Замок Фонтенбло – от охотничьей сторожки до резиденции французских королей.
Как полезно однако отчеты писать - столько нового узнаешь.. Когда гуляешь по тем местам, куда тебя занесло - не до путеводителей и шпаргалок, только и успевай глазами в разные стороны размахивать да на затвор нажимать, потом разберешься: кто, что, где, с кем и зачем. Хотя название замка не было совсем уж не знакомым - ну кто в детстве не зачитывался романами Дюма о похождениях королевских мушкетеров, да и самих королей? Практически в каждом из них так или иначе фигурировал этот замок.
Тихий и неприметный городок Фонтенбло так и был бы самым обычным провинциальным городом, кабы не огромный лес в его окрестностях и, как следствие, множество разнообразной живности и шикарная охота, издавна были облюбованы французскими монархами. Историю превращения скромного охотничьего домика в резиденцию практически всех королей Франции, да еще до кучи и Наполеона, с легкостью можно изучить как в Википедии, так и во множестве трудов по истории Франции. Так что я коротенько, но с картинками.
Итак, XII век, 1137 год, Людовик VI строит скромный охотничий замок на берегу пруда. Отделкой и расширением замка занимается уже Людовик IX, любивший тишину и уединение. До XIV века замок был вполне себе любим королями и активно обитаем, но потихоньку он начинает приходить в запустение и упадок. К жизни Фонтенбло возвращает Франциск I,которому замок достался довольно запущенным и пригласивший для реанимации замка отечественных и иностранных архитекторов и художников, построивших на фундаменте средневекового замка новый дворцовый комплекс. Король здраво рассудил, что столь удачное месторасположение замка позволит возродить здесь старую традицию королевской охоты.
Оттого, что каждый новый владелец Фонтенбло прикладывал руку к его внешнему и внутреннему убранству, и отнести замок к какому-то одному архитектурному стилю не представляется возможным, потому как достраивали его на протяжении аж 7 столетий. Да и сама терминология – дворец ли, замок ли – тоже довольно дискутабельна. Впрочем, оставим эти размышления историкам архитектуры и пойдем дальше.
Франциск I собрал в стенах замка неповторимую коллекцию французского и зарубежного искусства, благодаря чему Фонтенбло можно считать практически колыбелью пришедшего вскоре французского Ренессанса.
Одна из визитных карточек Фонтенбло – Золотые ворота – так же появились в замке при Франциске I,
как и галерея его же имени, соединявшая апартаменты короля с недошедшим до нас монастырем Тринитариев.
Расширение и украшение замка продолжается и при Генрихе II, подарившему замку еще одну «визитку» - лестницу «Подкова» и Двор Белой лошади. Именно здесь устраивали рыцарские турниры, празднества и всяко разные торжества.
Стройка не прекращается и после смерти Генриха. Овдовевшая Екатерина Медичи приказывает вырыть широкий ров вокруг дворца, что было вовсе даже и не лишним в разгар религиозных разборок между католиками и гугенотами.
Кстати, совсем недавно реставраторы обнаружили уникальную находку: в общественном туалете замка найдена шпилька королевы Екатерины Медичи. Шпилька подверглась тщательному изучению и таки да, специалисты не ошиблись: находка действительно была сенсационной. Длина старинной шпильки составляла 9 сантиметров, а литер «С» указывал на отношение к знаменитой особе монаршей крови. В переводе с французского имя Медичи Екатерина писалось «Catherine». А вещи королевы помечались буквой «С». Именно она и была начертана на шпильке. Археологи очистили аксессуар от вековых наложений и обнаружили еще одно подтверждение, что именно королева Екатерина владела этим предметом. Шпилька была окрашена двумя цветами – зеленым и белым, а королева предпочитала именно это сочетание цветов, да и славилась она пристрастием к дорогим и роскошным драгоценностям. Но ее ювелирная коллекция практически утрачена после смерти владелицы. Историки утверждают, что украшения королевы были не только распроданы, но и разворованы. Не исключено, что и эта шпилька тоже была потырена кем-то из челяди или приближенных Екатерины.