После посещения Кольмара, Старого и Нового Бризака мы вернулись на поезде в Страсбург. На следующий день мы собирались уезжать из Альзаса и перебираться в Лотарингию, в город Нанси. У меня оставалось ещё несколько мест в Страсбурге, которые я непременно хотела увидеть. Оставив мужа, уютно устроившегося перед телевизором в гостинице, я, несмотря на накрапывающий дождь, понеслась по улицам.
В этом доме на улице 22 Ноября жил Антуан де Сент-Экзюпери.
Мемориальная доска на доме гласит:
«Здесь в 1921 году жил писатель и авиатор Антуан де Сент-Экзюпери.
Родился в 1900 году. Погиб за Францию 31 июля 1944 года.
Антуан де Сент-Экзюпери учился пилотировать во время прохождения военной службы на аэродроме Нёхоф. С того времени он увидел под крылом своего самолета пять континентов и почерпнул вдохновение для своего литературного произведения, сделавшего его бессмертным».
Немного дальше, на той же стороне улицы находится кинотеатр Старз.
Он был здесь и во времена Экзюпери. В своих письмах к сестре он не раз упоминает этот кинотеатр. Портреты звёзд кинематографа вполне узнаваемы, но я смогла определить только самого Экзюпери и Жана Маре. Вроде бы знакомые лица, но не помню фамилий.
Следующая моя цель – Церковь Петра Молодого – это никак нельзя пропустить!
Церковь Святого Петра Молодого ровесница Страсбургского собора. Романскую церковь в честь Святого Петра начали строить в 1031 году и, чтобы отличать её от уже существующей, её стали называть Св. Петра Молодого.
От этой романской церкви осталось основание колокольни и очаровательный внутренний дворик с колодцем – клуатр.
Готическая церковь была построена на этом месте в 1250 – 1320 годах.
Позднее были пристроены несколько часовен.
В отличие от многих готических соборов, церковь Петра Молодого сохранила фрески и картины XIV века.
В 1681 году церковь разделили между протестантским и католическим приходами и построили стену, отделившую неф (протестантскую часть) от хора (католической части). В XVIII веке хор украсили барочными резными деревянными панелями и кафедрой, частично закрыв средневековые росписи. Сегодня продолжаются споры о том, стоит ли убрать барочные резные панели, или они, также как и средневековые фрески, представляют художественную ценность.
В XIX веке стену, разделяющую неф и хор, снесли, так как католическая община построила себе на другом берегу реки новую церковь. Она тоже называется Св. Петра Молодого. (Мы её видели с борта прогулочного теплоходика.) Теперь в Страсбурге есть две церкви Петра Молодого и одна Св. Петра Старого.
К сожалению, погода была пасмурная, уже вечерело, и в церкви было довольно темно. Сделать фотографии не удалось. При входе в церковь на столике были разложены открытки и написано, сколько денег надо положить за каждую на тарелочку.
Покажу вам отсканированные открытки.
На западной стене центрального нефа находится фреска XIV века выполненная по образцу мозаики Джотто «Навичелла». Внизу - «Восемь блаженных».
«Шествие народов Европы к Кресту».
Ещё понравились светильники.
Думаю, что они современной работы. Но спросить было не у кого – церковь была совершенно пуста.
На готическом портале распространенный сюжет – Девы разумные и неразумные, те, которые заправили маслом свои светильники в ожидании Учителя и те, которые не позаботились об этом.
Мне показалось, что не все изображенные здесь разумные девы вызывают симпатию, а неразумные вызывают скорее сочувствие.
Однако пора возвращаться.
Но колокольня Страсбургского собора видна отовсюду и просто притягивает.
По дороге к собору стоит заглянуть в тихие и таинственные дворики.
Это дворик музея собора Нотр-Дам. Туда можно попасть со стороны Сафьяновой улицы.
Если пройти по площади между Собором и Дворцом Рогана, то попадешь на улицу Рап. Расширяясь, она образует небольшую площадь.
Здесь находится чайный салон «В глубине сада» - ещё одна Страсбургская достопримечательность.
Нагулявшись по Страсбургу (а с утра ещё по Кольмару и по Старому и Новому Бризакам), я решила зайти туда выпить чаю.
В небольшом зале были разложены в витринах пирожные и стояли банки с различными сортами чая. На полках красовались чашки из тонкого фарфора, расписанные цветочными рисунками. В глубине зала, за перегородкой стояли столики. Доносилась тихая музыка, похоже живая.
У прилавка щебетали две элегантные пожилые дамы – по виду графини, не меньше. Продавец за прилавком, рассыпаясь в любезностях, помогал им выбирать и взвешивал различные сорта чая. Наконец они расплатились и удалились. Я спросила у господина за прилавком, могу ли я выпить чашечку чая. «Ах, мадам, я просто в отчаянии», - ответил он, заламывая руки, - «Мы скоро закрываемся, а кухня уже закрыта». Поправив привычным жестом идеально зализанную прическу, он добавил жеманно: «Мы все на ногах с пяти часов утра!»
И тут я заметила, что действительно уже почти семь часов вечера (а чайный салон работает до 18ч30м), что подносы с пирожными стоят полупустые, что с фотографий, развешанных по стенам, ухмыляются различные знаменитости, завсегдатаи этого чайного салона. Особенно старалась семейка Клинтонов. А из зеркала на меня взглянула немолодая женщина с усталым лицом и подпорченной сегодняшним дождем прической. Вот уж действительно – «Кто не успел, тот опоздал!», причем навсегда.
На память о последней прогулке по Страсбургу эта открытка.