Прогулка по Москве от Арбатской до Патриарших прудов
В минувшую среду прогулялись с подругой по одному из районов старой Москвы. Подруге пообещала, что показать все более-менее интересное в этом уголке покажу, а вот подробный рассказ подготовить не успела, поэтому пообещала, что комментарии к увиденному будут здесь, в этой теме. Поэтому , вооружившись Википедией, приступаю к рассказу.
Маршрут наш был от метро «Арбатская» в сторону Патриарших прудов через улицы Большая и Малая Молчановка, через Поварскую, через Хлебный переулок, Большую Никитскую, Спиридоновку.
Выйдя из метро «Арбатская», сразу упираемся в особняк Арсения Морозова на Воздвижененке. Старшее поколение по привычке зовет его «Дом дружбы народов».
Из Википедии:
«Особня́к Арсе́ния Моро́зова (ныне Дом приёмов Правительства РФ; с 1959 года до конца 1990-х — Дом дружбы с народами зарубежных стран) — особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка (дом №16), построенный в 1895 — 1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетающее элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.
Арсений Абрамович Морозов (1873—1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. В начале 1890-х годов он совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино.
По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка начала XIX века вскоре вырос необычный дом. Ещё на стадии строительства он стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, — выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле. Над особняком был устроен небольшой висячий сад.
Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, недолго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет».
Стали рассматривать особняк в деталях и сравнивать эти детали с элементами португальского мануэлино. Чтобы понять, что и откуда архитектор позаимствовал, буду параллельно давать свои фото из португальской поездки.
Декор вот этого проема над балконом
сразу вызвал воспоминания об одном из красивейших клаустро Португалии , это тот, что в Баталье. Вот сравните
Отредактировано Лена ГМ (2012-05-27 22:23:43)