Утренняя электричка до Вианы имеет очень удобную стыковку в Нине: следующий поезд отправляется всего через 15 минут и уже ожидает на соседнем пути, так что даже переходить на другую платформу нужды не было. Вагоны в нём явно постарее, но кондиционеры тоже имеются (и холодят, на мой взгляд, даже больше, чем следует ) и, что удивило, здесь обнаружились туалеты .
Сама дорога от Нине до Вианы нескоростная, одноколейная, поезда разъезжаются на станциях, коих по пути оказалось немало. И внешне она понравилась нам больше прочих, по которым мы ездили. Не сама дорога, разумеется, а окрестности, вдоль которых её проложили: не поля да перелески, а городки и посёлки с типично южными "усадьбами" и огородами (а то в районе Порту частенько было трудно понять, что ты находишься в Португалии, на краю Европы, а не в каком-то самом что ни на есть среднерусском Подмосковье). Тут мы впервые увидели как растут помело, или какие-то ещё очень крупные цитрусовые - было удивительно, как их выдерживают ветки очень небольшого дерева . А уж сколько речек мы проехали - в соседней Испании на всю страну столько не наберётся (утрирую слегка, разумеется). Так что почти часовой отрезок второго, выражаясь языком перелётов, "плеча" прошли ненапряжно и почти незаметно .
Ну вот мы и в Виане (выражаясь языком рекламы одной из печальной памяти контор времён 90-х), откуда уже с вокзала, точнее, с переходного через пути мостика, виден океан.
На самом деле, хоть и считается, что Виана расположена на побережье (и формально так оно и есть), до него от исторического центра идти прилично, километра два, а то и поболее. Зато те, кто, располагая временем и силами, дойдёт до океана, просто уж обязан ещё пройтись по узкому длинному молу до маяка, разделяющего устье реки Лимы, на которой стоит город, и воды океана - мы не дошли туда, но судя по видам от гугловского "жёлтого человечка", оно того стоит !
Одним из мест, заслуживающих внимания в Виане ду Каштелу, является гора Санта-Лусия с одноимённой базиликой. Совсем недавно, буквально несколько лет назад, была возобновлена работа фуникулёра, ведущего к её вершине на высоту 160 метров. Его "нижняя" станция расположена недалеко от вокзала со стороны, противоположной реке и исторической части города, "поезда" отправляются каждые 15 минут, а стоит это удовольствие 1.5 евро в одну сторону.
Фуникулёр Санта-Лусия (кстати, самый длинный в Португалии - 650 метров) является "беспилотным", его машинисты руководят процессом из кабинок в конечных точках трассы. Ну а особо желающие (как пел поэт, "каждый бравый имеет право") могут совершить "pleasant walk" - по словам путеводителя Rough Guide - длиной в 4 километра. Мы этого желали не особо
Маршрут фуникулёра довольно живописен. Снизу то огромный куст дурмана встретится (самый большой из тех, которые я когда-либо видел), то усыпанный жёлто-красными цветами куст настурции. А уже ближе к вершине начинают открываться панорамы города, реки и - чуть подальше - океана:
Фуникулёр Санта-Лусия спаренный, то есть вагончики вверх и вниз стартуют одновременно. А разъезжаются они (если повезёт ! ) вот на этом "пятачке", причём почему-то по левым сторонам:
Расположенная на вершине горы базилика (новодел начала 20 века) чем-то напоминает церковь Сакре-Кёр на парижском Монмартре, но назвать её копией, как пишут некоторые источники, конечно же нельзя:
Виды на окрестности с высоты горы Санта-Лусия: