Синдром Стендаля или же флорентийский синдром — психосоматическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями, ощущением особого рода "нагруженности" и усталости, появляющееся после созерцания произведений искусства в знаменитых музеях и картинных галереях.
Симптомы могут вызвать не только предметы искусства, но и чрезмерная красота природных явлений, животных и (sic!) невероятно красивых женщин (отлично, а то я, дурак, всё списывал на неопытность - а тут вон оно как поворачивается ).
Стендаль, чьим именем названо загадочное состояние человеческой души, стал первым, кто рассказал о странном влиянии великих шедевров эпохи Возрождения на тело и разум зрителя. В книге «Рим, Неаполь и Флоренция» он подробно описал свои ощущения от пребывания в этих городах в 1817 году. Есть в ней рассказы о том, как автор едва не лишился рассудка после посещения церкви Санта-Кроче во Флоренции, и вдруг ощутив свою незначительность перед бессмертными творениями: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей...».
И всё бы можно было списать на излишнюю впечатлительность француза, подорванную русским походом 1812 года нервенную систему, слишком тесный камзол и лишний бокал кьянти. Ан нет! Тысячам посетителей Уффици бурная пульсация в висках, головокружение, тошнота, чувство угнетенности, учащенное сердцебиение, дрожь и даже галлюцинации не давали заканчить осмотр сокровищницы искусства. Тогда как вероятность их пребывания под Бородино ничтожно мала, а кьянти и тесный бюстгальтер такого эффекта не дают.
То, что речь идет о массовом явлении, первой отметила психиатр флорентийской клиники «Санта-Мария Нуова» Грациелла Магерини. С 1977 по 1986 год она занималась изучением феномена, а в 1989 году выпустила книгу «Синдром Стендаля», где подробно описала недуг.
Кто же в группе риска? На взгляд сеньоры Магерини, больше всего шансов на проявление синдрома Стендаля у женщин от 25-ти до 40 лет. Среди остальных туристов, наиболее подвержены ему одинокие люди с классическим или религиозным образованием, обладающие высоким уровнем культуры, вне зависимости от их половой принадлежности. Особенно если человек долгое время вынашивал мысль о путешествии, с нетерпением ожидал встречи с шедеврами искусства и архитектуры. (судя по такому описанию, это 99% посетителей "Вместе по всему миру" : )
Кто вне группы риска? Туристы из Северной Америки и Азии, поскольку это не связано с их культурой (браво, доктор!), а также сами итальянцы - эти имеют иммунитет, поскольку находятся в этой атмосфере с самого рождения (беедные!).
Есть противоречивые данные о месте, где настигает беда. С одной стороны, пишут про любой музей Флоренции, колыбели Ренессанса (а их там более полусотни), с другой - есть данные, что только в Уффици синдром проявляется должным клиническим образом.
О чём это я? Да о том, что уже начинает "плющить и колбасить" от обилия дат, имен, названий, картин, портретов, маршрутов, карт, куполов, билетов... А как вы спасаетесь от синдрома Стендаля?
Отредактировано almapater (2011-06-06 19:38:10)