7. Сухой Влажный остаток впечатлений от столицы Зальцбургерланда.
Фото с Венского парада оркестров, июнь 2008. На марше Зальцбург. Идут скромные тирольские труженики.
В Зальцбурге проживает более 140 тыс. жителей. То, что мы обычно успеваем увидеть за день - даже не вся верхушка айсберга, а искрящаяся пена на пивной кружке в хорошо поставленом свете.
- "В Зальцбурге? Да были, классный городок!"
Но на самом деле Зальцбурга Вы не видели. Он живет своей, скрытой от посторонних глаз жизнью. Наример в городе аэропорт, но ни одного самолета в небе я лично так и не увидал, видимо они летают в другое время, когда нас тут нет. Да и город отличается исторически от множества подобных городов.
Тут нет проспектов имени монархов (может быть и есть, но не в исторической зоне). Это тысячелетнее Зальцбуржское архиепископство, которое было то частью Баварии, то в составе Австрийской империи, даже под испанской короной жило короткое время. Перекресток торговых дорог и источник ценнейшего продукта - Соли. Королей тут не вспоминают, но помнят вклад в развитие города от каждого Архиепископа. Другая иделогия, отличная от почитания Великих руководителей государства, и от нашей.
Кто для нас францисканцы, капуцины, бенедиктинцы и прочие? Так, какие-то религиозные течения... Так же, как для них наши опричники, - никто. А для них живая часть истории, городские кварталы, холмы. За один день всего этого не увидеть и не понять.
Опять же свои собственные "тараканы в голове" мешают. Слово Salzburger (зальцбуржский) у меня подсознательно ассоциируется со словом Gamburger, представляю сразу такую булочку c семечками, но с толстым слоем каменной соли вместо жирной котлеты из Макдональдса.
Кто помнит ноябрьскую праздничную Москву в последние годы СССР?
В каждом магазине витрина с Ильичами. То он в кепке, то лысый, то за столом, то на митинге или на Съезде советов. Персонаж один, но образов несколько, можно даже было задуматься у кого это выглядит интереснее.
Тут, в Зальцбурге, круче чем в догматической столице России тех времен. Моцарт - национальная идея областного масштаба, раскручена до потери здравого смысла и ориентации во времени. В каждой третьей витрине Моцарт. В кафе висит Моцарт, в кондитерской великое множество Моцартов всех размеров. В булочной, на рынке, на почте, в парфюмерии - везде Моцарт, Моцарт и Моцарт. Пригляделся к своим фото - нашел три вида Моцартов, но образ везде один - седовласый парик и серьезный господин в красном мундире. Заколебали меня они своим Моцартом.
Когда везде кругом "ле-е-е-нин - в тебе, и во мне", то мне становится грустно. От этого возникает ощущение "холодного, неживого" города. Наш внутренний настрой хоть и зависит от погоды, но содаем его себе мы сами. Если не идти тупо изучать стандартные достопримечательности, уйти с туристских троп, то Зальцбург, скорее всего, начнет Вам нравиться.
*
Мирабель ужасная шалунья, этого у нее не отнимешь. /Астрид Линдгрен/ .
Соль растворилась в далеком уже прошлом, мощные религиозные корни подпирают теперь только пни некогда расцветавших деревьев-великанов. Зальцбург стал всемирно признаным городом Фестивалей. Стал центром искусств и пересечения культур. Этим он гордится и кичится.
А что? Не каждый миллионный город видел столько знаменитостей, как этот стосорокатысячный. Создать новые традиции, поддерживать их даже во время войны - большая и трудная работа.
И еще в Зальцбурге кофе пьется с огромным удовольствием. И кофе приличный, и обязательный церемониал со стаканом холодной воды. Вот тут эту малюсенькую чашечку вполне можно растянуть минут на 15. В других городах типа Мюнхена или Вены со мной такое не случалось, хотя вроде все также, но не так по-доброму преподносят, что ли. Даже в маленькой булочной, где один столик и три стула - никакого самообслуживания. Тут, в Зальцбурге, каждая выпитая чашечка запоминается, и надолго.
*