-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
************************ ГИМАРАЙЕШ **************************
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гимарайеш считается «колыбелью Португалии» - на мой взгляд, не вполне заслуженно (и это мягко говоря). Когда-то, ещё не будучи знакомым с историей этого города, я считал его этаким португальским «Толедо и Бургосом» в одном лице. Но, немного погрузившись в исторические дебри, изменил своё мнение – не в пользу Гимарайеша. Впрочем, не будем забегать вперёд и расскажем обо всём по порядку.
Из Порто до Гимарайеша проще всего доехать на электричке одноимённой линии, удобно отправляющейся с вокзала Сао Бенту. Ходят они, как правило, с интервалом в 2 часа (с небольшими «вкраплениями» дополнительных поездов в будние дни), а вся дорога занимает один час и 16 минут.
Вообще общемировой туристической практикой считается объединение Гимарайеша с Брагой в рамках однодневной поездки. Логистически это вполне оправданно, и изначально именно так собирались поступить и мы. Однако уже позже, захотев сделать наше путешествие более ленивым, мы разнесли посещения этих городов по разным дням и потом остались очень довольны этим решением – оно позволило нам уделить каждому месту ровно столько времени, сколько нам требовалось, никуда не спеша и не заглядываясь на часы. Возможно, кому-то покажется странным читать такие строки от того, кто в своё время смотрел одним днём испанские Авилу и Саламанку, но что делать, мы тоже меняемся – и стараемся наилучшим образом адаптировать свои поездки к этим изменениям.
Путь до Гимарайеша сначала совпадает с дорогой в Брагу, но после Лусаду сворачивает в сторону – и становится намного живописнее: ехать по этим местам было несказанно интереснее, чем до Браги или Коимбры. Равнина здесь переходит в холмы (горами их я всё же побоюсь назвать), иногда со скалистыми откосами, реки протекают в глубоких оврагах, поросших дикой растительностью – думаю, со мной согласятся многие, что наблюдать такие ландшафты намного интереснее, чем поля да луга с редкими полосками лесонасаждений.
В Гимарайеше от вокзала до старого города – минут 15 пешком: сначала под горку, а потом – не очень круто, но довольно ощутимо – наверх. Для тех, кто идёт этой дорогой (путь от автовокзала в конечном счёте приводит примерно сюда же), исторический центр Гимарайеша начинается с зубчатой башни средневековой крепостной стены, на которой ещё издали видна белая надпись: "Aqui nasceu Portugal". Знания испанского языка вполне хватает, чтобы перевести её дословно: «Здесь родилась Португалия». И прежде чем мы войдём в старый город, самое время поговорить о том, что кроется за этими внешне гордыми словами и вспомнить – очень сжато и упрощённо ! - основные вехи средневековой истории Португалии.
Графство Португалия было основано в 9 веке Вимарой Перешем (памятник которому стоит перед собором Порту и от имени которого по легенде произошло первое название Гимарайеша - Vimaranes) - вассалом короля Астурии Альфонсо III. Это были времена расцвета арабского завоевания Пиренейского полуострова, независимость которого сузилась до размеров Астурийского королевства на самом его севере. Так что, сильно упрощая ситуацию, можно сказать, что изначально Португалия была некоей «автономной областью» тогдашней «Испании» (которой как таковой, конечно, ещё не существовало). Собственно «Испанию» в ранее средневековье представляли 3 королевства: Астурия (позже объединённая с графством Кастилия), Леон и Галисия. Едиными они не были, но порой политические «шахматы» складывались так, что все три имели одного короля. Именно такая «позиция» и сложилась к концу 11 - началу 12 века, когда «испанский» король Альфонсо VI совмещал, как теперь мы говорим, все эти посты.
Альфонсо VI был сыном короля Фернандо I Великого, которому принадлежат большие заслуги в деле реконкисты на значительной части Пиренеев. Именно он, в частности, отвоевал многие города ныне португальского севера: Брагу, Ламегу, Коимбру. Перед смертью Фердинанд разделил королевство между своими детьми, но очень скоро один из его сыновей, используя силу и политические интриги, оказался единоправным королём всех «испанских» территорий. У Альфонсо была незаконнорожденная дочь Тереза (формально - Тереза Леонская), которую он отдал в жёны за своего соратника по реконкисте и участника первого Крестового похода Генриха Бургундского, а в качестве приданного подарил молодой чете Португальское графство (так называемое Второе графство), отделив его от Галисии, в состав которой оно входило последние 20 лет после смерти последнего представителя династии Вимары Переша. У Терезы и Генриха родился сын, которого назвали в честь деда Афонсу (подозреваю, что изначально имя звучало как традиционно испанское Альфонсо), а по батюшке – Генриховичем-Энриковичем, что на местном диалекте стало звучать как Энрикиш. Так появился на свет Афонсу Энрикиш, он же Афонсу I Португальский, он же Афонсу Великий, он же Афонсу Завоеватель, он же Афонсу Основатель, он же - будущий первый король Португалии. Точное место его рождения кануло в недрах истории: случилось сие то ли в Коимбре, то ли в Гимарайеше, то ли даже в Вишеу. Но достоверно известно, что его детство и юность прошли в Гимарайеше.
