковой пятигорской дуэли). А.И. Васильчиков умер в 1881 г. - т.е. до создания пресловутой картины. Наконец, во 2-ой пол. XIX в. церковь Рождества Богородицы в Подмоклово являлась не усадебной, а приходской – и следовательно, содержание росписей, украшавших храм, должен был определять не помещик, а, скорее всего, местный священник с причтом и старостою – и непременно с разрешения вышестоящих духовных властей.

Что же могло вызвать к жизни подобную картину? Думается, что М.Ю. Лермонтов в данном случае осуждается не как личность (решать, кому из конкретных людей место в аду – конечно, немалый грех), а как выразитель определённого идейного течения. Вспомним, что подобным образом и примерно в те же годы изображался Л.Н. Толстой. Лермонтов, не будучи основателем антицерковного учения, подобного толстовству,  всё-таки - одна из культовых фигур русского неоромантизма рубежа XIX-XX в. – а это течение было весьма влиятельным и, надо признать, характеризуется, среди прочего, «мировой скорбью», богоборчеством – словом,  чертами сатанизма.

Кроме того, заказчику фрески, кажется, хорошо знакомы обстоятельства похорон М.Ю. Лермонтова. Как дуэлянт, убитый наповал, он считался самоубийцей - на этом основании священник Скорбященской ц. в Пятигорске о. Василий Эрастов отказался участвовать в его погребении. По просьбе друзей убитого и за плату Лермонтова проводил в последний путь настоятель той же церкви протоиерей Павел Александровский – что потом вызвало донос и судебное разбирательство. Не исключено, что священнослужитель, представленный на подмокловской картине рядом с т. н. Лермонтовым в пламени ада, должен изображать о. Павла

Интересно и то, что в газетной полемике 1900 г. по поводу данной картины обе стороны  говорят  о  гибели Лермонтова на дуэльном поединке как о непосредственном поводе к его «живописному осуждению». И М.Ю. Лермонтов, действительно, есть самая приметная фигура в истории русской дуэли – после А.С. Пушкина, который не был убит наповал и успел приготовиться к смерти, как подобает христианину. Между тем, в 1894 г. (время создания картины пролегает между 1875 и 1900 гг.) офицерам русской армии было не только позволено, но предписано драться на дуэли; отныне поединки назначались по решению полковых «судов чести» и тех, кто при этом отказывался драться, увольняли со службы в двухнедельный срок. Храм же в Подмоклово: опекаемый  купцами Каштановыми - был тесно связан с Серпуховом, в котором постоянно квартировала артиллерийская бригада. Не явился ли  «Страшный суд» из подмокловского храма – подобно роману А.И. Куприна «Поединок»  - определённой реакцией на указанное выше; безусловно, нехристианское явление в жизни русской армии и всего общества?

http://www.hram-podmoklovo.ru/history/x2

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Подмоклово