Ещё выше Территории Моисея перед храмом расположен церковный двор. Он интересен тем, что на нём установлены восемь статуй библейских персонажей, связанных со страданиями Христа: Ана, Каиафа, Ирод, Пилат, с другой стороны - Иосиф Аримафейский, Никодим, сотник и Пилат.
Детально эти скульптуры можно посмотреть на сайте http://pt.wikipedia.org/wiki/Adro_do_Bom_Jesus .
Ну и венчает Священный Путь церковь Бон-Жезуш, построенная уже в начале 19 века:
За церковью по направлению к парку находится ещё одна часть святилища – Территория Евангелистов (Terreiro dos Evangelistas), где можно увидеть статуи-фонтаны соответствующих историко-библейских персонажей – Матфея, Луки, Марка и Иоанна: http://pt.wikipedia.org/wiki/Terreiro_dos_Evangelistas .
Почему "Священный путь" имеет именно такую структуру ? С учётом того, что он символизирует дорогу человека (как отдельно взятого, так и общества в целом) к Богу – а это несомненно, я рискну предположить следующее:
Зигзагообразная лестница в начале Пути - это этап язычества и многобожия, когда человек только начинает подсознательно догадываться о существовании Высших сил и бросается из крайности в крайность, поклоняясь Солнцу, планетам, ветру, огню и прочим стихиям и природным явлениям.
Большая лестница - это период монотеизма, когда люди уже пришли к пониманию Единого Бога, но их представления о нём ещё очень и очень шаткие и неуверенные. Её первая часть - Пяти чувств - соответствует Ветхому завету и попытке ощутить и описать Бога посредством своих физических ощущений и деяний и понять его нашим ограниченным трёхмерным умом. Преодолев такие представления ("Приди ко Мне путем своего сердца, но не тропой своего разума. Ты никогда не сможешь найти Меня в своем разуме" - Н.Д. Уолш), человек начинает искать Бога в законе, морали, благих деяниях. Это переходный период от Ветхого завета к Новому - и он выражен Лестницей Трёх добродетелей.
Сначала меня удивило, почему в классической триаде "Вера-Надежда-Любовь" любовь заменена милосердием, но потом я понял: всё правильно ! Ведь любовь - это не добродетель, Любовь - это и есть сам Бог ("Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем"). И чтобы окончательно прийти к Богу, надо отбросить (пройти в данном случае) не только те представления о мироздании, которое нам диктуют наши чувства, но и те, которые определяются законами, этикой, моралью, нашими представлениями о хорошем и плохом (т.е. прекратить питаться плодами Древа познания добра и зла и вернуться в рай, к Древу жизни). И только тогда, когда мы станем не хорошими или плохими, не злыми или добрыми, а ЛЮБЯЩИМИ и прощающими, мы закончим восхождение по лестнице "Священного пути" и достигнем церкви на самой вершине горы, которая олицетворяет самого Бога.
Немного смущает, почему, пройдя Лестницу Трех добродетелей, мы попадаем на "Территорию Моисея", т.е. в эпоху самого начального, самого дубового и жестокого единобожия. Я думаю, что здесь просто пересекаются несколько разных символических картин. "Территория Моисея" как Ветхий завет противопоставляется не "Священному пути", а церковному двору (символу Нового завета), расположенному откровенно выше - так же, как и учение Любви и прощения, принесённое Иисусом, несравненно выше власти законов Моисея и морали, проповедуемой Иоанном Крестителем ("из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его").
Уже на протяжении нескольких столетий (святилище в его сегодняшнем виде совсем не старое - большей частью оно было построено в 18 веке) наиболее ортодоксальные пилигримы поднимаются на вершину горы по почти 600 ступеням к одноимённой церкви Бон-Жезуш на коленях. Ну а не столь приверженные обрядам люди могут просто пройтись пешком или даже воспользоваться фуникулёром (кстати, первом на Пиренейском полуострове !), расположенным слева от входа на "Священный путь", а уже потом, не борясь с земным притяжением, неторопливо спуститься по лестнице, разглядывая её во всех деталях. Что мы и сделали:
Выйдя из кабинки фуникулёра на Территории Моисея, в глаза первым делом бросилось очень интересное дерево, ветви которого веером раскинулись во все стороны от ствола практически в одной плоскости:
Слева (если стоять к ней лицом) от церкви – очень симпатичный грот с мини-прудиком:
Вот такой видна отсюда (научно говоря - со стороны апсиды) церковь Бон-Жезуш: