В последние годы здесь, в Чехии, один за другим прекращают производство известные производители, чьи товары прославляли Чехию столетиями. Закрываются заводы, выпускающие знаменитый богемский хрусталь - Bohemia Crystalex Trading, чешский фарфор - Karlovarský porcelán, и вот на очереди – знаменитый на весь мир производитель бижутерии Яблонекс (Jablonex).
Компания, возникшая на более чем 400-летней традиции производства чешского стекла и украшений, оказалась не в состоянии конкурировать более дешевыми азиатскими производителями, в условиях укрепления чешской кроны и разрастания мирового кризиса.
При чтении пресс-релизов, сообщающих об инициативах компании, меня постоянно преследовало ощущение deja vu, - так узнаваемо абсурдно все развивалось. Подобно многим другим компаниям Яблонекс прошла все стадии классического сценария неуправляемого развала отлаженного годами производства. В относительно успешное время акционеры взялись объединять активы. Так в 2005 году возник бижутерийный колосс Jablonex Group, включивший в себя компании Ornela, Jablonex, Bižuterie Česká Mincovna (Чешский монетный двор), Železnobrodské sklo и Bohemian Jewelery. До последнего времени утверждалось, что именно объединение повышает шансы компаний конкурентной борьбе. За 4 года “перестройки и ускорения” компания растратила все выданные банками кредиты, но ее менеджмент и акционеры так и не определились, как решать реальные рыночные проблемы. Поэтому в прошлом году Jablonex Group решили продать, но вопреки заявлениям руководителей компании, покупателя на такой гигант не нашлось. Несмотря на то, что компания была в прошлом году еще прибыльной, банки отказали ей в выделении новых кредитов на операционные расходы. И вот теперь бижутерийный колосс дробится и распродается по частям, причем ранее успешная дочка Jablonex идет полностью под нож – все его активы продаются, включая уникальное оборудование. Завод в Яблонце над Ниссою останавливается навсегда, люди увольняются.
С Яблонексом у нас была давняя дружба. Еще в конце 80х, оказавшись впервые в Праге, жена покупала себе и знакомым в подарок недорогую, но оригинальную и качественную бижутерию этой марки. Подарки неизменно вызывали восторг и просьбы “купить еще что-то подобное”.
Получив предложение на работу, и осев здесь надолго, мы регулярно навещали Яблонец над Ниссой зимой, отправляясь кататься на лыжах на север Чехии (уточню, что я предпочитал лыжам аквапарк в Яблонце). При этом всегда заходили в фирменный магазин Яблонекс и покупали что-то из новых коллекций. Позже мы обнаружили огромный выставочный салон-магазин в здании завода, в который можно было ходить как в музей. Что мы часто и делали, либо сами, либо с приезжающими в гости детьми и друзьями. Как правило, выйти из магазина, не расставшись с кругленькой суммой, было просто не возможно. Яблонекс до самого закрытия регулярно выпускал новые коллекции, ассортимент украшений был огромный, всегда удивлял нас оригинальностью и разнообразием. В украшениях Яблонекс всегда было то, что отличало его от издали “почти таких же” китайских поделок. Это “что-то” основывалось на многолетних традициях, десятилетиями отрабатываемой технологии, постоянном отслеживании тенденций моды.
Сейчас салон магазин распродает остатки продукции. И если раньше нам говорили, что возможно, производство еще наладится, то в последний наш визит в феврале, нам сказали, что, увы, надежды нет. Продавцы нам советовали - “вот эту серию украшений” будут продолжать делать фирмочки, раскупающие оборудование завода, а вот это колье – уникальное, эту технологию повторить уже не смогут, покупайте, пока еще есть.
Яблонекс был одним из крупнейших в мире производителей бижутерии, и определенно, – законодателем мод. Дизайнеры компании работали на мировом уровне, анализируя тенденции спроса, предлагая обновления традиционных и новые экспериментальные коллекции. Участвуя во всех заграничных выставках, Яблонекс рекламировал чешскую бижутерию и целый регион в мире, осуществляя маркетинг для мелких фирм. Используя свои многолетние контакты и опыт специалистов, Яблонекс имел возможность собирать информацию о последних модных течениях, воплощая ее в образцах своей продукции, на которые потом ориентировались, а часто просто копировали мелкие компании. Сейчас, после закрытия компании, оставшиеся на плаву мелкие производители будут иметь проблемы с дизайном новых коллекций и, очевидно, с конкурентоспособностью их продукции.
В начале апреля салон-магазин закроется. Мы надеемся еще раз напоследок заглянуть в него, как и раньше, унеся пакеты с украшениями для родственников, друзей и знакомых. А пока я предлагаю небольшую фотоэкскурсию по салону-магазину Яблонекс в Яблонце над Ниссою, как он выглядел в феврале, за два месяца до планируемого полного закрытия завода.
А вот несколько наших последних покупок:
Кстати, одна из смежных компаний – Preciosa, управляемая единственным собственником Людвиком Карлом (Ludvík Karel), которая в свое время не вошла в создаваемый колосс, а выбрала свой путь, сделав ставки на продукцию высшего качества, инновации и технологическое обновление, сейчас выжила и скупает часть активов Jablonex. Компания Lucid откупает оборудование для производства металлических компонент для изготовления бижутерии. Česká Mincovna (Чешский монетный двор) является успешной прибыльной компанией.
Надеюсь, что банки, требующие деньги с компании, и ее акционеры договорятся, и товарные марки Яблонекс (Jablonex, Bijoux de Boheme, Amorie) не будут проданы китайцам. В этом случае производство в Чехии полностью не умрет, хотя выпуск бижутерии такого разнообразия и качества уже не возобновится, это ясно.
Поживем - увидим, что будет дальше.