Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Коломна: в гостях у Куприна


Коломна: в гостях у Куприна

Сообщений 41 страница 50 из 98

41

/ Продолжение.

Ну и хорошая новость! 400 рублей – не жалко! )) Я терпеть не могу экскурсии с гидом. Я даже аудиогид выключаю через 5-6 минут. Гиды, как правило, скучны и с ними нет свободы. А всё, что тебе скажут по аудиогиду, всё равно забудешь через час. Но экскурсия на коломенскую Фабрику пастилы запомнится надолго. Потому как с атмосферным погружением в то время – как-будто бац, и разом оказался в 1903 годе, весело, с юмором, артистично, увлекательно и вовлекательно. Это музей какого-то совершенно нового типа.

Экскурсия длится час. Группу делят на 2 части: одна сначала идёт на фабрику, а потом в сад, другая – сначала сад, потом фабрика. Конечно, фабрика – не настоящая. Это реконструированный жилой дом начала XX века, в некоторых комнатах которого показывается производство пастилы. Вся обстановка – аутентичная. Мебель, утварь, посуда, предметы декора. Механизмы, используемые для производства пастилы, изготовлены по старинным чертежам. Но всё это "не работало бы", если бы не актёры, одетые в соответствующие эпохе костюмы. Вот купец Пётр Карпович – строгий, хитрый, прижимистый хозяин заведения. Вот купеческая супруга Любовь Егоровна – приветливая, радушная и непосредственная хозяйка. Вот пастильный мастер – мужик с чувством собственного достоинства, вальяжно-степенный. Вот мальчишка-подмастерье – вертлявый,  ленивый и бесхитростный жердяй. Вот садовник Мелентий Кузьмич – увлечённый яблоковед, а вот и его дочка – румяная пышечка, остренькая на язычок... Все играют замечательно (подмастерье, правда, чуток переигрывает. )) Но главное: все они непринуждённо ведут свою партию, ненавязчиво что-то с шуточками-прибауточками рассказывают-показывают и при этом постоянно общаются со зрителями, вовлекая их в некую игру, погружая в атмосферу начала прошлого века. Если бы не современная одежда экскурсантов, не наши телефоны/фотоаппараты, то полнейшее впечатление, что зашёл в гости к мануфактурщику и тебя просто водят по дому, знакомя с хозяйством...

Пока сидишь в гостиной, Любовь Егоровна коротенько и живо рассказывает про житьё-бытьё в Коломне, сколько работников на фабричке, кто сколько получает и какие цены в городе. Попутно покажет синема: трудно понять – то ли это архивные кадры, то ли ловкая стилизация. Закончив своё повествование, купчиха приглашает пройти в "цех", где хозяйничают мастер с подмастерьем...

http://sg.uploads.ru/t/Lcngh.jpg

Производство пастилы начинается с яблок. Не всякие годятся. Только твёрдые да кислые. Типа антоновки. Импортные не годятся. Все – отечественные, с одного коломенского саду. Как встарь, так и ныне. Сначала их надо помыть в специальном барабане. На вид – барабан барабаном, но называется громко – моечная машина системы инженера Рэйльса. Крутишь ручку в одну сторону – яблоки моются, в другую – выкатываются наружу. Всё это ловко проделывается на твоих глазах. Как-будто мастер учит подмастерье, а тот - лентяй, всё никак не может запомнить, в какую сторону крутить ручку. Затем яблоки нужно подготовить – вынуть из них сердцевину. Для этого имеется сердцевиновыниматель. Кладешь яблоко в специальный станочек и бах по нему доской с металлическим стержнем - получается яблоко с дыркой. Ну и ещё вокруг множество всяческих приспособлений – не бутафорских, а самых что ни на есть настоящих. И кругом яблоки. В корзинах и мешках. Крупные, красные, ароматные.

