Новичку позволительно вклиниться?
Тоди от Перуджи очень далеко. От Орвьето гораздо ближе. Но я сейчас рассуждаю как автомобилист, а не как человек, пользующийся транспортом. Что касается транспорта, то с ним в Умбрии вообще довольно плохо. Достаточно сказать, что почти нет прямых поездов Рим - Перуджа, а всякие Eurostar по этому маршруту и вовсе не ходят. Тишина и патриархальность.
Главное в этом Тоди - великолепный "идеальный" ренессансный собор, стоящий несколько на отшибе, на окраине города, посреди поляны. В солнечный день видно, что стены его имеют розоватый оттенок. Собор часто закрыт, открывается по часам. На противоположной окраине Тоди сохранились римские руины каких-то терм, что ли, и забавно, что по масштабу, по размаху эти руины и этот Собор совершенно соответствуют друг другу, - а между ними зажат весь средневековый городок с маленькими домами и узкими кривыми улочками.
Для любителей Ренессанса и архитектуры вообще Тоди - жемчужина. Специалистам других профилей, может быть, и не обязательно сюда ехать.
По поводу Ассизи: один из самых удивительных малых городов Италии. Собор с фресками Джотто, разделеннный на два уровня (проще говоря, два этажа), и оба этажа расписаны очень плотно от пола до потолка.
Собственно, фрески Джотто находятся в Верхней Церкви. Но фрески Нижней Церкви по-своему тоже очень интересны, особенно приписываемая Чимабуэ (хоть убей, мне трудно поверить в это авторство), со Святым семейством, ангелами и Святым Франциском (это изображение считается его портретом, и многие наверняка его видели именно в качестве "портрета" Франциска).
Губбио: совершенно восхитительный город, который очень жалко будет пропустить.
Постарайтесь пройти по улице, с которой открывается вид снизу на Палаццо дей Консоли. Тут такая штука. Город стоит на холме. И площадь, на которую выходит фасад Дворца с главным входом и одна из стен (правая от входа) находятся на одном уровне, а улица сбоку - на другом, гораздо ниже по склону, и левая стена Палаццо, прорезанная титаническими арками, опускается до ее уровня.
Если идти по этой улице и смотреть вверх на эти аркады, на теряющийся где-то наверху, в небе, Дворец, который с этой точки кажется совершенно грандиозным, сильные ощущения гарантированы.
Орвьето: великолепный город, тут все ясно. Стоит обязательно посмотреть на фасад Собора на закате, когда горит золотом его мозаика, и вообще весь он приобретает медово-золотой оттенок. Так же, как медово-золотым цветом горят склоны скалы, на которой стоит город.
Перуджа: очень, очень мудрое решение отдать этому восхитительному городу целых шесть дней. Не пропустите Rocca Paolina (ее легко пропустить, она прячется, да, собственно, ее и постарались спрятать с лица земли). Впечатления безумные: какой-то пещерный город, вернее, его отпечаток, как отпечаток раковин в известняке, с тем, что когда-то было улицами, домами, дверями, и посреди этих полутемных лабиринтов - эскалаторы, буднично везущие народ к подножию холма (итальянцы с присущим им искусством, конечно, умудрились спрятать эскалаторы так, что их почти не видно).
Конечно, по средневековым сплетениям улочек надо побродить. Там так узко, тесно, "дико, непонятно, но гуманно" (с.), что днем темно.
А ночью очень романтический вид приобретает via dell'Acquedotto.
И - да: виды, виды со стен! Особенно на закате. Тут даже привычные итальянцы не удерживаются от "mamma mia!"
Если любопытно, могу еще рассказать про Тразименское озеро, на котором мы как-то жили неделю.