Пишут, что «всего одиннадцати лет от роду Афонсу уже имел собственные политические взгляды, отличавшиеся от взглядов матери» и принял сторону архиепископа Браги, политического оппонента Терезы, за что оба были изгнаны из графства. Как воспринимать эту фразу ? Ну скажите, какие, ко всем чертям, «политические взгляды» могут быть у 11-летнего практически ребёнка – даже растущего при дворе ? Скорее речь идёт о психологическом контакте с теми или иными людьми, некоторые из которых оказывали на него влияние больше, чем другие, в числе коих, по всей видимости, оказалась и его мать.
В 14 лет, достигнув возраста дееспособности, Афонсу прошёл посвящение в рыцари, которое произвёл его двоюродный брат король Кастилии Альфонсо VII, и собрал войско, которое сам же и возглавил. На его стороне выступили Гимарайеш, Брага и многие другие города севера Португалии (тогда ещё графства), где особенно ярко были выражены идеи независимости. 24 июня 1128 года Афонсу одержал победу над войсками своей матери в битве близ небольшой деревушки Сан-Мамеде (São Mamede) недалеко от Гимарайеша. После сражения он объявил себя принцем Португалии, а пленённую мать заточил в замок Ланьосо (Castelo de Lanhoso). Так здесь «родилась Португалия»...
А дальше – больше. Через 11 лет после победы над маврами в битве при Оурике в 1139 года Афонсу Генрихович провозгласил себя королём Португалии и на созванной ассамблее португальских кортесов в городе Ламегу официально утвердил своё самоназначение. Однако для утверждения фактической и юридической независимости Португалия должна была быть признанной другими государствами, а главное, Католической церковью и лично Папой. И Афонсу активно двинулся в направлении своей цели. Он объявил себя и своё королевство верными слугами церкви и пообещал приложить все силы для изгнания мавров с Пиренеев – что, надо отметить, делал вполне успешно и даже отвоевал в 1147 году Лиссабон. Для того, чтобы снискать расположение Папы, он раздавал щедрые пожертвования церквям, основал несколько монастырей, в том числе - хорошо известный сегодня монастырь Санта-Мария в Алькобасе, а также даровал привилегии религиозным орденам. Он способствовал заложению тамплиерами замков в Соуре и Томаре, основал Ависский орден рыцарей в городе Эвора. И его тактика оказалась верной: Рим наконец-то согласился признать новое государство (правда, сменилось несколько пап, прежде чем произошло это событие). В 1179 году папа Александр III признал Афонсу королём независимой Португалии. Мятеж увенчался успехом .
«Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе» - эта эпиграмма английского поэта Джона Харрингтона в переводе С.Я. Маршака как нельзя лучше подходит к истории образования независимой Португалии. Неужели кто-то станет отрицать, что по своей сути действия Афонсу были ни чем иным, как проявлением сепаратизма, удовлетворением собственных амбиций, предательством сложившейся системы регионального вассалитета. Но бунт удался – и теперь Афонсу является национальным героем и основателем государства, а его действия называют становлением португальского самосознания
.
Португальцев, конечно, уже не переделать, но мы-то с вами незаинтересованная, неангажированная и потому в меру объективная публика, и должны различать истинных героев от сотворённых легендами и чувством национализма кумиров. И не будем забывать, что «колыбель Португалии» была построена ценой победы сына над собственной матерью и её заключения (по некоторым источникам - пожизненного). И что земли, которые «национализировал» Афонсу, совсем ещё недавно были отвоёваны кровью его деда «испанца» Фернандо Великого.
Впрочем, оставим вынесение окончательных оценок Всевышнему, а сами вновь перенесёмся на красивую площадь Largo do Toural перед историческим центром Гимарайеша. В 17 веке на ней проходили ярмарки, на которых продавали скот и продовольствие. Всего 2 года назад на площадь вернули фонтан 16 века, который в течение почти 150 лет располагался в другом месте. Кстати, здесь же в течение некоторого времени находился памятник Афонсу Энрикишу, который сегодня можно увидеть перед парком, окружающим крепость.
А теперь мы идём внутрь старого города:
И оказываемся вот перед такой инсталляцией, в которой не сразу узнаём рыцаря в доспехах и с большим мечом:
Те, кто предположит, что в статуе воплощён всё тот же Афонсу Энрикиш, не ошибутся. А установлен этот монумент был в 2001 году – и, конечно же, 24 июня – в годовщину, напомню, битвы при Сан-Мамеде. Вот такой у португальцев «день матери» получается…
Мы направляемся от площади Жуана Франко (Largo Joao Franco) к центральной «Оливковой площади» (Praça da Oliveira) старого города по улице королевы Марии II: