Давным-давно хотел объясниться с Талюшей, что не ворог я и не диссидент на ее сайте, не молчун, а просто погряз в новой страсти, пожирающей все свободное, да и львиную долю несвободного времени.
4 июля 2008 первый раз вошел в архив (Профсоюзная, 80) и теперь знаю, что одного пращура, родившегося не позже 1640, звали Василием, а другого (народился не позже 1660) именовали Дмитрием. То есть Вася появился на свет в царствование Михаила Федоровича, а Дима – Алексея Михайловича Романовых. Коли я нулевого поколения, то оба пращура от меня – десятого. Более о них мне пока ничего не известно. Но о потомстве их – предостаточно. Итак, корни наши на Дмитровщине! Из духовного мы сословия. Ареал службы моих предков очерчивает квадрига в прошлом сел: Говейново, Кончинино, Ильинское и Перемилово.
С намерением прикоснуться к родине предков 12 июня 2009 мы с троюродным вышли из электрички в Дмитрове, отыскали заранее нанятого водилу и покатили на неюной «Ниве» по разнообразию местных дорог на северо-запад от райцентра
Наш конёк-горбунок
ГОВЕЙНОВО (переименовано по закону 1767 года после межевания, а до того прозывалось ГОВЁНОВЫМ).
В 28 км от Дмитрова.
В древних актах упоминается, что село подарено Николо-Песношскому монастырю Дмитровским князем Петром Дмитриевичем еще до 1428. С незапамятных времен там стоял деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В ревизской сказке 1743 обнаружил, что мой пятикратный прадед Емельян Андреевич семи лет круглый сирота жил у своего дяди, да еще под присмотром шестидесятитрехлетней бабки Ксении Дмитриевны. Парнишка подрос и в 1760 получил ставленую грамоту на должность дьячка местной церкви.
В 1770 после смерти прежнего попа Афанасия Козмича сам стал священником. Женился на поповской дочке Параскеве Афанасьевне из клинского Дорошева, нарожавшей ему Матвея (1765), Ирину (1771) и Петра (1776). В 1793 Емельян Андреевич «передал» место попа Матвею – моему четырёхкратному прадеду, а дьячком при нем стал брат Петр. В 1790 на месте деревянной возвели каменную церковь. Вот, что от нее осталось:
Колокольня Рождественской церкви
Крест на месте Рождественской церкви
Баллонные колокола
Говейновское кладбище
А кладбище в Говейново непростое. Там упокоилась княжна Анна Михайловна Щербатова (1761-1852) – старшая дочь М. М. Щербатова (1733-1790, сенатор, государственный деятель, историк и публицист – Екатерина II его побаивалась). 8 марта 1797 умерла ее сестра Наталья, в замужестве Чаадаева и оставила двух сыновей – пятилетнего Мишу и трехлетнего Петю. Анна немедленно бросилась за сиротами в деревню Хрипуново Нижегородской губернии, по дороге переправившись в половодье через две реки, из которых одной была Волга, забрала детей к себе в Москву, воспитала и вырастила. А Петр Чаадаев после своего возвращения из-за границы останавливался в ее Дмитровском имении.
Могилу княжны еще до 1921 разграбили. Предки вот этих:
Дары цивилизации потомков
НИКОЛО-ПЕСНОШСКИЙ МОНАСТЫРЬ (пос. Луговой)
Проехав менее 4 км от Говейново, мы оказались у стен монастыря. Зачем? Да ведь выше писал, что ГовЁново издревле принадлежало этому монастырю. Так по записи 1764 года в селе жило 138 человек обоего пола, с которых собирался оброк в пользу Троице Сергиевой Лавры в размере 18 рублей 35 копеек, да помимо того натурой в Николо-Песношский монастырь поступали дрова еловые, слеги, бревна, столбы, припасы конюшенные, веревки лычные, лопаты, пряжа для невода и даже 40 яиц в придачу.
Но еще две причины распаляли наше любопытство.
