Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века
20.09.2016 – 13.11.2016
Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) - гравер, рисовальщик, архитектор, ведутист, декоратор, ученый-исследователь.
Очень большая и интереснейшая выставка, 4 больших зала. Давно такой большой выставки не было.
Вот что написано на сайте ГМИИ-
Благодаря работам предшественников и последователей итальянского мастера, зритель сможет получить наиболее полное представление о формировании творческой личности Пиранези, о влиянии его искусства на последующие поколения художников и о том, какую роль его наследие сыграло в России. Таким образом, выставка охватывает гораздо более широкий круг проблем и выходит далеко за границы творчества самого художника. «До» – это предшественники Пиранези, а также его непосредственные учителя; «После» – художники и архитекторы конца XVIII–XIX столетий, вплоть до XXI века. Творчество Пиранези вдохновляло придворных архитекторов Екатерины II – Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона, Винченцо Бренну; мастеров русского авангарда – Ивана Леонидова, Константина Мельникова, Якова Чернихова; а также современного художника Валерия Кошлякова, специально создавшего для данной выставки произведение, посвященное мастеру.
Для меня почти все оказалось открытием - и сам Пиранези, его талант гравера и трудоспособность, и его влияние на русскую архитектуру, особенно советского периода.
Снимать на этой выставке тоже разрешено, правда гравюры под стеклом и что-то бликовало. Плюс там всего очень много, я покажу лишь очень малую часть, просто, чтобы те, кто сам не попадет в Пушкинский , имел общее представление о выставке Пиранези.
Начну с большого зала, это Белый зал.
Белый зал посвящен Античности.
Пиранези в течение всей своей жизни занимался исследованием древнего Рима, подарив миру ряд крупных археологических открытий. Впервые российские посетители смогут увидеть листы из важнейших теоретических работ мастера, прежде всего четырехтомного сочинения «Римские древности» (1756) и других. Пиранези были описаны сохранившиеся памятники древнего Рима, реконструирована топография античного города, запечатлены исчезающие остатки античных памятников.