Ну что ж, прошли грозы, разошлись тучи, и над нами наконец-то снова светит солнце . И очень символично, что в очередном путешествии нам сопутствовало ясное чистое и абсолютно голубое небо, а первое подобие облачков в виде пары лёгких пушистых пёрышек мы увидели только в последний день.
В противоположность многим предыдущим поездкам вояж по городам северной Португалии проходил в очень неспешном, релаксационном, можно сказать - ленивом темпе. Поэтому если кому-то покажется, что мы где-то упустили что-то важное – наверное, так оно и есть, но нас это не смущает. Мы получили абсолютно всё, что хотели - и даже намного больше. Так что просто выпейте с нами и за нас !
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
****************** Немногое о многом и коротко о разном ********************
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Не надо думать, что тепло и солнце для северной части Португалии в начале июня являются совершенно естественными. Понятие «лондонской погоды» применимо к северо-западу Пиренеев не меньше, чем к самому Туманному Альбиону. Да, здесь можно легко нарваться и на +35, но можно и в любой день лета получить +15 с дождём . И то, что ещё накануне нашего прилёта в Порто и окрестностях шли дожди при уже упомянутых 15 градусах, и что точно такая же погода повторилась здесь буквально через день-два после нашего отъезда – очень показательно. Но наше путешествие, повторюсь, прошло в идеальных для сити-тура климатических условиях при 22-28 дневных градусах и безоблачном небе. И единственной «проблемой» стала необходимость поменять очерёдность некоторых выездов, чтобы избежать обещанных +30 на «континенте» (т.е. в Браге, Коимбре и Гимарайше в отличие от прибрежных Порту, Вианы ду Каштелу и Вилы ду Конде). С чем мы успешно и справились .
******************************************
После нашего первого путешествия по центральной Португалии (описанного в рассказе "Лиссабон и окрестности" ) желание посмотреть и прочие регионы страны, конечно, оставалось. И как только я увидел очень удобный и относительно дешёвый рейс «Брюссельцев» из Москвы до Порту, поездка сразу же перешла в ближайший «лист ожидания» на предстоящий сезон. Правда, когда дело дошло до дела, выяснилось, что бельгийцы несколько переиграли расписание, и без ночёвки в Брюсселе теперь не обойтись . Провести вечер на «Гран Пляс» - это здорово, и когда-нибудь мы наверняка так и поступим, но в этот раз этот расклад не устраивал. К счастью, на выручку пришли вездесущие «Люфты», правда по ломовым, на мой взгляд, ценам – около 13000 рублей. И это за 8 месяцев до вылета и с пересадкой ! Но играть в рулетку с судьбой в ожидании гипотетически предстоящих распродаж я не стал – и потом неоднократно получал удовлетворение, видя, что на наши даты цены не снижались, несмотря на громко анонсируемые акции.
Кстати, очень порадовал международный сектор аэропорта «Внуково», из которого вылетал наш рейс . Это абсолютно европейский во всех отношениях уровень – начиная от, простите, туалетов и заканчивая организацией необходимых формальных процедур. Конечно, новый Шереметьево тоже весьма хорош, но вот «Домодедово» теперь надо очень хорошо постараться, чтобы догнать своих «коллег-конкурентов».
******************************************
От аэропорта Порту до центра города легче всего добраться на метро (по нашему - это лёгкий трамвай) – по фиолетовой линии Е. Поезда ходят дважды в час: примерно в .08 и .38 минут каждого часа. Точное расписание можно посмотреть на сайте wwwmetrodoporto.pt на страничке http://www.metrodoporto.pt/Download.aspx?file=HzoAnkEP8tNsnz4RfJC3ubw3s6 P/t2s/XHbfaDY8cuRD6fmd8O1S6 VTtBqdblWUZZbMY1Xb8mJYfaL9EQWItmF6J1lW1NhA3IBO5OKOsw=&name=Timetable (Lines%20A,%20B,%20C,%20D,%20E%20and%20F) . Надо сказать, что такого трафика тут явно недостаточно, учитывая, что курсирующие здесь поезда очень короткие – уже от аэропорта они уходят переполненными.
Но главной проблемой является даже не втиснуться в поезд. И о ней я просто обязан предупредить тех, «кто придёт после меня». Вся сложность заключается в покупке билетов, которые продаются только в автоматах. Их всего 4, и нетрудно понять, что после прилёта каждого рейса (а уж сразу нескольких – тем паче) перед ними выстраиваются немаленькие очереди, состоящие в основном из «понаехавших» - и потому незнакомых с местной автоматикой . Поэтому очереди двигаются медленно и рассчитывать, что вы уедете первой же ближайшей «электричкой» не стоит. Да, здесь есть персонал, помогающий при покупке билетов, но при нас таковой имел место быть то ли около двух машин, то ли даже вообще около всего одного автомата. Так что при выборе очереди вставайте туда, где увидите человека в приметном салатовом жилете сотрудника метрополитена !
Но и это ещё не было проблемой, а так – только нюансом. А теперь представьте, что вы отстояли свою очередь, и наконец настал ваш черёд слегка «потупить» у автомата . С божьей помощью вы более или менее поняли, что от вас требуется, ввели нужные данные и радостно приготовились платить, предвкушая скорую встречу со знаменитыми бодегами Порто . И вот тут-то на сцене, пыжась от собственной значимости, и появляется «рояль в кустах»: выясняется, что автоматы согласны вступить с вами в интимные товарно-денежные отношения только на базе банковских карт португальского выпуска или купюр достоинством не более 10 евро . Приплыли. Немая сцена
.
Честно говоря, в последнее время я настолько разбаловался автоматами «Трениталии» и мадридского метро, что даже не предполагал, что моя «ВИЗА» доблестного Сбербанка (косяков у которого, конечно, предостаточно, но надо признать, что платёжеспособность их карт почти абсолютная) будет игнорироваться в европейской стране. Выручила нас… дамская сумочка. Женщины знают, а мужчины поймут, что порой в этих сумочках можно найти что угодно – и иногда там даже оказывается что-то полезное . В этот раз такой палочкой-выручалочкой оказалась пара банкнот по 5 евро, на которые мы и приобрели нужные нам билеты.
Возможно (чисто предположение), что билеты можно купить и в аэропортовском «информбюро», как когда-то по прилёту в Лиссабон мы покупали билетики на автобус до города. Но в любом случае, думаю, стоит побеспокоиться и заранее «призаначить» нужную сумму мелкими деньгами, ибо размен денег в аэропорту Порто, если и возможен, то не столь однозначен.
******************************************
Кстати, о банковских картах. В целом ситуация с ними не слишком платёжная: без проблем их принимают в отелях и на вокзале. Пару-тройку раз удалось заплатить в кафе, но в целом там берут либо только наличные, либо карты португальского выпуска. В супермаркетах картами можно расплатиться при сумме покупок от 20 евро.
******************************************
Отель в Порту желательно выбирать, учитывая местный рельеф. Скажем, весьма прельстительным было бы остановиться близ Рибейры, но если вы планируете часто выезжать куда-то, то карабкаться каждый раз до вокзала или автостанции я бы и врагу не пожелал. Мы остановились в отеле близ центральной улицы-площади Avenida dos Aliados – и не пожалели об этом. Отсюда одинаково удобно попасть и к вокзалу Сао Бенту, откуда можно уехать, в частности, в Брагу и Гимарайш, и к автостанции Garagem Atlаntico, где базируется главный национальный перевозчик Rede Expressos (а так же компания Transdev), и к «соборному» холму, и к верхнему ярусу моста Дона Луиша I, да и к Рибейре спуститься (эх, спускаться – не подниматься !) недолго. Опять же, прямо отсюда отправляется автобус 500 на океан и ежечасовой ночной автобус 3М в аэропорт.
Сам отель не называю, поскольку не могу его ни охаять, ни чем-то особо выделить, подобных в ближайшей округе можно найти десятки. Из его отличительных особенностей (по которым, возможно, кто-то его и узнает) выделю вид с террасы, где можно устроиться на завтрак (если погода позволяет) и оригинальную спиралевидную лестницу:
******************************************
Транспортная система Порту, как и Лиссабона, построена на проездных картах – здесь они называются Анданте ( http://www.linhandante.com ). Система, в общем-то, несложная, но мне она активно не нравится – куда проще, как в Испании, Италии, Франции и прочих странах купить билетики на метро или оплатить автобус при посадке. А самым неудобным является необходимость иметь сразу несколько карт в соответствии с зонами, в пределах которых планируются поездки. К примеру, мы были вынуждены купить карты Z2 для поездок к океану близ Порто, Z4 для аэропорта, Z6 на метропоезд до Вилы ду Конде, да ещё и железнодорожные для поездок в Брагу и Гимарайш . Ну и, кроме «организационных» неудобств (это ж надо ещё запомнить, какую карту куда засунули), ещё и финансовую сторону не надо забывать: только за карточки как таковые пришлось заплатить по 2 евро с человека. В принципе, невеликие деньги, конечно, но с другой стороны – почему я должен переплачивать за кусок тонкого картона ?
На всякий случай: карты, среди прочих мест, продаются (и пополняются) и в кассах вокзала Сао Бенту, что очень удобно: покупая билеты на поезд, вы сразу можете приобрести все прочие необходимые вам проездные «картонки».
Кстати, время использования карты после первой «валидации» (ещё одно слово-паразит в русском языке, но заменить его, честно сказать, сложновато ), как правило, составляет 1 час (для дальних поездок этот срок несколько увеличивается). За этот час можно без ограничения пользоваться всеми средствами, входящими в систему городского транспорта STCP ( http://www.stcp.pt/en/travel ), т.е. метро и большинством линий автобуса. Не забывайте, что, меняя транспорт (даже делая пересадки в метро), надо обязательно вновь валидировать карточки: в метро – в жёлтых автоматах на станциях, в автобусах – при посадке. «Лишних» поездок при этом с карты не спишется, если только, разумеется, не истёк отведённый часовой срок. Что касается контролёров, то нам (кроме поездов) они не попадались ни разу, но ведь русские путешественники – и без того самые дисциплинированные в мире, не так ли ?!
Расписания и точные маршруты автобусов можно также посмотреть на сайте STCP, к примеру, для популярного маршрута 500 к океанским пляжам Матушиньуш: http://www.stcp.pt/en/travel/lines/?linha=500 .
Желающие могут приобрести проездные на 1 или 3 дня по цене 7 и 15 евро соответственно ( http://www.linhandante.com/tarifario-andante.asp ). Их преимуществом является то, что, во-первых, в указанную стоимость уже входит и цена самой карты («картонки»), а во-вторых, по таким проездным можно ездить без ограничения по всем зонам (даже пригородными поездами в некотором радиусе от Порто). Эти карты не пополняются, валидировать их надо только 1 раз, перед первым использованием. Ну а недостатком – то, что особой необходимости часто ездить по городу может и не быть (к примеру, мы ездили только на океан), и даже при цене разовой поездки 1.20 евро не окупить проездной очень легко. Впрочем, тут всё зависит от личных планов и маршрутов каждого.
******************************************
Лучшей картой Порто, на мой взгляд, является официальная туристическая карта города: http://www.portoturismo.pt/Lists/ISSUUD … pa_ing.pdf . Раздобыть её «вживую» очень просто. Она есть практически везде: в аэропорту (только, что называется, «не проходите мимо» стендов, где она лежит), в отелях и в многочисленных городских бюро по туризму.
Впрочем, несмотря на превосходную наглядность, этой карте местами не хватает детализации. И тогда на помощь (как и во многих других городах) может прийти карта из абсолютно лучшего, на мой взгляд, путеводителя по Португалии – Rough Guide, ссылку на который я уже неоднократно приводил: http://avaxhome.ws/ebooks/travel_guides/127219.html .
******************************************
Что касается языка общения… Мои надежды полноценно попрактиковаться в испанском, к сожалению, оправдались в очень малой степени . В отличие от приграничного Элваша, где любой португалец говорил по-кастильски хлеще любого madrileño, ситуация в северных краях чем-то напоминала Каир, где, прежде чем садиться в такси, я спрашивал водителя, знает ли он английский, на что неизменно получал лучезарный ответ «Yes !». Однако в девяти случаях из десяти, как выяснялось чуть позже, этим словом его познания в английском и заканчивались . Так вот, на мой вопрос «Абла устэ эспаньол» большинство, правда, не столь лучезарно, отвечало «ум поко», а некоторые, более скромные – «ум покито» (что на полузабытом уже слэнге примерно означало «дую-дую, но …» - те, кто изучал в школе английский, без труда вспомнят окончание этой фразы), но дальше этого, как правило, разговор на языке их «большого» (по территории) соседа не складывался. Правда, пару раз, когда большинство сказанных мной испанских слов на слух более или менее совпадало с португальскими, я получал комплимент типа «вы хорошо говорите по-португальски», на что скромно отвечал, что, к моему сожалению, в языке Камоэнса и Генриха Мореплавателя не смыслю ничего, но если моя белиберда тем не менее оказалась понятой – то и слава нашему общему Создателю.
Ну а английский язык, повсеместным знанием которого меня удивил Лиссабон несколько лет назад, в этих местах оказался популярен всё же в несколько меньшей степени.
Впрочем, даже в самых трудных ситуациях искренняя улыбка от чистого сердца – лучшее средство договориться на любые темы в любой точке земного шара, и Португалия в этом отнюдь не исключение !