http://sh.uploads.ru/t/lwfLy.jpg

Потом "дырявые" яблоки запекали – в больших чугунах или на противнях. После чего тщательно перетирали и на сутки ставили на ледник в подвале. Затем в ход шло сито: пюре отделяли от сока. Сок не выливался, а тоже шёл в дело – на конфекты. С пюре дальше долго-долго мучились. Мутовкой это самое пюре взбивали. 6 часов! Мутовка – это такая палка, на конце которой перпендикулярно располагались узкие "крылышки". По-современному – типа блендер. Нужно зажать её между ладонями и крутить-крутить-крутить. Этим подмастерье и занялся, а в помощники призвал мальчонку из экскурсантов. Мальчонка всерьёз занялся кручением, а нас  тем временем повели в другую комнату. Мальчонке сказали, что зайдут за ним через 6 часов. И наказали, чтоб не лодырничал и крутил тщательнее. Мальчонка старался. На самом деле у купца Чупракова крутильщицы крутили по 15 минут - а больше руки не выдерживали. 15 минут одна баба крутит, 15 минут другая. Одна крутит, другая отдыхает. Одна отдыхает, другая крутит. И так 6 часов. Ужосс! ))

http://sg.uploads.ru/t/QGnTg.jpg

Зачем крутили? Чтобы пюре увеличилось в объёме, стало воздушным. Как только оно белело и становилось воздушным, в него добавляли яичный белок и сахар. 15 фунтов сахара и 25 белков на пуд пюре. Так получалось пастильное тесто. Если оно стояло столбиком на пальце и не стекало с него – значит готово!

http://sh.uploads.ru/t/l5aMG.jpg

http://sg.uploads.ru/t/mPXOs.jpg

Далее эту массу стелили (постелить , отсюда и название – пастила) на вощёную бумагу в специальные рамочки и помещали в печь в сушильную камеру. Эта печка в музее тоже имеется, её сделали по чертежам, найденным в Ленинской библиотеке. Температура в печи должна быть ровно 60 градусов и рамочки с тестом должны пролежать в ней 12 часов. Масса усыхала и получалась рыхленькая белая пастила. После этого свежую пастилу обсыпали сахарной пудрой и на небольшой гильотинке резали на ровные кусочки-брусочки, укладывали в красивые коробочки и – в продажу! Коломенская пастила очень ценилась, её поставляли даже к императорскому двору.

http://sh.uploads.ru/t/iWMsa.jpg

Всё это проделывается с яблоками и сегодня. Только мутовки заменил миксер, а печку – электрические сушилки. Но всё равно изготовление настоящей натуральной пастилы – дело крайне трудоёмкое. Сегодня фабрика производит 500-700 кг пастилы в месяц. Иными словами из 1 кг яблок выходит всего 100 г пастилы. Но это именно настоящая пастила – та, которой лакомились наши прадеды. Современная промышленная пастила, кстати, производится вовсе не из яблок. Для современной промышленной пастилы в качестве основы используется не яблочное пюре, а желирующий агент агар из водорослей. Нет, это не ужосс-ужосс, это тоже можно есть, просто это совсем иная рецептура, ничего общего не имеющая с тем традиционным продуктом, который в России издавна именовался пастилой.

http://sg.uploads.ru/t/eM7XW.jpg

http://sh.uploads.ru/t/rEWxq.jpg

http://sh.uploads.ru/t/ApyP9.jpg

Отредактировано Arial (2015-07-13 20:07:29)

0

42

Между тем нас ведут в кабинет мануфактурщика. Хозяин – дородный и степенный, в бархатном жилете, восседает за столом и щёлкает на счетах, что-то записывая в гроссбух, попутно распекая нерадивых работников, в чём-то, видимо, провинившихся и за что полагается штраф. Работнички пытаются возражать, но Пётр Карпович их решительно гонит прочь. Нашему появлению он сердечно рад и начинает хвастаться своими успехами. Показывает на фотографию в рамочке на стене, где он среди встречающих Государя Императора, однажды посетившего Коломну. Я лично, – доверительно шепчет он мне на ухо, – преподнёс Государю коробочку пастилы, Государь попробовал и остался превелико доволен. И Пётр Карпович самодовольно подкручивает ус, лукаво усмехаясь. И хотя где-то в доме деловито хлопочет его жёнушка, старый пень не прочь пофлиртовать и с молодыми гостьями. Выставив вперёд своё внушительное пузо, он подпирает им одну из молодок, набиваясь на свиданьице. Та, подхватив игру, смущённо тупит глазки и... соглашается. ))

http://sg.uploads.ru/t/0CPe3.jpg

http://sg.uploads.ru/t/VLcD1.jpg

Словно вспомнив про остальную публику, мануфактурщик приглашает дорогих гостей к столу испробовать пастилы. Через крохотную спаленку с трехэтажной этажеркой пуховых подушек,..

