----------------- ********************* -----------------
…ХЕРЕС де ла ФРОНТЕРА
В тот же вечер, через час после возвращения из Эсихи, я уехал в Херес. Теми же Linesur'ами, с того же автовокзала на Сан-Себастьян: очень удобно, если твой отель расположен совсем неподалёку. Путь составил час с небольшим, и уже в сумерках, около 7 вечера мы въехали в Херес, явно только что изрядно омытый дождём, который не менее тщательно поливал наш автобус по дороге.
Что сделает путешественник, впервые в жизни оказавшийся вечером в Хересе де ла Фронтера ? Наверняка то же, что и я: отведает хереса, по возможности постарается его чем-нибудь закусить и на сыто-попитый желудок посмотрит вечерний город. Такой, если говорить в двух словах, и оказалась моя программа на esta tarde.
По поводу хереса (напитка, а не города) у меня особых иллюзий не было: судя по тому, что я читал о нём, херес явно не попадал в мои любимые категории алкоголя. Но не попробовать его вообще было невозможно, хотя бы для того, чтобы просто получить собственные впечатления. И они, на вкус непрофессионального алкоголика, оказались примерно такими.
Один из самых знаменитых хересов - Tio Pepe, "классика жанра" из разряда сухих (fino) сортов, скорее всего, понравится любителям экстрасухих вин и шампанских брютов. В моём же рейтинге он занял однозначно последнее место и оказался единственным, который я не сумел допить до конца, даже несмотря на то, что было "уплочено". Следующий бокал (это было уже в другом баре) я попросил у camarero с учётом своих вкусов - поменьше крепости, побольше сладости. Предложенный мне напиток оказался из "линейки" Oloroso (название которого в переводе с испанского звучит как «душистый») - он действительно был очень ароматным и более сладким и понравился мне намного больше.
Впрочем, Херес - всего лишь один из трёх "углов" так называемого "хересского треугольника" - винодельческого региона, окружённого городами Херес де ла Фронтера, Санлукар де Баррамеда и Эль Пуэрто де Санта-Мария. И моя дегустация на этом не закончилась, о чём и будет доложено в своё время вашему вниманию.
А вот что неприятно обратило внимание в этих местах - в отличие, скажем, от Гранады и её окрестных регионов покупаемый в баре напиток не сопровождается тапасом - никаким, даже символическим, хотя бы картофельными чипсами или маслинами. Только один раз, в Кадисе, уже перед самым отъездом, camarero сжалился над одиноким путником усталого вида и, подумав, "оторвал от сердца" 4 маслинки на блюдечке размером в пуговицу. Уж не знаю, такова ли особенность этого явно туристического региона, или кризис сделал испанцев более прижимистыми, но дело обстояло именно так.
Тем не менее, подкрепившись платными тапасами (как же всё-таки сужает их ассортимент неприятие рыбных и прочих морских блюд !), я получил то, что хотел, и теперь, с замерцавшим где-то в глубинах желудка огоньком от выпитого хереса, мог не торопясь пройтись по вечернему Хересу. И первым делом я направился к собору:
Подсветка местного собора оказалась великолепной, что совсем не является само собой разумеющимся делом. Её можно сравнить с освещением собора в Леоне - лучшего, пожалуй, из виденных мной ранее iluminados. И уж ни в какое сравнение с ней не идут подсветки миланского собора, аббатства Сен-Мишель, не говоря уже о городах Баварии.
Я обошёл собор, поднялся к Алькасабе:
откуда, с возвышения, открывался прекрасный вид на барочный купол собора:
и ещё немного прошёлся по городу. Одна из самых прекрасных церквей Хереса - Сан Мигель, все дифирамбы которой будут спеты чуть позже, тоже выглядела очень красиво:
Оказавшись на главной городской площади Plaza Arenal, я натолкнулся на одну из последних репетиций шествия начинающейся через день Семаны Санты:
Я всегда хотел вживую увидеть знаменитые испанские празднества на Семану Санту - Страстную неделю перед католической Пасхой. Но то Пасха не совпадала со временем поездки, то брали верх опасения, что повсеместные шествия могут воспрепятствовать плановому осмотру городов и что отели в это время резко повышают цену. На этот раз я всё же рискнул и при планировании путешествия выбрал компромиссный вариант: не связываться с самыми проблемными в вышеупомянутыми аспектами днями с четверга по воскресенье, но прихватить пару дней в начале Страстной недели. И получил то, что хотел, по полной программе.
