/ Продолжение.
Ну и хорошая новость! 400 рублей – не жалко! )) Я терпеть не могу экскурсии с гидом. Я даже аудиогид выключаю через 5-6 минут. Гиды, как правило, скучны и с ними нет свободы. А всё, что тебе скажут по аудиогиду, всё равно забудешь через час. Но экскурсия на коломенскую Фабрику пастилы запомнится надолго. Потому как с атмосферным погружением в то время – как-будто бац, и разом оказался в 1903 годе, весело, с юмором, артистично, увлекательно и вовлекательно. Это музей какого-то совершенно нового типа.
Экскурсия длится час. Группу делят на 2 части: одна сначала идёт на фабрику, а потом в сад, другая – сначала сад, потом фабрика. Конечно, фабрика – не настоящая. Это реконструированный жилой дом начала XX века, в некоторых комнатах которого показывается производство пастилы. Вся обстановка – аутентичная. Мебель, утварь, посуда, предметы декора. Механизмы, используемые для производства пастилы, изготовлены по старинным чертежам. Но всё это "не работало бы", если бы не актёры, одетые в соответствующие эпохе костюмы. Вот купец Пётр Карпович – строгий, хитрый, прижимистый хозяин заведения. Вот купеческая супруга Любовь Егоровна – приветливая, радушная и непосредственная хозяйка. Вот пастильный мастер – мужик с чувством собственного достоинства, вальяжно-степенный. Вот мальчишка-подмастерье – вертлявый, ленивый и бесхитростный жердяй. Вот садовник Мелентий Кузьмич – увлечённый яблоковед, а вот и его дочка – румяная пышечка, остренькая на язычок... Все играют замечательно (подмастерье, правда, чуток переигрывает. )) Но главное: все они непринуждённо ведут свою партию, ненавязчиво что-то с шуточками-прибауточками рассказывают-показывают и при этом постоянно общаются со зрителями, вовлекая их в некую игру, погружая в атмосферу начала прошлого века. Если бы не современная одежда экскурсантов, не наши телефоны/фотоаппараты, то полнейшее впечатление, что зашёл в гости к мануфактурщику и тебя просто водят по дому, знакомя с хозяйством...
Пока сидишь в гостиной, Любовь Егоровна коротенько и живо рассказывает про житьё-бытьё в Коломне, сколько работников на фабричке, кто сколько получает и какие цены в городе. Попутно покажет синема: трудно понять – то ли это архивные кадры, то ли ловкая стилизация. Закончив своё повествование, купчиха приглашает пройти в "цех", где хозяйничают мастер с подмастерьем...
Производство пастилы начинается с яблок. Не всякие годятся. Только твёрдые да кислые. Типа антоновки. Импортные не годятся. Все – отечественные, с одного коломенского саду. Как встарь, так и ныне. Сначала их надо помыть в специальном барабане. На вид – барабан барабаном, но называется громко – моечная машина системы инженера Рэйльса. Крутишь ручку в одну сторону – яблоки моются, в другую – выкатываются наружу. Всё это ловко проделывается на твоих глазах. Как-будто мастер учит подмастерье, а тот - лентяй, всё никак не может запомнить, в какую сторону крутить ручку. Затем яблоки нужно подготовить – вынуть из них сердцевину. Для этого имеется сердцевиновыниматель. Кладешь яблоко в специальный станочек и бах по нему доской с металлическим стержнем - получается яблоко с дыркой. Ну и ещё вокруг множество всяческих приспособлений – не бутафорских, а самых что ни на есть настоящих. И кругом яблоки. В корзинах и мешках. Крупные, красные, ароматные.
Потом "дырявые" яблоки запекали – в больших чугунах или на противнях. После чего тщательно перетирали и на сутки ставили на ледник в подвале. Затем в ход шло сито: пюре отделяли от сока. Сок не выливался, а тоже шёл в дело – на конфекты. С пюре дальше долго-долго мучились. Мутовкой это самое пюре взбивали. 6 часов! Мутовка – это такая палка, на конце которой перпендикулярно располагались узкие "крылышки". По-современному – типа блендер. Нужно зажать её между ладонями и крутить-крутить-крутить. Этим подмастерье и занялся, а в помощники призвал мальчонку из экскурсантов. Мальчонка всерьёз занялся кручением, а нас тем временем повели в другую комнату. Мальчонке сказали, что зайдут за ним через 6 часов. И наказали, чтоб не лодырничал и крутил тщательнее. Мальчонка старался. На самом деле у купца Чупракова крутильщицы крутили по 15 минут - а больше руки не выдерживали. 15 минут одна баба крутит, 15 минут другая. Одна крутит, другая отдыхает. Одна отдыхает, другая крутит. И так 6 часов. Ужосс! ))
Зачем крутили? Чтобы пюре увеличилось в объёме, стало воздушным. Как только оно белело и становилось воздушным, в него добавляли яичный белок и сахар. 15 фунтов сахара и 25 белков на пуд пюре. Так получалось пастильное тесто. Если оно стояло столбиком на пальце и не стекало с него – значит готово!
Далее эту массу стелили (постелить , отсюда и название – пастила) на вощёную бумагу в специальные рамочки и помещали в печь в сушильную камеру. Эта печка в музее тоже имеется, её сделали по чертежам, найденным в Ленинской библиотеке. Температура в печи должна быть ровно 60 градусов и рамочки с тестом должны пролежать в ней 12 часов. Масса усыхала и получалась рыхленькая белая пастила. После этого свежую пастилу обсыпали сахарной пудрой и на небольшой гильотинке резали на ровные кусочки-брусочки, укладывали в красивые коробочки и – в продажу! Коломенская пастила очень ценилась, её поставляли даже к императорскому двору.
Всё это проделывается с яблоками и сегодня. Только мутовки заменил миксер, а печку – электрические сушилки. Но всё равно изготовление настоящей натуральной пастилы – дело крайне трудоёмкое. Сегодня фабрика производит 500-700 кг пастилы в месяц. Иными словами из 1 кг яблок выходит всего 100 г пастилы. Но это именно настоящая пастила – та, которой лакомились наши прадеды. Современная промышленная пастила, кстати, производится вовсе не из яблок. Для современной промышленной пастилы в качестве основы используется не яблочное пюре, а желирующий агент агар из водорослей. Нет, это не ужосс-ужосс, это тоже можно есть, просто это совсем иная рецептура, ничего общего не имеющая с тем традиционным продуктом, который в России издавна именовался пастилой.
Отредактировано Arial (2015-07-13 20:07:29)