Возможно, самой характерной особенностью архитектуры Кадиса являются башни. Но не церковные колокольни, как в Кармоне и Эсихе, а дозорные наблюдательные башни. Самая высокая и известная из них – башня Тавира (Torre Tavira), расположенная в самом центре «кадисского полуострова»:
Со смотровой площадки (мирадора, по-нашему, по-русски говоря ) на верхнем ярусе башни открываются самые панорамные из всех панорамных видов Кадиса:
Башня Тавира предлагает ещё один «аттракцион»: камеру обскура (http://www.torretavira.com/en/index.php), что в переводе с латинского означает «тёмная комната», а вовсе не камера наблюдения, как это может показаться на уровне абстрактного мышления. Выглядит это примерно так: на круглом и немного вогнутом экране диаметром около метра, напоминающем спутниковую тарелку, демонстрируются городские виды с высоты и перспективы башни. Сеансы проводятся каждые 30-40 минут, длятся минут 15, в течение которых гид показывает на изображении основные сооружения Кадиса и коротко рассказывает о них на испанском и английском языках. Я лично остался не в восторге от данного мероприятия и не стал бы однозначно рекомендовать посещение камеры обскура, поскольку, во-первых, практически всё то же самое, но в ещё лучшем качестве можно увидеть с мирадора той же башни, а во-вторых, не желая никого обидеть, должен всё же констатировать, что далеко не все русские туристы обладают способностью схватывать на слух английскую, не говоря уже об испанской, речь.
Башня Тавира – самая высокая, но далеко не единственная сторожевая башня в Кадисе. Только на сегодняшний день их сохранилось – не удивляйтесь ! – 126 штук ! Причём каждая из них имела свой собственный флаг. Существовала даже классификация архитектур этих башен, которая, впрочем, для нас особого интереса не представляет.
Поскольку дозорные башни возводились коммерсантами главным образом для того, чтобы следить за приближением своих кораблей к кадисскому порту, уже их количество говорит о масштабах торговли в городе. Недаром Лион Фейхтвангер в книге «Гойя, или Тяжкий путь познания» сказал про Кадис:
«
Этот белый
Кадис, сказочно-богатый
Город, тот, с которым чванный,
Хмурый Лондон по богатству
И сравниться не посмеет…
«
Башня Тавира, кстати, была названа по имени владельца фрегата Антонио Тавиры и считалась официальным наблюдательным пунктом кадисского порта в силу своего расположения в самой высокой точке города.
В середине 18 века Кадис владел монополией на торговлю с Америкой, и в те времена для всех судов из Нового Света, куда бы они ни следовали в дальнейшем, был обязателен заход в порт Кадиса. Эта привилегия была позже отменена Карлом III, издавшим указ о свободе торговли.
О значимости Кадиса говорил и тот факт, что именно меридианом Кадиса, поначалу определяемым городской обсерваторией, расположенной в замке Гуардиамаринас, а позже – обсерваторией Сан-Фернандо, и пользовались главным образом испанские моряки во второй половине 18-го и бОльшую часть 19 веков. Напомню, что в отличие от «нулевой широты» (т.е. экватора), однозначно определяемой самой формой Земли, началом «вертикального» отсчёта в разных странах в разные времена служили, кроме Кадиса, долготы Парижа, Тенерифе и Картахены, в России – Пулкова. Многие страны и вовсе использовали собственные национальные нулевые меридианы, проходящие, как правило, через свои главные обсерватории. Испанский писатель А. Перес-Реверте в замечательной книге «Тайный меридиан» приводит пример, как собственную нулевую долготу, проходившую в нескольких метрах от кафедрального собора Саламанки, имел даже орден иезуитов. В конечном счёте унификация и глобализация восторжествовали, когда в 1884 году на Международной меридианной конференции в Вашингтоне был принят универсальный нулевой меридиан – гринвичский.
Но вернёмся к кадисским башням. Любопытно, что кроме своих главных, наблюдательных задач, они являлись своеобразным прообразом современных многофункциональных бизнес-центров. Интересная структура типовой башни приведена на рисунке одного из этажей-залов башни Тавиры:
Если вкратце, то каждый этаж имел своё функциональное назначение. На «нулевом» (la planta baja) был дворик, по периметру которого располагались магазинчики и офисы торговых фирм. Зачастую здесь же находился резервуар для сбора дождевой воды. Цокольный этаж служил чисто офисным целям. Первый (по нашему – второй) этаж был «господским»: с высокими потолками, просторными комнатами и балконами, выходящими на улицу. На следующем этаже, более низком, жил обслуживающий персонал. Крыша служила для работы, в частности – для стирки и сушки белья, и отдыха. Здесь же запускали воздушных змеев, которые вошли в моду в те времена. Ну и, наконец, с башни-мирадора осуществлялась самая важная миссия – контроль за движением судов в Кадисской бухте.
Признаться, пока я не знал о башнях-мирадорах и их количестве, они особо и не бросались мне в глаза. Но теперь я замечал их буквально на каждом шагу:
Очень любопытным мне показалось цветущее большими красными цветками дерево на последней фотографии. Кто-нибудь знает, что это такое ?
И в продолжении темы местной флоры: