Палатинская капелла
В день моего приезда меня преследовало одно неотвязное желание: мне хотелось увидать Дворцовую капеллу, о которой мне говорили как о чуде из чудес.
Дворцовая капелла — самая прекрасная в мире и самая удивительная религиозная драгоценность, порожденная человеческой мыслью и выполненная рукой художника, — заключена в тяжеловесном здании королевского дворца, старинной крепости, построенной норманнами.
Так писал Ги де Мопассан, побывавший на Сицилии в 1890 году.
Сооружение дворцовой церкви, т.е. Capella Pallatina, первый король Сицилии Рожер II начал в 1130 году и лично руководил строительством. Византийские мастера исполнили мозаики купола, поперечного нефа – трансепта – и триумфальной арки. Резной сталактитовый потолок соорудили арабские плотники. Преемником Рожера II был его сын Вильгельм I Злой (1154 – 1166). При нем в центральном нефе сицилийские мастера создали большой цикл мозаик на темы Книги Бытия. Жития Петра и Павла изображены в мозаиках боковых нефов. Это уже работы в царствование Вильгельма II (1166 – 1189). Резной амвон также относится к норманнской эпохе.
После восхождения королей арагонской династии на сицилийский престол в 15-м веке работы в капелле были продолжены. Сооружен королевский трон и мозаика над ним по византийским образцам, завершена отделка боковых нефов.
Законченный вид капелла приобрела в 1460 году.
С тех пор, как 120 лет назад здесь побывал Мопассан, изменилось только освещение, теперь здесь яркий электрический свет. Продолжим цитировать.
Дворцовая капелла, построенная в 1132 году королем Рожером II в норманском готическом стиле, представляет собою небольшую базилику в три нефа. Она имеет всего тридцать три метра в длину и тринадцать метров в ширину; это игрушка, драгоценность.
Два ряда великолепных мраморных колонн, все разных цветов, уходят под купол, откуда на вас глядит колоссальный Христос, окруженный ангелами с распростертыми крыльями.
Когда входишь в капеллу, сразу же останавливаешься в изумлении, как перед каким-то чудом, силу которого ощущаешь, еще не успев его понять. Спокойная и многоцветная, неотразимая и глубоко волнующая красота маленькой церковки — этого подлинного шедевра — покоряет вас с первого же взгляда; вы останавливаетесь, как зачарованный, перед ее стенами, покрытыми огромными мозаиками на золотом фоне: они излучают мягкое сияние, и весь храм как бы светится тусклым светом, увлекая мысль к библейским и божественным пейзажам, где оживают под огненными небесами все те, кто был причастен к жизни богочеловека.
Впечатление, производимое этими сицилийскими памятниками зодчества, особенно сильно потому, что, на первый взгляд, в них больше поражает декоративное искусство, чем искусство архитектуры.
Гармония линий и пропорций служит лишь рамкой для гармонии цветовых оттенков.
На снимках фрагменты мозаик на темы Книги Бытия и житий Петра и Павла.