ПАЛЕРМО и МОНРЕАЛЕ
В Палермо мы поехали на поезде, поскольку являемся убежденными сторонниками идеи, что в большие города лучше ездить на общественном транспорте. Во-первых, не болит голова о парковках, поезд или автобус, как правило, привозят уже в самый центр, вышел с вокзала - и ты свободен. Во-вторых, не надо адаптироваться к местному траффику, а он в больших городах, особенно Италии, кем-то очень метко назван броуновским движением. В случае Палермо это определение подходит как нельзя кстати. Наблюдая из окна такси (на котором мы поехали в Монреале) за спецификой дорожного движения, я не раз возблагодарил своих ангелов за то, что они уберегли меня даже от самой идеи въехать туда за рулем машины, поскольку сей въезд вряд ли можно было бы назвать победоносным. Нам неооднократно приходили в голову ассоциации с траффиком Каира, а траффик Каира..... ооо, это трудно объяснить, но те, кто знает, меня поймет .
На Палермо у нас было отведено 2 дня, но не полных, а примерно 5 часов в один день и около 4 часов в другой. К счастью, основные достопримечательности города очень легко разбивались как раз на 2 "куста", что и помогло нам уложиться в имеющийся регламент. Правда, при этом пришлось пожертвовать замком Zisa, но уж больно он был в стороне от всего остального, вот на него действительно времени банально не хватило...
Но обо всем по порядку. Сразу же на вокзале мы взяли такси до Монреале. Да, туда идет городской автобус N 389, но он ходит раз в час, идет с остановками, к тому же до Площади Независимости, откуда он отправляется, еще надо дойти... В наш график все эти нюансы просто не вписывались, поэтому мы решили проблему "время-деньги" буквально. Типовая стоимость такси до Монреале около 20 евро, хотя подозреваю, что кто-нибудь сможет договориться подешевле. А может, и нет. По крайней мере, мы ехали с мыслью, что не прогадали - даже опытный таксист ехал до Монреале (а всего-то считается, что до него 8-10 км) минут 25, представляю, как это выглядело бы на бедном автобусе...
Зачем ехать в Монреале, знают все - за собором. Он весьма похож на собор Чефалу, что вполне объяснимо, т.к. они строились практически в одно время. Перед собором небольшая площадь с мини-парком и фонтаном:
Вот так собор смотрится с площади:
Но наиболее выигрышные ракурсы, конечно, получаются со стороны его фасада:
Очень красиво выглядит собор с противоположного фасаду торца:
А вот еще несколько фото собора:
Вход в собор бесплатный. К сожалению, внутри царит полумрак, поэтому знаменитые золотистые фрески с традиционным Христом-Пантократором даже смотрятся тускловато, а о фото уж и говорить не приходится..:
Внимание: вопреки всей информации собор закрывался на перерыв с 13.30 до 14 !
Несколько фото с улиц:
Другая достопримечательность Монреале менее раскрученная (хотя также приводится во всех путеводителях), но не менее (а, пожалуй, даже более) привлекательная. Это дворик (так называемый клойстер или клуатр) бенедектинского монастыря, расположенный рядом с собором (не слишком примечательная дверь в доме, расположенном справа, если стоять лицом к фасаду собора). Сам монастырь не сохранился. Вход стоит 6 евро, но они полностью оправдываются красотой, ожидающей вас внутри:cool:. Дворик выполнен в форме квадрата со стороной 47 метров, по периметру он обрамлен аркадами с множеством двойных колонн. Любители арабизма, конечно же, скажут, что колоннада является чисто арабской. Интересно, что все колонны разнятся между собой и по материалу, и по барельефу капители. Некоторые колонны покрыты мозаикой и инкрустациями из мрамора. В общем, по-восточному красиво, изящно, замысловато :
В одном углу дворика расположен оригинальный столб-фонтан (не работал), также окруженный колоннами:
Обратно в Палермо мы уехали также на такси. Автобус уже стоял на остановке, но время поджимало: в планах дня были еще норманнский дворец, собор и несколько церквей.
Через 20 минут мы уже входили в норманнский дворец (Палаццо де Норманни Реале) - бывшую резиденцию сицилийских королей. Ранее на его месте были древнеримские укрепления, затем - арабская крепость, известная как Дворец эмиров, а после взятия Палермо норманнами Роджер II превратил её в королевский дворец. Позже там жили испанские вице-короли Сицилии, а с 1947 г. в Палаццо Норманни заседает Региональная ассамблея - парламент автономной области Сицилия.
Сам по себе дворец не оставил особого впечатления ни снаружи,
ни изнутри (вот такой внутренний двор, а так музей - он и есть музей).
