Городская усадьба Казакова — Дункер — Цетлина (Поварская № 9)
Особняк построен в 1813 году во владении Черткова. Сложная объёмно-пространственная композиция здания является результатом нескольких перестроек и реконструкций.
В первой трети XIX века дом принадлежал фаворитке графа А. А. Аракчеева, жене синодального обер-прокурора В. П. Крекшиной. Владелец особняка в 1860-х годах библиофил П. В. Щапов имел одно из самых крупных собраний иллюстрированных книг в России, которое завещал Историческому музею. С 1873 по 1892 год усадьбой владел потомственный почётный гражданин, совладелец Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий Д. А. Морозов, после которого она перешла Е. Д. Дункер — дочери известного предпринимателя и коллекционера Д. П. Боткина и племяннице поэта А. А. Фета. Для перестройки здания владелицей усадьбы был приглашён архитектор И. С. Кузнецов, который в 1892 году при участии мужа Боткиной инженера К. Г. Дункера изменил общую композицию дома, сместив влево парадный вход и осуществив ряд пристроек. В доме были проведены водяное отопление, электричество и устроен редкий по тем временам лифт.В 1894 году по заказу супругов Дункер художник М. А. Врубель исполнил для отделки особняка мозаичный триптих «Суд Париса», плафон с изображением цветов и панно «Венеция».Работы Врубеля для особняка с 1927 года находятся в Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля и в собрании Русского музея. После смерти супруга Е. Д. Дункер вновь вышла замуж за коллекционера Н. И. Щукина, по фамилии которого дом упоминается в некоторых источниках начала XX века, а в 1910 году продала дом богатому коммерсанту О. С. Цетлину.
Новый владелец по проекту гражданского инженера А. Н. Зелигсона в том же году осуществил перелицовку фасада и изменение внутреннего оформления особняка, включая одно из самых красивых помещений здания — голубую гостиную с зимним садом. У сына Цетлиных — поэта М. О. Цетлина, писавшего под псевдонимом Амари, бывали Максимилиан Волошин, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский и другие литераторы. Осенью 1917 года особняк был захвачен анархистами. В советское время в усадьбе находились различные учреждения, а в 1950 году здесь разместилось посольство Судана.
В 2002—2004 годах была проведена комплексная реставрация особняка, включившая в себя укрепление конструкции здания, замену инженерных сетей, восстановление материалов и цветовой гаммы стен и потолков, настенных росписей, дверей и лестниц, реставрацию и воссоздание паркетов. В 2004 году в здании разместилось посольство Кипра. В доме находятся резиденция посла, канцелярия, представительство Кипрской Организации по туризму и коммерческий отдел посольства.
Сразу за Посольством Кипра находится Посольство Норвегии и разместилось оно в усадьбе Грачёвых (Поварская ул. № 7)
Из Википедии: «Здание главного дома городской усадьбы построено в 1816 году, пристройки осуществлены в 1867—1869 годах по проекту архитектора П. П. Зыкова. Зыков объединил два ранее стоявших здесь строения, соорудив над встроенной частью купольную кровлю и аттик с вазонами».
Здание получилось довольно длинное, в объектив не влезало. Вот так выглядят его боковые части
А так –центральная
«Владение принадлежало историку-москвоведу Д. И. Никифорову.
В 1872 году здесь скончался живший в усадьбе государственный деятель, один из главных разработчиков Крестьянской реформы 1861 года Н. А. Милютин. В 1873 году усадьбу приобрёл текстильный фабрикант М. С. Грачёв. При новом владельце главное здание усадьбы вновь было перестроено в 1885—1887 годах по проекту архитектора Г. А. Кайзера.
Усадьба принадлежала Грачёвым вплоть до 1916 года. В апреле 1918 года здание пострадало в ходе штурма соседнего дома Цетлиных, в котором находился один из штабов анархистов.
С 1944 года в усадьбе размещается посольство Норвегии. Норвежские власти придают большое значение сохранению главного усадебного дома и его интерьеров. За годы нахождения здесь посольства было восстановлено первоначальное оформление помещений, исправлены нарушения, проведён капитальный ремонт здания. В интерьерах дома сохранилось множество уникальных элементов и предметов первоначального убранства. Посол Норвегии называет здание уникальным и считает, что «если бы оно находилось в Норвегии, оно могло бы соперничать с королевским дворцом».
Мне как-то попалась по ТВ передача из этого посольства, когда посол проводил экскурсию по этому особняку. Красиво там у них.
Продолжение следует...
Отредактировано Лена ГМ (2012-05-27 22:17:17)