Чефалу
Рыбацкий, а теперь преимущественно курортный городок в семидесяти километрах к востоку от Палермо. На улице, идущей вправо от вокзала, видим выглядывающую из-за домов горку. Ее конфигурация в целом напоминает человеческую голову, отсюда (Κεφαλὴ) и название, данное греками поселению около двух с половиной тысяч лет тому назад.
По дороге к главной достопримечательности – собору – встречаем памятник павшим в первой мировой войне.
Изящное ренессансное палаццо со странной часовой пристройкой без окон и дверей.
И, наконец, вот он – кафедральный собор в норманнском стиле, напоминающий грозную крепость. Заложен в 1131 году в память о чудесном спасении короля Рожера II, высадившегося во время шторма на берег Чефалу.
Мозаика в византийском стиле выполнена мастерами из Константинополя. В ценре апсиды образ Христа Пантократора. Надписи – на латыни и по-гречески.
Король предусмотрел в соборе саркофаги для себя и для своей жены. Но один из его наследников велел перенести саркофаги в кафедральный собор Палермо.
Напротив собора городское управление и музей. Барон Мандралиска, первый депутат от Чефалу во новь созданном итальянском парламенте 1861 года, собрал коллекцию разных разностей. Это собрание и выставлено в его палаццо.
Здесь коллекции монет, греческих ваз, найденных в раскопках на Сицилии, чучела птиц и зверей, обширные собрания минералов и раковин.
Выставлены собранные бароном картины фламандских, неаполитанских и сицилийских мастеров. Жемчужина коллекции – «Мужской портрет» Антонеллы да Мессина, иногда называвшийся портретом моряка.
Сицилийского художника кватроченто Антонелло да Мессина, несколько лет плодотворно работавшего в Венеции, с легкой руки Вазари до сих пор многие считают мастером, впервые привезшим в Италию масляные краски. Но вот что писал сто лет тому назад замечательный художник и искусствовед Александр Николаевич Бенуа в своем грандиозном труде «История живописи»:
До сих пор мы не останавливались на одной очень значительной, издавна интересующей историков искусства и все же до сих пор далеко не разгаданной личности в венецианской живописи XV века - на Антонелло из Мессины. Ему Вазари приписывает введение в Италию "секретов" масляной живописи, будто бы похищенных мастером во время пребывания в Нидерландах. Знаменитый историк рассказывает даже по этому поводу ряд небылиц, путает имена, эпохи. В действительности же масляная техника была известна итальянцам еще в XIV веке, а в Нидерландах Антонелло не бывал вовсе. Нельзя, однако, отрицать, что следы нидерландских приемов можно найти в достоверных работах Антонелло, а также то, что его живопись произвела в Венеции, и вообще на севере Италии, где он жил в 1470-х годах, колоссальное впечатление. Надо только при этом принять во внимание, что для приобретения нидерландских "секретов" Антонелло не нужно было ехать ни в Брюгге, ни в Брюссель, ибо на его родине, в Палермо и в Неаполе, работали для испанской династии любимые ими фламандские живописцы. Учеником одного из них и был, несомненно, Антонелло.
Выше в этом рассказе приведен другой портрет, который написал Антонелло, и было дано обещание встречи с этим именем. Вот что еще написал А. Н. Бенуа об этом мастере.
Лучшее, что дошло до нашего времени от творчества Антонелло - его портреты, эти "Гольбейны XV века", яркие, зоркие, пугающие своей жизненностью лица. Но и в "сюжетных картинах" Антонелло замечательный художник.
И вот какие биографические данные приведены в «Истории живописи».
Антонелло родился в Мессине около 1430 года; он был учеником своего отца, скульптора, позже жил в Неаполе, где при дворе государей испанской династии существовало как бы отделение нидерландской школы живописи. С 1474 по 1476 год Антонелло живет в Венеции и, после короткого пребывания в Милане, возвращается на родину, где завершает жизнь в 1479 году.
Надо еще заметить, что «Мужской портрет» воспроизводится на плакатах, рекламирующих курорт Чефалу.
Выйдя из музея, находим средневековую арабскую прачечную, вода в которую поступает из подземного источника.
Но к этому времени вода обильно льется и сверху.
Под дождем выходим к морю, и вот пара пляжных кадров перед возвращением в Палермо. Там есть еще что посмотреть, а погода быстро меняется.
Продолжим после возвращения.