В своем давнем репортаже ”Хвойен – костел забытый и возрожденный” я рассказывал о костеле Иакова и Филиппа (kostel sv.Jakuba a Filipa) в Хвойене, расположенном на пологом холме недалеко от замка Конопиште, в трех-четырех километрах от Бенешова – нашего бывшего места жительства.
Костел в Хвойене интересен тем, что он возведен на уникальном месте, где, как говорят, находится одна из самых сильных позитивных энергетических зон в средней Чехии. В особую энергетику этого места можно верить или нет, но пустынность и высокое расположение костела, кажется, действительно необъяснимо притягивает к себе. Местные жители из Бенешова часто прогуливаются сюда, чтобы полюбоваться от установленного рядом с костелом старого каменного креста на открывающийся с высоты интересный вид на Конопиштский замок.
Вот только уже долгие годы с холма очень редко раздается колокольный звон. Костел находится в удалении от жилья и большую часть времени закрыт, а автоматизировать перезвон древнего колокола, отлитого еще в XVI столетии, не позволяла служба охраны архитектурных памятников. Для того, чтобы все же возродить старую традицию ежедневного колокольного звона, на собранные энтузиастами средства был отлит и установлен в костеле новый колокол. Его торжественное освящение состоялось 15 сентября. Об этом событии и будет мой сегодняшний фоторепортаж.
Но вначале я расскажу немного об истории костела.
В отличие от многих других мест, костел Иакова и Филиппа в Хвойене сохранил свое естественное природное окружение. Здесь приятно прогуляться в любое время года. Весной, по сторонам от дороги, ведущей от хутора к костелу, зацветают бархатными бледно-розовыми цветом старые черешни. В июле сюда лучше заглянуть где-то под вечер, чтобы почувствовать благоухание липы, раскинувшей у костела свою огромную зеленую крону. А осенью, в сезон охоты, по холму десятками шныряют фазаны, перепуганные ружейной пальбой с недалекого Конопиштского хозяйства. В зиму снег вокруг костела расчерчен пунктирами следов зайцев, которые наведываются сюда по ночам от журчащего у подножия холма небольшого Яновицкого потока. Круглый год в отгороженных просторных загонах между деревьями бродят кони.
У костела на Хвойене сложная, но интересная судьба. Возникнув когда-то в центре укрепленного древнего града, со временем он оказался одиноко стоящим на безлюдном холме, забытый людьми и ветшающий с ходом веков. Из находящихся неподалеку строений сохранился только бывший фермерский двор Конопиштского замка, окруженный неприступным кольцом амбаров с полутораметровыми по толщине стенами и узкими бойницами окон.
Все должно было поменяться начале прошлого века, когда поселившийся в Конопиште эрцгерцог Франц Фердинанд д’Эсте, наследник Австро-Венгерского престола, решил возродить это место. В 1904 г. архитектор Йозеф Москер провел дорогостоящую реконструкцию костела, при которой на его восстановление и украшение было потрачено более 95 тысяч крон. Франц Фердинанд также подарил костелу реликвии, среди которых были семь больших, в полный человеческий рост, деревянных мадонн XIII – XVII столетий.
Семья эрцгерцога регулярно посещала Хвойен в воскресные и праздничные богослужбы.
Говорят, что Франц Фердинанд собирался сделать здесь свою родовую усыпальницу, поскольку его потомки не могли быть похоронены в императорском склепе венской Капуцинеркирхе, как родившиеся в морганатическом браке (его супруга София Хотек, хотя и родилась в старинном чешском роду, но не принадлежала правящей европейской династии). Эрцгерцог предусмотрительно выкупил окружающие костел земли для того, чтобы перенести старые захоронения с прилегающего кладбища на новое место, за ограду костела, а также распорядился перевезти сюда древние каменные надгробные плиты из своей обширной коллекции, хранившейся в Конопиште.
Однако, этим планам не суждено было осуществиться. В 1914 году эрцгерцог Франц Фердинанд д’Эсте был и его жена были застрелены в Сараево, и похоронены далеко отсюда, в замке Артштеттен в долине Вахау, в центральной Австрии. Позже, в 1921 году, в первую чехословацкую республику, Конопиштский замок конфисковало государство, невзирая на протесты наследников Франца Фердинанда и их доводы, указывающие на то, что они формально не являлись полноправными членами императорской семьи.
После этого костел уже только ветшал. До 80-х годов прошлого столетия здесь еще проводились регулярные богослужбы, но затем он окончательно опустел.
Многие ценные предметы из интерьера были перевезены в Конопиште и другие государственные замки, что спасло их от разрушения. Но при этом оголились стены костела, да и изъятые предметы утратили важный контекст и со значимых элементов оформления костела превратились в обычные музейные экспонаты, затерявшиеся среди многих других, им подобных.