http://sg.uploads.ru/t/XZNoL.jpg

http://sg.uploads.ru/t/75hFT.jpg

где я не приминул испробовать рукомойник (работает!),..

http://sh.uploads.ru/t/9MH28.jpg

мы проходим в большую нарядную гостиную с огромным столом, на котором в вазочках красуется хозяйская пастила двух видов. Гостиную украшает огромный резной комод, у стеночки на красивой этажерочке стоит музыкальная шкатулка. Пётр Карпович заводит шкатулку, гостиная наполняется звуками музыки. Мы окружаем стол и хозяин, переходя от одного к другому, заводит всякие попутные разговоры, усиленно агитируя попробовать пастилы. Одна пастила беленькая и пышненькая, другая красненькая и уваристая. Красненькая мне приходится больше по вкусу. Я спрашиваю Петра Карповича её название, он охотно отвечает. Пастилка стремительно исчезает. Пробовать можно не по одному кусочку – хозяин же настаивает, так что я не стесняюсь и отправляю в рот один за другим аж три кусочка пастилы...

http://sg.uploads.ru/t/4aN6D.jpg

http://sh.uploads.ru/t/GYHCD.jpg

http://sh.uploads.ru/t/omv4U.jpg

Отредактировано Arial (2015-07-13 20:03:14)

0

43

Полчаса пролетели как один миг и мы снова оказались у музейного прилавка. На этот раз никакой толпы не было, так что мы с удовольствием тут обильно и отоварились. Цены, конечно, кусачие. В коробочках – от 350 рублей. Есть и простенькая, в целлофане по 250. Но уж больно коробочки привлекательные. Кстати, все они тоже ручной работы. Сейчас музейщики восстановили 33 рецепта пастилы, многие из них представлены в магазинчике при музее, а с ассортиментом и ценами можно ознакомиться на сайте и заранее. Между тем у прилавка снова появилась Любовь Егоровна и напомнила, что нас ждёт садовник. Тут и он появился – в холщовой рубахе и босиком. Он повёл нас в свои владения. На веранде была устроена школа. Видать, тут обучали грамоте работников Петра Карповича.

http://sg.uploads.ru/t/6VDzL.jpg

http://sg.uploads.ru/t/uX1OJ.jpg

http://sg.uploads.ru/t/DgocG.jpg

Но мы тут не задержались, а вышли из дома и прошли в тенистую беседку, где уселись на ароматные соломенные тюки. Пока Мелентий Кузьмич рассказывал нам про разные сорта яблок, годных для изготовления пастилы (вот уж никогда не думал, что буду внимать сему с интересом )) , его дочка-пышечка хлопотала с чаем. Настоящий чай при царе-бютюшке был дорог и не всем по карману, так что среди коломчан в большом почёте были травяные чаи, которые, кстати, тоже можно купить в лавке. Доча Мелентия Кузьмича, кстати-2, весьма остра на язычок и, полюбопытствовав, угощал ли нас Пётр Карпович пастилой, не преминула съязвить, что небось пожадничал и дал попробовать только по кусочку, на что мы дружно замахали руками, защищая мануфактурщика. ))

http://sg.uploads.ru/t/aUsRu.jpg

Кто уж и пожадничал, так это сама дочка Мелентия Кузьмича: плеснула в чашки по глоточку... ))

http://sg.uploads.ru/t/HKdSn.jpg

Но и мы ей отомстили. Когда Мелентий Кузьмич провел нас из сада в свои погреба, где показал, как до весны умудрялись сохранить яблоки, его доча сразу же стала предлагать что-нибудь купить – варенья всякие, джемы, сидр (французский, кстати), чайные наборы – мы ничего у неё не купили! ))

