По каким признакам их определили?
Какие-то признаки есть , но по описаниям я их не поняла . Надо будет в следующий визит обойти эти менгиры и повнимательнее рассмотреть.
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Ч.4 Нураги – доисторические крепости Сардинии и кое-что ещё (50 фото)
По каким признакам их определили?
Какие-то признаки есть , но по описаниям я их не поняла . Надо будет в следующий визит обойти эти менгиры и повнимательнее рассмотреть.
Древнее нурагов и гробницы, высеченные в скалах, поэтически прозванные «домами фей» - domus de janas, правда, порой второе слово переводят как «ведьмы», и словосочетание приобретает мрачный оттенок, более подходящий к назначению сооружений - эти искусственные гроты выбивали для того, чтобы размещать в них захоронения. Многие народы Средиземноморья в эпоху позднего неолита высекали скальные гробницы, но не раз встречала утверждение, что самые искусные из них расположены на Сардинии, где подобные захоронения существовали в период культуры Озиери (3400-2700 годы до н.э.) и в предшествующие времена, некоторые из них датируются 4000 лет до н.э. И сейчас «дома фей» будто бы используют пастухи – как укрытие в плохую погоду или для хранения корма для животных.
Немало таких скальных комплексов разбросано по Сардинии, некоторые из них по фотографиям очень интересны, но мы добрались только до одного, разместившегося в удивительном по форме камне на запылённой обочине оживлённой дороги – скале в форме слона Roccia dell'Elefante. В ней выбиты две гробницы, датируемые серединой 3-го тысячелетия до н.э., состоящие из нескольких помещений каждая; та, что справа и ниже, больше сохранилась и считается более любопытной.
На западной стороне помещения А, может, кому-то удастся рассмотреть рельеф с изображением рогов быка – мы оказались у скалы уже в сумерки, да и не знала я тогда о нём. И посмотрите, как искусно отделан проход из одного помещения в другое! Иллюстрации из книги Paolo Melis, ссылка в конце поста.
Есть на Сардинии ещё одна разновидность сооружений, о которых хочется рассказать прежде, чем перейду к нурагам. Это так называемые «могилы гигантов» (Tomba dei Giganti). Потому что хотя именуемые этим термином построения существовали именно в нурагическую эпоху, но прообразы их появились гораздо раньше, постепенно трансформируясь и достраиваясь. Сначала это были простые дольмены, которых немало в Европе (3600-2700 лет до н.э.), затем стали создавать галерейные могилы, представляющие из себя коридор, крытый плоскими каменными плитами, как бы удлинённый дольмен (1800-1600 лет до н.э.), позже люди нурагической эпохи (1500-500 гг. до н.э.) достраивали галерейные гробницы, добавляя к ним внешнюю стену из поставленных стоймя каменных плит, которая формировала как бы внешний двор, так называемую exedra, где проводились ритуалы, посвящённые культу умерших.
Именно такие дополненные сардами гробницы и называют «могилами гигантов» из-за их размеров. На Сардинии их найдено несколько сотен, в разных источниках, увы, даны расходящиеся цифры – от 300 до более чем 500. Но мы посмотрели только одну, которая по фотографиям показалась мне самой впечатляющей.
Это «La Coddu Vecchiu» под Арцакеной (Arzachena). Признаюсь, что мои ожидания были несколько завышенными, и полученные эмоции оказались не такими сильными, как хотелось бы, совсем немного, но не дотянули, чтобы стать незабываемыми. Хотя яркости в них было вполне достаточно.
Прежде всего посмотрите, какой дивной формы центральная стела - вытянутый овал, так любимый дизайнерами многих эпох и народов. Она состоит из двух поставленных одна на другую каменных плит общей высотой 4,4 метра, один из авторов утверждал, что это самая высокая из стел Сардинии. Ещё это не просто плиты, которым придали форму. Видите рельефные ленты, огибающие с трёх сторон верхнюю часть и окружающие нижнюю? Да и входная арка отделана рельефом. И удивляет общая сохранность стелы, несмотря на явно различимую пару трещин или сколов, особенно по сравнению с соседними, более маленькими, камнями! Будто стоит себе, бросая вызов тысячелетиям, неуязвимая и неподвластная времени. Какая сила хранила её столько веков, ведь верхняя часть довольно тонкая? Мне не удалось найти описание, в каком виде обнаружили стелу исследователи, но похоже, что верхняя часть была возвращена на своё место реставраторами.