В необъятном Конопиштском замке много удаленных залов, лестниц и переходов, куда обычные экскурсанты никогда не добираются. Здесь, на деревянных лестничных пролетах, в каменных нишах и застекленных витринах шкафов хранятся многочисленные экспонаты, среди которых, возможно, есть и когда-то подаренные Францем Фердинандом мадонны из Хвойена.
При коммунистах опустевший костел пять раз обкрадывали. Огромное огнедышащее чудовище, пожирающего в аду грешников, изображенное на древней настенной фреске, нисколько не напугало неизвестных грабителей, которые вынесли отсюда множество ценных церковных предметов. С прилегающего кладбища были также украдены уникальные кованные железные кресты XVIII столетия, которых тут изначально было 38, и из которых всего лишь несколько сохранилось до наших дней.
В конце 90-х годов за восстановление костела взялись несколько общественных организаций – Рыцарский орден св. Вацлава и созданное энтузиастами общество Друзей Хвойена. Главным вдохновителем этих работ стал Вацлав Потучек (Vaclav Potůček) из Бенешова, который до сих пор, в свои 76 лет, живет этим делом и отдает ему все свои силы.
К началу восстановительных работ костел уже совсем запустел, подходы к нему заросли колючим кустарником и порослью деревьев, в крыше зияли трехметровые дыры, внутри после дождей накапливалась и стояла вода.
С финансовой помощью ордена св. Вацлава, за 750 тысяч крон была обновлена крыша костела, установлены сливы, уложен дренаж. Вокруг костела навезена новая земля и, взамен диких зарослей, высажен ровный зеленый газон.
Несмотря на все разрушения и утери, в костеле сберегся колокол, именуемый Ave Maria, который был отлит еще в 1541 году. Удивительно, что его пощадили многочисленные войны, прокатившиеся по Чехии с XVI столетия, ведь колокола часто шли на переплавку как доступный источник ценного металла. По статистике, к концу второй мировой войны в Чехии сохранилось всего 13%, а на Моравии еще меньше – 6% от общего задокументированного количества колоколов. Многие колокола были сняты и переплавлены во время немецкой оккупации. При коммунистах в Чехословакии многие костелы были закрыты, но колокола, по крайней мере, никто с колоколен, как у нас, не сбрасывал.
Вот так выглядел старый колокол собора в Хвойене в 2010 году.
Благодаря уникальному расположение костела на вершине 406-метрового холма, доносящийся из его колокольни звон колокола не встречает природных препятствий и разносится на расстояние до 25 км, свободно прокатываясь над волнистым рельефом окружающей низины. Именно поэтому, чтобы костел окончательно ожил, хотелось восстановить старую традицию регулярных колокольных звонов.
Раньше колокола ежедневно звонили несколько раз в день. Когда-то по будничному колокольному звону люди ориентировались во времени, и в обязанности звонаря входило в строго определенный час подняться на колокольню, чтобы положенное число раз ударить в колокол. Понятно, что в наше время все ориентируются по часам, поэтому в городах колокола на храмах сейчас звонят только созывая на воскресные и праздничные богослужбы.
В современном городе бой колокола посреди рабочего дня только добавлял бы лишний шум, но в удалении, среди открытых просторов и покрытых лесами холмов, колокольный звон был бы вполне органичен, и воспринимался бы как возрождение старой традиции.
Но сделать это оказалось не так уж просто. Поскольку костел большую часть времени закрыт, звонить в колокол здесь некому. Да и взбираться по узким каменным проходам и крутым пролетам деревянных лестниц на небольшую колокольную площадку, под самую кровлю звонницы, долго и тяжело. Наладить регулярный звон можно было только установив электрический тяговый механизм, автоматически срабатывающий по времени. Однако, как я уже упоминал, служба охраны архитектурных памятников категорически запретила как-либо модернизировать старый колокол.
На чем свет стоит ругая государственных бюрократов, пан Потучек взялся решать эту, как тогда казалось, не решаемую задачу, и тогда родилась идея, – поскольку старый колокол модернизировать нельзя, то нужно изготовить и установить рядом новый, который бы имел точно такой же “голос”.
Выяснилось, что в Чехии осталось всего несколько компаний, способных выполнить заказ. Одна из них – имеющая мировую известность колокольная мастерская Томашкова-Дитрихова (Zvonařská dílna Tomášková – Dytrychová), которая находится в Моравии, в поселке Бродек у Пршерова (Brodek u Přerova).
