< =============== первые впечатления =============== >
Первыми впечатлениями, уже не от поездки в целом, а от самого Марокко, были: "И это Африка ?" Когда самолёт вынырнул из-под облаков, нависших над Алжиром и Тунисом, и начал снижение, открывшиеся внизу пейзажи больше всего напоминали среднюю Европу: равнинные светло-зелёные поля - и ничего, хоть в малейшей степени напоминавшего Африку, точнее - наши стереотипы о ней. То ли дело жёлтые пески пустыни при подлёте к Египту, будь то Каир, Шарм или Хургада - вот это мы понимаем, вот это по-нашему, "по-африкански" !
Посадка, автобус, паспортный контроль - после европейского (не считая немецкого, конечно ) "раз-два-шлёп !" показавшийся долгим и нудным, первый обмен денег (этой теме я уделю внимание ниже) - и буквально за первой же дверью - железнодорожная станция "Аэропорт Мохаммед V".
Про поезда и прочий транспорт - опять-таки чуть дальше, мне просто не хочется сваливать в одну большую кучу всю информацию "без картинок", так что я буду перемежать ею рассказы о городах. Вот из окна вагона - одна из небольших станций, мимо которой мы проезжаем:
Африканского антуража по-прежнему не видно . Поезд едет вдоль зелёных полей, окружённых совсем не южной растительностью, обочины пестрят жёлтыми цветочками, напоминающие среднерусские одуванчики (уже потом при более близком взгляде понимаешь, что сходство между ними только в цвете и есть). Где-то мелькнула верхушка одинокого средиземноморского "ушастого" кактуса, кое-где встретилось несколько облезлых пальм в стиле "пристрелите меня, чтоб не мучиться". Однако заросли кактусов встречаются всё чаще и гуще, пальм тоже становится всё больше, и потихоньку начинаешь понимать: да, это действительно реальные юга, причём явно не черноморские !
Мой марокканский маршрут начинается в Рабате, и именно туда я направляюсь из аэропорта. Прямого поезда до Рабата нет, поэтому приходится делать пересадку на одной из двух станций: либо на главном вокзале Касабланки Casa Voyageurs, либо на станции Ain Sebaa. Обе пересадки недолгие и несложные, но мой график лучше вписывается под Ain Sebaa:
<<<<< ============================ РАБАТ ============================ >>>>>
Рабат, достаточно большой город, население которого уже давно перевалило за 1.5 миллиона - столица современного Марокко. Таковой он стал 100 лет назад сразу же после установления протектората Франции над Марокко "с подачи" первого главы местной французской администрации генерала (будущего маршала Франции, между прочим) Юбера Лиотэ. Нет-нет, я не собираюсь заваливать уважаемых читателей бесконечными именами, датами и даже историческими фактами, мне, если честно, и самому это не очень интересно . Но два имени, благодаря которым Рабат стал именно тем и таким, чем и каким он сегодня является, не назвать просто несправедливо. К имени генерала Лиотэ я ещё вернусь (вы поймёте, почему именно), а вот второй значимой персоной в истории Рабата является некто Якуб аль-Мансур - халиф династии альмохадов конца 12 века (не надо путать его с другим Аль-Мансуром - знаменитым военачальником Кордовского халифата, наводившего ужас на всех христианских правителей Пиренейского полуострова). Именно он, придя к власти, впервые сделал Рабат столицей, и именно ему обязаны своим появлением многие известнейшие архитектурные памятники, причём не только на территории Марокко (не удержусь и скажу, что имею в виду севильскую Хиральду, но об этой - чуть позже).
Вообще Рабат - не слишком туристический город. Приведу такой пример: когда вечером следующего дня я вылетал в Уарзазат, туристов в самолёте было намного больше, нежели я видел за весь прошедщий день во всём Рабате . В общем-то, такую тенденцию подтверждают даже маршруты, выкладываемые на форумах для обсуждения: Рабат присутствует далеко не в каждом из них. На мой взгляд, это совершенно не правильно, и я, во-первых, постараюсь ниже это обосновать, а во-вторых, хочу буквально призвать: Рабат определённо стоит посещения, причём даже в большей степени, чем раскрученный Марракеш, и уж во всяком разе, несравненно больше, чем Касабланка, вообще не заслуживающая большего, чем пересадка с одного поезда на другой или ночёвка перед вылетом.
Среди достопримечательностей Рабата, пожалуй, выделяются 4 основных: медина, крепость Касба Удайя, минарет Хассана и некрополь Шелла. В последний после долгих размышлений я не пошёл, а вот о первых трёх с удовольствием расскажу. И начну, возможно, с не самого интересного, но уж точно с самого характерного места.
-------------------- медина --------------------
Ядром любого современного арабского города является медина. Что это такое, думаю, объяснять не надо. Но я хочу отметить, что медина - совсем не синоним того, что в Европе называют историческим центром. То есть некое смысловое сходство между ними есть, но только до определённых пределов. Дело в том, что если европейский "старый город" - это архитектурный антураж, внутри которого люди живут вполне по-современному, то медина - это прежде всего среда обитания, можно сказать, образ жизни, во многом отличный от того, что находится за её пределами. Медина сохранила не просто улицы и строения, но те устои, то мироустройство, которое существовало в ней на протяжении многих веков. Это не просто атмосфера "старого Востока" - это никоим образом не выставленная напоказ реальная жизнь реальных людей. Здесь живут и работают, продают и покупают, кормят и едят - я не удивлюсь, если многие жители медины даже не выходят за её пределы, а, возможно, так оно и есть - объективно острой необходимости для этого просто нет, по крайней мере, у какой-то части здешних обитателей.
Как правило, главные улицы медины - и Рабат здесь не исключение - отданы под торговлю. И выглядят они, честно говоря, точно также, как знакомые нам вещевые рынки - только ассортимент, если приглядеться, порой несколько отличается, да фрукты и пряности продают вперемешку с одеждой, обувью и коврами.
Клубника, кстати, несмотря на очень товарный внешний вид, весьма так себе - ни вкуса, ни практически запаха... А вот апельсины - ооо, друзья, дурят нас... Я теперь знаю, какого размера должны быть настоящие марокканские апельсины - с полтора кулака !
Боковые и периферийные улочки - практически пустынные:
Немножко специфических восточных прилавков:
А этот "девайс" - традиционный для многих азиатских стран аппарат для получения сока из стеблей тростника. Сырьё - "палки" самого тростника - торчат слева, их засовывают в отверстие в верхней части агрегата, а из краника внизу льётся самог... простите, сок. Говорят, что очень полезный .