Сначала всё было очень интересно. Пасосы (украшенные платформы, которые на руках носят по улицам) с Христом и Богородицей, которые я до сих пор видел только в местных церквях в стадиях оформления или "готовности N1", военный оркестр, псевдомонахи в капучонес - высоких остроконечных колпаках с прорезями для глаз, использовавшиеся ранее инквизицией и средневековыми секретными службами - всё это было непривычно и создавало особую атмосферу. Но потом... когда процессия поравнялась со мной, когда Христа - распятого Христа с лицом, полным страдания и мук, и с терновым венцом, плотно охватившим его кровоточащий лоб, проносили совсем рядом, я, глядя на него снизу вверх, вдруг почувствовал - не понял умом, а почувствовал всем своим нутром, - что здесь происходит что-то неправильное. Почувствовал вопиющее несоответствие между тем, что происходило сейчас передо мной и тем, что эта церемония олицетворяет по своей сути.
Распятый Христос под музыку военного оркестра ! Учитель смирения и прощения под барабанную дробь потенциальных убийц (а кем ещё являются любые военные по определению - кто-то станет спорить с этим ?). Под музыку, торжественность которой и близко не была духовной, из которой, казалось, ещё немного, и вырвется что-то до боли знакомое ... ааа, ну да, конечно же: "Погоня, погоня, погоня...", "И Лееенин такой молодой...". Не спорю, аккомпанемент прекрасный, торжественный, призывающий к действию. Под него отлично смотрелись бы мероприятия по случаю Дня города, какой-нибудь воинской победы или Дня независимости, например, от наполеоновской Франции, захватившей Испанию в начале 19 века. Много чего красивого было в этой процессии, в ней недоставало только одного: духовности, столь ожидаемой и столь необходимой в Страстную неделю. О ней никто не думал. Самая католическая нация мира в своём религиозном рвении дошла до абсурда (я хотел использовать другое слово, но в последний момент смягчил его).
Впрочем, современные христиане, давно и глубоко наплевавшие на духовные основы своего учения, вполне заслуживают именно таких празднеств. Именно такой религии. И - именно такого бога. Которого они сами породили, отделившись от Бога Истинного обрядами и ритуалами, условностями и «авторитетами», запретами и наказаниями. Таковыми были люди, отлучившие от церкви М.Сервантеса и Л.Толстого. И распятый деревянный Иисус для тысяч людей, из года в год наблюдающих его «шествие», намного ближе и доступнее, чем истинный, Воскресший Христос, который стучится, но никак не может достучаться в их сердца, увлечённые идолами. «Христос воскрес !» - механически говорят люди на Пасху, даже не осознавая смысла и глубины своих слов. «Воистину воскрес», - машинально отвечают им другие, точно так же не ведающие того, что произносят. В их сердцах Иисус всё ещё распят, его всё ещё не сняли с креста.
Нет, 1000 раз прав старик Ошо, который, что бы о нём ни говорили, в миллионы раз более религиозен, чем священники, идущие во главе предпасхальной колонны: Бога, истинного Бога можно найти только в тишине, только в молчании, только во внутренней молитве. 1000 раз прав Н.Д. Уолш, говорящий от лица Всевышнего: "Приди ко Мне путем своего сердца, но не тропой своего разума. Ты никогда не сможешь найти Меня в своем разуме". И тысячи раз прав Ричард Бах в предсказании неизбежной стадии развития любой религии, произнесённой устами средневекового старца, всю свою жизнь посвятившему поиску Истины: "... появятся алтари, вознесутся шпили соборов и храмов... А те, кто искал нового знания и духовного роста, вместо них получат новые предрассудки и новые ограничения: колокола и символы, правила и песнопения, церемонии и молитвы, одеяния, благовония и подношения золота. Сердце Религии вместо любви наполнит золото - чтобы сооружать все больше храмов, золото, чтобы купить на него мечи, которыми потом обращать неверующих, спасая их души"...
Повторюсь, претензии не к процессиям как таковым. Но не надо путать их с истинной духовностью, якобы в честь которой они и проводятся. Давайте всё же отделим мух от котлет, а другими словами - воздадим Богу Богово, а кесарю - кесарево. И ещё - всё же, на мой взгляд, в светской по конституции стране религиозные мероприятия не должны принимать таких масштабов - просто по определению. Недаром Ататюрк, придя к власти и объявив характер нового государства светским, никоим образом не борясь с религией и не закрывая мечети, ввёл ряд ограничений на столетние обычаи религиозного характера, в том числе, связанные даже с одеждой (именно тогда вместо запрещённых традиционных шапочек-фесок в обиход пошли шляпы и кепки-"аэродромы"). Довольно на сегодня.