Тем не менее, вышли мы из музея на коломенское солнышко с хорошо набитым пакетом. "От нас должны уходить счастливыми!" – таков девиз музея. Насчёт счастья не знаю, но покинули мы Музейную фабрику пастилы довольные-предовольные. Впечатления от музея были самые лучшие, ну а маленький скандальчик... Он хоть и не забылся, но стал просто пустячком. Ну, мало ли, бывает... Час, что длилась весьма насыщенная и вкусная экскурсия, прошёл быстро, надо было бы и отдохнуть. Но где? Где можно и нужно посидеть в коломенском посаде? Ну, конечно же, на скамейке Анны Андреевны! Туда мы и отправились...

/ Продолжение следует. 

Отредактировано Arial (2015-07-13 20:37:10)

0

44

Arial написал(а):

если бы не актёры, одетые в соответствующие эпохе костюмы.

А Вы обратили внимание, что в Европе очень часто экскурсоводы =актеры? Может, за этим будущее музеев?

Arial написал(а):

так что я не стесняюсь и отправляю в рот один за другим аж три кусочка пастилы.

Детишкам-то оставили?

0

45

Ксения написал(а):

А Вы обратили внимание, что в Европе очень часто экскурсоводы =актеры?

Ну так основательницы музея и не скрывают, что подсмотрели это в европах )) в коломенском музее есть сценарист и профессиональный режиссер, который неплохо учит подопечных актерскому мастерству - Пётр-то Карпович, который в миру Виктор Уткин, из отставных военных, например. А ведь и не подумаешь: купец, настоящий купец! Кстати, попал в купцы случайно.

Коренной москвич, офицер в отставке, он всю прослужил в войсках связи, пройдя путь от рядового до майора и побывав на Второй Чеченской. Приехав однажды на расположенную неподалеку дачу, он пошел гулять по Коломне и наткнулся на вывеску «Общества любителей вольных прогулок» у музея пастилы. Заинтересовался, разговорился, начал часто бывать, принес в подарок музею старинный фотоаппарат, а потом ему предложили здесь поработать. Сначала в экскурсионном представлении он играл садовника, а теперь вот хозяина фабрики.

Ксения написал(а):

Детишкам-то оставили?

Детишек мамы усиленно пастилой потчевали )) ДА детишки какие-то стеснительные попались. Пётр Карпович в своем кабинете попросил одну юную барышню в колокольчик позвонить, чтоб прислугу вызвать, так так забилась в угол, сжалась вся, покраснела и ни в какую! )) пацаны в этом смысле посмелее и порасторопнее ))

Отредактировано Arial (2015-07-13 21:34:50)

0

46

Arial написал(а):

жердяй

Редкое слово, даже посмотрела значение в толковом словаре )

Arial написал(а):

где хозяйничают мастер с подмастерьем...

Надо понимать, в белой рубахе тот самый жердяй.

Arial написал(а):

Красненькая мне приходится больше по вкусу.

Ага, красненькая выглядит аппетитно.

Arial написал(а):

Насчёт счастья не знаю, но покинули мы Музейную фабрику пастилы довольные-предовольные.

Это чувствуется по твоему рассказу )

Arial написал(а):

Сначала в экскурсионном представлении он играл садовника, а теперь вот хозяина фабрики.

Карьеру в музее сделал ) интересно, з/п ему повысили )

Отредактировано CosMary (2015-07-13 23:58:01)

0

47

Arial написал(а):

спасибо большое Лиле за рассказ о ее поездке в Коломну.

Дима, это Вам спасибо за внимания к Коломне.

Arial написал(а):

Потому как с атмосферным погружением в то время – как-будто бац, и разом оказался в 1903 годе, весело, с юмором, артистично, увлекательно и вовлекательно. Это музей какого-то совершенно нового типа.