Колокола, отлитые в мастерской Томашкова-Дитрихова, звонят по всему миру, – не только в Чехии и Словакии, но и в Германии, Австрии, Польше, Италии, Великобритании, Ирландии, Швеции, России и Украине, а также в США, Австралии, Японии, Южно-Африканской республике и других странах. Ежегодно эта небольшая мастерская всего с 10 работниками производит 150–300 изделий, из них – несколько десятков уникальных больших колоколов. А за все время существования компания изготовила более 7600 различных колоколов.
Кстати, весной этого года в Пражском граде прошла выставка, рассказывающая об истории мастерской и наиболее известных колоколах, созданных ее мастерами. Подобная выставка на постоянной основе действует в городском музее Яна Каменского в моравском Пршерове.
В 1995 году в мастерской Томашкова-Дитрихова был отлит самый большой, на то время, изготовленный после войны на территории Чехии колокол Урбан для базилики костела св. Эгидия в Бардейове, в восточной Словакии. Колокол весом 4000 кг. был создан как копия треснувшего старого колокола с 1655 года. Позже для словацкой Кошице мастерская изготовила свой самый большой колокол весом 5200 кг.
Мастерская также выполнила заказ на создание точных копий четырех колоколов для Тынского храма в Праге, снятых на переплавку немцами в 1942 году. Для того, чтобы подвесить в башне наибольший из них, колокол Архангела Михаила, весом 2500 кг. и диаметром 1,56 м., реставраторам пришлось снимать оконную раму разбирать камни в нижней части окна, расширяя пролет.
В 1990 году мастерская изготовила небольшой колокол весом 55 кг., который был принесен в дар Папе Римскому Иоанну Павлу II при его первом визите в Чехию.
Колокола, изготавливаемые в мастерской Томашкова-Дитрихова, отличаются особо чистыми тонами звучания. Поэтому именно здесь были отлиты два музыкальных колокола по заказу Венской филармонии. Уникальными являются также звукоряды до 22 колоколов специально подобранной тональности, которые изготовлены для костелов Оломоуца, Брна, Остравы, словацкой Кошице.
Конечно же, создание нового колокола стоит немалых денег. Поэтому для Хвойена пришлось заказать колокол относительно небольшого размера, – всего 50 см. в диаметре и высотой 65 см. Его вес - 120 кг. Он меньше старого колокола, однако, как изначально оговорено, имеет точно такое же звучанье.
Ужасно сожалею, что мне, из-за постоянных разъездов, не удалось присутствовать на отливании колокола в конце августа этого года. Поэтому процесс литья проиллюстрирую фотографиями гостей, которым посчастливилось наблюдать его своими глазами.
Изготовление колоколов – одна из немногих видов деятельности, которая практически не претерпела изменений с времен наших предков. Все попытки модернизировать литье с применением современного оборудования и новейших материалов оказались неудачными, – несмотря на безупречную форму, изготовленные таким способом колокола значительно проигрывали в мощности звучания и чистоте тонов.
В мастерской Томашкова-Дитрихова весь процесс литья от начала до конца выполняется вручную, по традиционным старинным технологиям.
Сначала на горизонтальной плите с перпендикулярным шестом, обложенным огнеупорным кирпичом, с помощью вращающегося деревянного лекала, формируется глиняная основа, повторяющая профиль внутренней поверхности колокола. Затем на глину, при помощи другого лекала, укладывается слой воска, формируя тело колокола. На поверхность модели колокола клеятся лепные восковые барельефы и надписи. Затем сверху осторожно наносится наружный слой глины, формируя верхний кожух отливочной формы. После высыхания глины форма нагревается и воск изнутри вытапливается.
Получившаяся форма разбирается, тщательно прорабатывается изнутри, и снова скрепляется обручами, обмазывается глиной и высушивается. Пустотелая форма устанавливается в яму, вокруг которой расположены плавильные печи.
Для отливки используется колокольная бронза – сплав меди и олова, приготовление которого требует специальных навыков. В течение нескольких часов в печи нагревают медь до температуры плавления 1080°С. Затем температуру быстро поднимают до 1300°С, при которой плавится олово, и добавляют в жидкую медь оловянные слитки. Жидкий металл перемешивают деревянными шестами до получения однородной массы, и быстро снова охлаждают до 1080°С. Если процесс приготовления сплава продлится дольше 10 минут, то олово выгорит, и в получившимся сплаве его процент будет более низким, чем требуется, а сплав получится неоднородным. Если же температура слишком снизится, то стенки колокола выйдут пористыми. Опытные мастера определяют готовность металла на глаз, без измерения температуры.
Подготовленный бронзовый сплав по желобам заливают в форму будущего колокола. Через несколько дней, после полного остывания металла, форма разбивается, а поверхность колокола зачищается от пригара и полируется.
* * *
И вот, наконец, новый колокол доставлен из Моравии в Хвойен.
