----------------------------------------------------------------------------------------------------------
****************** Порто – СОБОР и около ********************
Сейчас я покажу одно из самых красивых и, несомненно, самое "средневековое" место в Порту - "соборный холм" (здесь оно называется Terreiro da Se - "Территория собора"). Мне кажется, что именно оно (как и сам Порту вообще) намного больше подходит под определение "колыбели Португалии", нежели Гимарайеш. И недаром именно здесь в 1968 был установлен бронзовый памятник Вимаре Перешу, роль которого в португальской истории огромна, и не сказать о нём хотя бы несколько слов просто непростительно - пусть даже это будет в ущерб принципу "больше портвейна - меньше королей".
Вимара Переш был галисийским дворянином, вассалом короля Астурии (читай - Испании) Альфонсо III, который в конце 9 века направил (командировал, как мы сейчас сказали бы) его управлять юго-западными территориями королевства. Вимара Переш, по всей видимости, был мужиком деятельным и инициативным, а может, тесновато ему стало в новых угодьях: не стал он довольствоваться ролью "крепкого хозяйственника", а одел доспехи, сел на коня и поехал воевать, и не абы куда, а в сам Кордовский эмират, могущественнее которого в те времена на Пиренеях не было. Но смелость, как правильно отмечено, города берёт - причём буквально: Вимара отвоевал у мусульман область между реками Миньо и Дуэро и в 868 году захватил поселение, которое ещё с римских времён называлось Портус Кале (Portus Cale) и которое сейчас известно нам как Порту. Труды и старания доблестного идальго не остались обойдёнными королевским вниманием, и он был назначен "губернатором" захваченных им земель, получивших статус графства, именованное Condado de Portucale, т.е. португальское (позднее оно стало называться Первым графством). Ну а Вимара Переш, соответственно, стал первым графом португальским. Попутно он основал близ Браги небольшой городок и назвал его своим именем - Вимаранеш - будущий Гимарайеш, которому спустя много лет будет суждено стать "колыбелью Португалии", а если посмотреть под несколько иным углом - "колыбелью португальского сепаратизма"
. Не будем вновь возвращаться к этой теме, про которую я уже много писал ранее в разделе о Гимарайеше. Но для меня Португалия начинается именно здесь, в Портус Кале, в Порту, а честный и храбрый Вимара Переш мне намного ближе, чем вздорный и мятежный Афонсу Генрихович. И я рад, что именно ему поставлен (кстати, в честь 1100-летия завоевания Порту) памятник в самом значимом для любого христианского города месте - возле кафедрального собора.
Сам собор расположен на одной из городских возвышенностей недалеко от реки Доуру и совсем близко от вокзала Сао Бенту:
Строительство собора происходило в 12 (называется даже точная дата - 1110 год) - 13 веках. К счастью, несмотря на многочисленные реконструкции последующих столетий, собор, по крайней мере, его главный фасад, в целом сохранил свой брутальный романско-готический облик, напоминающий крепость:
Хотя, если до конца следовать исторической правде, единственным элементом, оставшимся от оригинальной постройки, является "роза" - круглое окно- витраж на западном фасаде. И даже при не очень внимательном взгляде сразу становятся заметными "инородные" детали, явно отражающие более поздние архитектурные направления и модные веяния. Это и купола с балюстрадами на в остальном строгих квадратных башнях, и несколько игривые детали главного портала (вы только обратите внимание на полукруглый балкончик !), и лоджия вдоль северной (выходящей к памятнику Вимаре Перешу) стены, украшенной азулежу. Кстати, я недаром назвал эту аркаду именно таким словом - её построил итальянский архитектор Николау Насони, которого мы ещё упомянем дальше (его творчеству также принадлежит Дворец Матеуш близ Вилы Реал).
Особо крупных исторических событий в истории кафедрального собора Порту отмечено не было. В феврале 1387 года здесь состоялась свадьба португальского короля Жуана I - основателя правящей Ависской династии с Филиппой Ланкстерской, дочерью английского лорда (который в силу хитросплетений своих браков и последующих родственных связей одно время даже претендовал на кастильский престол, проиграл скоротечную войну за него, но потом стал родственником сразу нескольких испанских королей). Этот брак и последующее за ним подписание так называемого Виндзорского трактата положили начало англо-португальскому союзу, самому длительному альянсу в политико-дипломатической мировой истории, продолжавшемуся вплоть до 20 века. Любопытно, что во время Второй мировой войны Уинстон Черчилль договорился с португальским премьером Салазаром (тем самым, который "диктатор") об аренде британцами военной базы на Азорских островах, сославшись в качестве аргумента на ... ещё более ранний англо-португальский договор 1373 года !
Именно этой исторической дружбе (без всяких кавычек !) обязаны своим появлением на португальских улицах (в частности, в Порту) красные английские телефонные будки.
Второе известное событие произошло в соборе Порту вскоре после первого и непосредственно с ним связано. Здесь крестился знаменитый уроженец Порту, сын Жуана I и Филиппы - Энрике, вошедший в историю как Генрих-Мореплаватель.
Побывавшие в испанской Саламанке знают две местные развлекаловки: найти лягушку на резном фасаде местного университета и астронавта (шутка современных реставраторов
) на портале одного из соборов (старого или нового – сейчас уже сказать не берусь). Аналогичную забаву можно предложить и гостям Порту: обнаружить рельефное изображение кораблика на левой (северной) башне собора, сделанное в 14 веке. Все ли побывавшие здесь видели его ? И если нет – попробуйте найти его на своих фото, а я дам ответ в конце этого раздела.
Интерьеры собора тоже подверглись значительным изменениям, главным образом - в эпоху барокко 17-18 веков. Прежде всего это касается алтаря, полностью выполненного из серебра:
Однако благодаря монументальным колоннам-столпам (именно так - через букву П) собор и изнутри производит впечатление вполне романское:

: чтобы освободить место, где сегодня паркуются экскурсионные автобусы, были снесены средневековые кварталы
. Стоя вечером на мосту Дона Луиша I и смотря по сторонам, мы видели вдали тёмную громаду собора, в наступающих сумерках только своим силуэтом выделявшегося от прочих сооружений. Особо нас это не удивило: я помню совершенно невнятное освещение соборов Баварии, я помню, как, выйдя на дамбу перед французским аббатством Мон-Сен-Мишель, мы с нетерпением ждали чего-то этакого, и когда поняли, что подсветка достигла своего максимума, разочарованно выдохнули "и это всё ?..."
. Да и вообще, путешествуя, мы часто сменяем города и отели и зачастую каждую ночь проводим в новом месте, что позволяет нам видеть много вечерних городов - и совсем не часто это бывают зрелища, запоминающиеся надолго.
. И чуть позднее, оказавшись вблизи собора, мы долго не могли оторвать глаз от этого восхитительного зрелища: казалось, что здание буквально светится изнутри. Это была самая лучшая ночная подсветка, которую мы когда-либо видели раньше !
. На фото для лучшей ориентации видна часть окна-«розы», так что локализовать место проблемы не составит.
В одном из спальных районов славного города Питера практически в каждом дворе клубы из таких вот раскрашенных шин
. Дворик, который мы видим сегодня, построили уже в 19 веке и он, мягко скажем, не слишком впечатляет. Так что запрет на фотографирование, которое здесь, как оказалось, существует, не слишком нас огорчил.







.
), то он изначально располагался в парке Архиепископского дворца, потом был перенесён в городской парк Parque da Ponte, а уже в 60-х годах 20 века установлен на Площади Муниципалитета.