Сделаем несколько шагов, чтобы увидеть exedra со стороны. Вот оно, моё главное впечатление от Coddu Vecchiu!
Камни стоят по плавной вогнутой линии, что создаёт ощущение общей гармонии. В то же время стена напоминает формой натянутый лук, и это вносит в восприятие напряжение, как будто цепочка мегалитов вот-вот распрямится, расправится и «выстрелит» центральной стелой! Ну да. всё это мои домыслы, некоторые из серьёзных авторов считают, что форма полукруглой стены напоминает рог и может иметь отношение к культу быка. Но мне не хочется соглашаться с этой версией: рог далеко не так симметричен, как дуга стены, а высоченная центральная стела кажется в этом случае лишней, не желая увязываться со схематичным изображением головы, увенчанной двумя рогами. А сила подлинного произведения, в том числе и архитектурного, в том, что оно может оказывать сильное, но совершенно разное впечатление на представителей различных воззрений и эпох.
Здесь, на «внешнем дворе», внутри каменного изгиба, проводились церемонии, посвящённые культу умерших. Как они проходили? Никто из авторов прочитанных книг подробностей не открывает, даже не делится гипотезами. Нашла лишь упоминание о том, что письменные источники, начиная с Аристотеля, рассказывали, что на Сардинии существовал обычай спать у могил, иногда по несколько дней, дабы получить у предка совет, помощь в решении проблем или в одолении болезни. Ну и остатки пожертвований, найденные во внешних дворах, говорят о том, что предкам для умасливания приносились дары. Так что культ предков играл большую роль у доисторических жителей Сардинии.
Теперь посмотрим на сооружение сзади. Какие огромные блоки положены сверху, перекрывая коридор своеобразной «крышей»! Да и размеры внушают трепет: длина галереи 10 метров (бывают и до 27!). Выглядит как скелет, не правда ли? Это действительно остов сооружения, он был засыпан землёй и камнями, будучи похож на курган с внешней вогнутой каменной стеной. Пол галереи тоже выложен каменными плитами, а попасть внутрь можно было только через небольшое арочное отверстие в нижней части центральной стелы.
Рисунок реконструкции отсканирован из книги Paolo Melis «The nuragic civilization”.
Как и другие подобные «могилы гигантов», Coddu Vecchiu был построен в два этапа. Коридорная часть – в 18-16 веках до н.э. (в некоторых источниках – начиная с более чем 2000 лет до н.э.), а вогнутая стена с центральной стелой была добавлена уже в нурагическую эпоху, в 16 -12 веках до н.э. Подобные могильники использовались не для захоронения единичных героев или вождей, а как коллективные погребения. Неизвестно, были ли это склепы отдельных семей, место для общего погребения привилегированных слоёв племени либо всего близлежащего поселения. Недалеко от Coddu Vecchiu находятся два нурага, один в 200-х метрах от могилы, другой – в 600-х, от них остались незначительные руины.
В некоторых подобных могильниках было найдено более 200 скелетов. Простите за столь неприятные подробности, но порой в склеп помещали целые тела умерших, а порой – чистые скелеты после освобождения их от плоти. Разъяснений, с чем была связана такая разница, я не нашла. Может, обычаи менялись со временем?
Часы работы 9.00-19.00
Вход 3 евро, в стоимость включено сопровождение гида, но к нему надо подлаживаться по времени, запомнить легко: 10.00, 11.00, 12.00, потом 15.00 и каждый час до 18.00.
Ты нас просто заинтриговала и немного запугала (скелетами)
И ура! Нам скоро покажут нураги!
Я представляю себе что-то совершенно космическое, марсианское!
скале в форме слона Roccia dell'Elefante
ага, а "слон"-то с сюрпризом - кроме удивительной формы еще и историческая "начинка"!
Она состоит из двух поставленных одна на другую каменных плит общей высотой 4,4 метра, один из авторов утверждал, что это самая высокая из стел Сардинии
ни фига себе! на фото масштаб не чувствуется!
нет, всё-таки насколько поверхностно я всегда получаю впечатления - честно говоря, мне кажется, что твой рассказ про "могилу гигантов" даже интереснее, чем ощущения в реале.
чистые скелеты после освобождения их от плоти
б-ррр-р, интересно как это они делали ?
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Ч.4 Нураги – доисторические крепости Сардинии и кое-что ещё (50 фото)