Тем не менее, посещение дворца обязательно ради чуда, находящегося внутри его - Палатинской капеллы. Фактически капелла представляет собой классическую базилику, причем в воскресения и праздники в ней до сих пор совершается месса. Стены капеллы расписаны золотистыми мозаиками, изображающими библейских персонажей и сцены из Нового Завета:
В центре купола изображён Христос Пантократор, уже знакомый нам по соборам Чефалу и Монреале:
Потолок центрального нефа представляет собой свойственный мечетям Египта и Магриба деревянный сталактитовый плафон, достойный отдельного обозрения:
Очень интересное описание содержимое мозаик капеллы приведено в Википедии:
"http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0" , его будет интересно прочесть даже тем, кто не увлекается искусствоведением
Буквально в 5 минутах ходьбы от норманнского дворца находится великолепная Церковь Сан Джованни дельи Эремитти (Св. Иоанна Отшельника) 12 века. В период расцвета норманнской эпохи примыкающий к ней монастырь являлся самым богатым и престижным на Сицилии. Церковь уже давно не действует, внутри особого интереса не представляет, а вот её внешний вид с пятью красными куполами настолько оригинален, что часто используется в качестве символа Палермо:
От монастыря сохранился дворик (клуатр). Он не настолько блистателен, как монреальский, но по-своему красив и величествен.
И церковь, и клуатр утопают в зелени и цветах цитрусовых, агавы, роз, граната и других растений:
Далее мы обошли норманнский дворец с другой стороны, пройдя через небольшой парк вот с таким монументом:
И затем - по улице Vittorio Emanuele (по названию понятно, что она в Палермо центральная) практически по направлению к вокзалу. Cзади остались ворота Porta Nuova:
Совсем скоро с левой стороны как-то вдруг открылась большая широкая площадь (вообще площади в Палермо, как правило, "односторонние", с одной стороны улицы), и на ней - огромный, но отнюдь не громоздкий красавец-собор, полное название которого - Собор Успения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 7 веке византийцами на месте старой церкви IV века. После завоевания Палермо арабами собор был превращен в Пятничную мечеть и был таковой почти 250 лет, пока в 1072 г. норманны не отвоевали город, после чего мечеть вновь была освящена в честь Богородицы. Правда, именно от этого собора практически ничего не осталось, т.к. в 12-13 веках он был полностью перестроен (о прежнем сооружении напоминает левая из четырёх колонн южного портика, на которой вырезана цитата из Корана). И в дальнейшем собор неоднократно перестраивался, в частности, при арагонских королях, которым собор обязан готическими конструкциями.
Вот так выглядит южный портик, где сейчас расположен вход в собор (кстати, бесплатный):
Интересно, что колокольня собора пристроена не к нему, а к Архиепископскому дворцу, расположенному через узкую улочку от западного фасада собора. Для соединения колокольни с собором через эту улочку перекинуты две стрельчатые арки.
А вот восточная часть собора в значительной степени сохранила свой арабо-норманнский вид:
Вот так выглядит собор изнутри:
Выйдя из собора и свернув с улицы Vittorio Emanuele уже непосредственно к вокзалу (кстати, площадь на перекрестке весьма живописная - вот такие фасады, как на фото ниже, расположены симметрично между пересекающимися улицами),
мы оказались на площади Претория с одноименным фонтаном. Интересна история этого фонтана, не могу удержаться, чтоб не привести краткую цитату из Википедии: "Фонтан был сооружён в 1554-1555 году флорентийским маньеристом Франческо Камильяни для тосканской резиденции Педро Толедского, испанского вице-короля Неаполя и Сицилии. После смерти владельца его сын продал фонтан городу Палермо за 30 тысяч эскудо. В 1574 году фонтан был разобран на 644 части, перевезён из Тосканы в Палермо и вновь собран под наблюдением сына своего создателя Камилло Камильяни". Поскольку большинство человеческих фигур в композиции фонтана изображены обнажёнными, для жителей Палермо вначале это стало настоящим шоком Потом, наверное, привыкли
Мы так и не поняли, работал фонтан или нет. Ожидаемых для конструкции такого масштаба потоков воды не было, однако какие-то струйки воды все ж текли из его отдельных элементов. Является ли это штатным режимом его работы или он включается на полную во время праздников - так и осталось для нас загадкой.
Буквально в 2 минутах ходьбы от площади Претория находится комплекс из двух церквей: Сан-Катальдо, своими красными полукруглыми куполами напоминающая Церковь Сан Джованни (см. выше), и Марторана, или Адмиралтейская церковь Св. Марии (Chiesa della Martorana o Santa Maria dell'Ammiraglio), построенная в 1143 году на пожертвования адмирала Георгия Антиохийского:
Церковь неоднократно перестраивалась, от ее первоначального вида 12 века осталась только романская колокольня (кампанила):
Совершенно неожиданно церковь изумила изнутри: она вся покрыта золотыми мозаиками, напоминающими мозаики собора Чефалу и Палатинской капеллы. К сожалению, внутренне освещение было очень приглушено, и фото не передают и доли той красоты, которая окружает вас в церкви:
В куполе Мартораны находится мозаика, изображающая Христа Пантократора, несколько отличающегося от увиденных ранее:
На этом первый визит в Палермо успешно завершился с огромным количеством впечатлений, и минут через 20 поезд уже увозил нас на родную "базу" отеля