В субботу, 15 сентября 2012 года состоялось его освящение. На эту торжественную церемонию были позваны все дарители, пожертвовавшие средства на его создание, члены Рыцарского ордена св. Вацлава, а также многочисленные гости из Бенешова, Праги и других городов Чехии.
Освящение нового колокола является его “крещением”, при котором он получает имя. Традицию присваивать колоколам имена святых установил Папа римский Иоанн XIV. Считается, что при освящении колокол наделяется способность излечивать душевные и физические болезни.
Новый колокол костела в Хвойне был назван именем Вацлава, патрона Чешской земли. В Чехии князь Вацлав, вероломно убитый своим братом за веру, является одним из наиболее почитаемых святых. Барельеф с изображением святого Вацлава и слова посвящения украшают поверхность колокола.
Освящение колокола и католическую богослужбу, посвященную этому событию, провел настоятель Страговского монастыря ордена Премонстратов пан Йозеф Поездны (Opat Michael Josef Pojezdný), очень известный и уважаемый в Чехии человек, кавалер высшей чешской награды – ордена Томаша Масарика. Пан Поездны покровительствует возрождаемому костелу и несколько раз в год проводит в нем службы.
На торжественной церемонии выступил и главный вдохновитель и организатор восстановления костела в Хвойне, пан Вацлав Потучек, который искренне поблагодарил всех, кто внес средства на создание нового колокола.
Он напомнил, что пожертвование на отливку колокола издавна рассматривалось как богоугодное дело. Колокола своим звоном призывали людей к молитве, и считалось, что каждый верующий своей молитвой поминает и души тех, на чьи средства отлит колокол, облегчая их участь в загробной жизни.
Но в наше время, особенно в урбанизированной центральной Чехии, верующих становится все меньше, а стремление к возрождению старых традиций уже не является столь же серьезным стимулом к пожертвованию. К счастью, Хвойену в этом отношении повезло, – в общий бюджет на покупку колокола, составляющий 215 тыс. крон, решающую сумму 110 тыс. крон внесла пани Хана Герзаницова (Hana Gerzanicová) из Плзни.
Пани Герзаницова – удивительная женщина. В 1950 году она иммигрировала из коммунистической Чехословакии, работала в Западной Германии, затем переехала в далекую Австралию, где прожила более 40 лет, оставаясь большой патриоткой своей страны. Преподавала в Сиднее, имеет ученую степень «доктор философии» (PhD). В 1999 году вернулась в родной Плзень. Является Дамой Рыцарского ордена святого Вацлава.
В свои 84 года она полна энергии и активно участвует в делах этой организации, пишет стихи на чешском и английском языках, занимается переводами, издает книги и участвует в литературных и культурных проектах.
Специально к освящению колокола пани Герзаницова сложила стихотворение ”Колоколá”, которое она сама прочитала на торжественной церемонии. Строки этого стихотворения стали своеобразным гимном осуществленному доброму делу, и по праву были вывешены в ходе церемонии на самое почетное место.
Привожу здесь строки этого стихотворения в моем переводе (чешский оригинальный текст - ”Zvony”).
* * *
Hana Gerzanicová
Колоколá
Над снежной далью звон колоколов
Напомнит давние стихи поэта
О тайной музыке, которая без слов
Нам в душу проникает незаметно.
С ней славим мы рожденье и успех,
Всевышнего величье прославляя,
И с ней скорбим и поминаем души тех,
Кто этот мир навеки оставляет.
Когда родятся звонов переливы,
Им откликаются биением сердца,
И души наши обретают жизни силы
Творить добро и верить до конца.
И кажется, в торжественном звучании,
Летящем к нам над крышами домов,
Мы слышим предков тайное посланье,
Отлитое в металл колоколов.
О Вацлав, колокол на башне в Хвойне,
Любви, надежды, веры песни пой мне.
Пусть голос твой летит над древним краем,
И станет чешский дом земным нам раем!
* * *
Спустя несколько дней после освящения, новый колокол был поднят и смонтирован на старой подвесной конструкции, рядом со свои “старшим братом”.
Сбылась давняя мечта пана Потучека оживить давно молчавший древний костел Иакова и Филиппа, – теперь каждый день, в полдень и в шесть часов вечера, звучит над окрестными холмами из колокольни в Хвойене его возрожденный древний голос.
* * *
Карта и GPS координаты
Координаты костела: 49°46'14.53"N, 14°37'55.84"E
Еще почитать
Хвойен – костел забытый и возрожденный
Моравия, паломническое место Святой Гостин
Конопиште, лучезарная осень
Ночные силуэты Табора
Тайны и призраки средневековых подземелий Табора
Прошла весна, настало лето, или наша жизнь у пивовара. Часть 3
Моравия, пансион Брусенка
Интересные статьи по теме
Отредактировано shaf (2012-12-13 03:47:03)