Почти слово, слово - так по возвращении говорила Лиля.
Несколько выдержек из музейных рассказов.
Музей Изначалья:
Первые пуговицы были амулетами и отпугивали злые силы. Слово пуговица и происходит от слова пугать.
На женских фартуках полосы и узоры располагались в определенном порядке, который  говорил о статусе хозяйки. Если рисунок расходился с положением женщины, о ней говорили, что она одета не по порядку - непорядочная.
Калачная:
Тонкую часть калачей - ручку часто не доедали, отдавали самым бедным. О человеке, принимающем такое угощение, говорили “дошел до ручки”.
При формовке, калач в толстой части надрезали, часть отодвигали, эту “губу” присыпали крупчаткой и закатывали обратно.
Последний факт заинтересовал не с точки зрения происхождения выражения "закатать губу", думаю это не совсем так, а вопросом, что такое крупчатка?
Под этим названием, может скрываться, аж, три вида муки. Вот, здесь хорошо об этом написано.
http://eliabe-l.livejournal.com/58508.html
Ценителям итальянской кухни, Марина - Вам, особенно - должно быть интересно.
Сами музейные работники немного путают свойства всех трех сортов и для порядка чуть привирают. Нам дали пощупать и пересыпать как раз третий вариант, крайний справа.
О самом тесте и изготовлении калачей в Коломне здесь.
http://gorka-yalta.com/news/novosti_res … et_bagetu/

0

48

Ксения написал(а):

А Вы обратили внимание, что в Европе очень часто экскурсоводы =актеры?

Подскажите, где? Мы не встречали. Aудиогиды часто озвучены актерами и очень интересно, а живьем актеров не упомним.
В этом году с экскурсоводами были в четырех музеях, куда без них не пускают, два в Германии и два в Испании - довольно стандартное, скучное изложение.

У Салтыкова-Щедрина есть цикл “Убежище Монрепо” (от французского mon repos - мой отдых), где с сарказмом идет разговор о жизни в наших Заманиловках и де культурному человеку гораздо более удобств представляют Эмсы, Баден-Бадены, Трувили и проч.
Кто выезжает неизбежно сравнивает там и здесь. Не самое хорошее, что было и осталось у нас, все чаще встречается там, лучшее от них переходит к нам.
Вот, только не хотелось бы, чтобы слова Салтыкова-Щедрина, о том, что каждый наш успех оказывается фиктивным, что рядом с успехом идет нечто такое, что тут же подрывает его - оказались и в этот раз уместными.

Коль упомянули литературу, и в названии темы обозначен Куприн, стоит сказать, что в Коломне почитают своего земляка – Лажечникова, (вернувшись почитали о нем, узнали неизвестные ранее имена и интересные судьбы его современников-литераторов),
жившего в ней Пильняка и даже приезжавшую на короткое время Ахматову, к ее скамейке и движется Arial.

0

49

Arial написал(а):

"От нас должны уходить счастливыми!" – таков девиз музея.

Какой правильный посыл! :cool:

starlec написал(а):

На женских фартуках полосы и узоры располагались в определенном порядке, который  говорил о статусе хозяйки. Если рисунок расходился с положением женщины, о ней говорили, что она одета не по порядку - непорядочная.

А мы-то считаем... :blush:
Про пуговицы и калачи тоже очень интересно!

0

50

starlec написал(а):

Подскажите, где? Мы не встречали.

На вскидку: Хэмптон Корт в Англии, Театр Глобус в Лондоне, Дворец Хельбрунн в Зальцбурге. Правда, в костюмах экскурсоводы были только в Хэмптон Корте. Мы не большие любители организованных экскурсий, на эти попали случайно, очень понравилось и запомнилось.
В Коломне не была, в этом году, к сожалению, не получилось. Поверьте, абсолютно не стремилась  выявить:

starlec написал(а):

что каждый наш успех оказывается фиктивным, что рядом с успехом идет нечто такое, что тут же подрывает его

Отредактировано Ксения (2015-07-14 09:17:23)

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Коломна: в гостях у Куприна