Но, самым запомнившимся в этом монастыре событием стало наше "проникновение" в залу Мороне, уже описанное мной в наших приключениях...
Приведу цитату с того же сайта, что и раньше...
Статья переведена из веронской газеты «Арена», дополнения и фото Эльвиры
13/10/2008 Некоторые говорят, что это самая красивая библиотека в мире, можно добавить, что в ней много народа, даже в том случае, когда внутри библиотека пуста. Это не загадка и не игра слов, на самом деле речь идёт о «зале Мороне» в монастыре францисканцев Сан Бернардино в Вероне. Очередной веронский шедевр – фрески религиозного сюжета на стенах. Помещение, которое теперь называют «залом Мороне» по имени автора фресок, в Эпоху Возрождения было библиотекой монастыря, созданной в 1483 году монахом-теологом веронцем Людовико делла Торре. Здесь с 1494 по 1503 гг. работал живописец Доменико Мороне с сыном Франческо и своей мастерской (Дата окончания работ на центральной фреске – MDIII).
Эта прекрасная библиотека была построена на средства Лионелло ди Донато Саграмозо и его жены Анны ди Николо Трамарино. Супруги жертвуют средства на украшение фресками огромного зала прямоугольной формы в монастыре францисканцев и приобретение книг для библиотеки. Взамен они просят разрешения на захоронение в стенах монастыря. Их змогилы и надгробия со временем утеряны, но существует официальный документ 27 июля 1497 года, в котором граф Саграмозо распоряжается продать часть своих владений в Мальчезине, и полученные деньги передать на создание библиотеки.
Таким образом, мы получаем объяснение сюжета центральной фрески и пейзажа на её заднем плане. Мадонне с младенцем на троне, окружённой ангелами, Святые Кьяра и Франческо представляют двух заказчиков-семью Саграмозо на фоне крепости Мальчезине и озера Гарда.
Фреска работы Мороне – версия знаменитой Мадонны Мантеньи из церкви Санта Мария ин Органо. На фреске мы ещё видим черты средневековой композиции , но персонажи уже написаны в духе эпохи Возрождения, также, как и прекрасные пейзажи озера Гарда и Лессинии в отдалении. «Зал Мороне» называют Сикстинской Капеллой Вероны начала Эпохи Возрождения. Грандиозность проекта заставляет предполагать, что в росписи зала занята вся мастерская живописца Доменико Мороне. Скорее всего, все его ученики участвовали создании фресок. Кроме сына Франческо Мороне ( 1471- 1529) в его боттеге учились такие художники, как Паоло Каваццоло, Джироламо дай Либри и Микеле из Вероны. Все они также работают в церкви Сан Бернардино одноимённого монастыря. Доменико Мороне расписывает библиотеку, когда ему уже почти 61 год, то есть это творчество зрелого мастера, усвоившего новые веяния Мантеньи и знакомого с историческими полотнами венецианца Карпаччо.
В зале Мороне, чтобы увидеть фрески, не нужно задирать голову и разглядывать потолок: все росписи выполнены на стенах. Слева от центральной сцены первые мученики-францисканцы в Марокко, пять монахов, а слева – Святые францисканцы Антонио из Падуи, Бонавентура, Бернардино и Людовик.
На боковых стенах изображены 28 фигур в полный рост – Святые и учёные монахи Ордена францисканцев, по двое на мраморных цветных пьедесталах на фоне голубого неба в окружении украшенных канделябров и нарисованных пилястров. Наверху проходит классический орнамент, в котором помещены 18 медальонов с бюстами блаженных монахов, святых и сторонников францисканцев-оссервантов, которые и основали монастырь. Над входной дверью расположены изображения Римских Пап из Ордена Францисканцев.
Кто же выбирал персонажей для фресок? В 1484 году Викарием Венето, а с 1498 года Главным Викарием движения Оссервантов был Фра Людовико делла Торре, монах-францисканец, учёный в области теологии и религиозного права. Именно во времена создания Библиотеки он написал научный труд Апология течения Оссервантов Ордена Францисканцев. Скорее всего, именно ему и принадлежал выбор персонажей для изображения их на фресках в Библиотеке.
При Наполеоне Библиотека Саграмозо могла исчезнуть навсегда: в 1808 году монастырь был закрыт распоряжением французов. После возвращения австрийцев в Верону монахи приложили немало усилий, чтобы вернуть к жизни монастырь. Они дошли даже до Императора Франческо I, но только в 1858 году смогли вновь вернуться в эти стены.
С 1861 по 1867 год не хватало помещений, и библиотека была и столовой, и начальной школой. В 1868 году все старинные книги отдали в городскую библиотеку, их было 3752. Закрылась библиотека, и зал сейчас уже не используется для концертов и конференций, как в недавнем прошлом. Существует проблема безопасности, запасных выходов, и сохранности фресок. Теперь можно, с разрешения монаха-смотрителя, зайти и полюбоваться живописными шедеврами, дошедшими до нас. По договорённости проводятся экскурсии в этом единственном действующем монастыре Вероны.
Не знаю насчет монаха... но служительница сидела в кабинете, где-то между клуатрами... Мы с ней раза 4 пообщались... Сначала спросили можно ли пройти во внутренний клуатр... На обратном пути спросил что-то насчет церкви... жена заглянула посмотреть брошюрки и стащила чего-то... А когда уже уходить собирались, увидели в брошюрке фото этой залы, и пошли опять к ней спрашивать - мол, а это где у вас?
Видимо мы ее достали... Что-то пробормотав, она убежала куда-то во внутренние помещения... Вернулась минуты через три и вручает нам связку ключей! Говорит - откроете эту дверь, подниметесь на 2-й этаж, откроете вход и третий ключ от первой двери справа - это и будет зала Мороне...
И мы в полном одиночестве пошли бродить по внутренностям монастыря! Как ключники какие-то... Не хотелось нарушать это одиночество, поэтому двери за собой я аккуратно закрывал...
Интересно еще одна деталь... Ключи наша покровительница вручала жене, и ей же объясняла дорогу... Говорила по-итальянски и довольно быстро. Я-то в расспросах дороги еще хоть иногда слышал слова "уно, дуэ, дестра, синистра..." А жена-то... сами понимаете... Тем не менее каким-то загадочным образом жена все поняла и даже ни разу не перепутала ключи от нужных дверей...
Дай Бог всяческого благополучия этой доброй служительнице.
Отредактировано vicont-m (2014-10-07 22:12:16)