Первая. В 1776 епископ Переславский и Дмитровский Феофилакт, сделал распоряжение представить ему подробные сведения об имеющихся в архиерейском доме Переславля колоколах, не висящих даже на колокольне, а лежащих без всякого употребления. Иерарх предполагал эти ненужные колокола променять или продать, чтобы приобрести один большой трехсотпудовый. По описи «в излишестве» оказались: один большой колокол в 139 пудов 6 фунтов и пять малых весом в 25 пудов 6 фунтов. Кроме того, «празднолежащими» в архиерейском доме нашли 16 колоколов, общим весом 49 пудов 28 фунтов, да в загородном доме еще четыре колокола в 8 пудов.
Затем консистория разослала в духовные правления и благочинным особые оповещения с предложением «не пожелает ли кто к приходским церквам разобрать означенные излишние колокола за выгодную цену». На призыв откликнулись лишь прихожане села Рюминского, от которых и было получено за отпущенный колокол 107 руб. 26 с ¼ коп.
Вот тут Феофилакта и надоумили доброхоты, мол, Песношский монастырь пришел в упадок, низведен до ранга простого прихода, весь штат с начальником состоит из 7 душ, а в нем имеется колокол свыше двухсот пудов. В общем, требовалось дать указание на «добровольный» обмен монастырского колокола на архиерейский в 139 пудов.
Послали настоятелю монастыря иеромонаху Иринею соответствующий указ. Но провернуть быстро, задуманный обмен колоколов, оказалось не просто. 17 марта 1777 от Иринея и консисторского стряпчего Андрея Верещагина в Переславскую консисторию поступило донесение… Эх, сокращу тот эпохальный текст до современного пересказа: 11-го колокол сняли, а 12-го, сломав двери, в монастырь ворвалось до сотни говеновских мужиков под предводительством старосты Василея Иванова с угрожающим ором. Взяли за грудки Иренея и ласково спросили: по какому праву их лишают благолепного благовеста? В общем, позже настоятель судился в Москве в государственной коллегии экономии с этими крестьянами и добился такой резолюции: «чтобы в доставке колокола отнюдь никакого препятствия и противностей не чинили и яко в не подлежащее до их звания дело не вступали». Вскоре колокол прибыл в Переславль, но провисел там недолго. Через 12 лет Переславскую епархию упразднили, а в 1789 этот колокол в числе прочих был изъят по праву сильного и 26 января 1790 привезен в петербургский Петропавловский собор Петропавловской крепости, чтобы услаждать столичный слух.
Вот тебе и «забитые» крестьяне! А ведь это прихожане моего пращура. Не могу поверить, что консисторские власти не прислали ему предписания по увещеванию смутьянов. Да только в 1769 прошение в консисторию о переводе Емельяна Андреевича из дьячков в попы подписал одним из первых именно староста Василей Иванов. Вот так-то… Знай наших говёновских!
Вторая причина: сейчас в древнем монастыре размещается психоневрологический диспансер. Психи свободно гуляют по поселку.
О монастыре можно почитать, бесплатно скачав книгу с сайта Ленинки:
http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01 … 570362.pdf
Говорят, что там сохранились фрагменты Рублевских фресок.
Николо-Песношский монастырь
Песноша
Символично
Чистилище диспансера
КОНЧИНИНО
Покинув Луговой, мы проехали 23 км и завернули в Кончинино. Уже в 1447 село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю.
По писцовым книгам 1592-1593 церковь Михаила архангела в селе Кончинино, Каменского стана, деревянная, клетцки, ветха, деисус 5 икон на празелени, ветх, двери царские и столицы на празелени ж, а на них писаны святители, да образ пречистые Богородицы запрестольной на празелени ж, на престоле индития крашенинная, евангелие тетр, в десть, на харатье, ветх; сосуды церковные древяные, клепало железное. А служит в той церкви, приезжая по праздникам из села Маринкина поп Володимир.
Вот в такую церковь 28 ноября 1810 и определился дьячком мой трехкратный прадед Василий Матвеевич. Приглянул дочь прежнего дьячка Афанасия Алексеевича Екатерину, да и венчался с ней 22 января 1811. Там в Кончинино у них родились Николай (1811) и Евдокия (1814). Николай и стал впоследствии моим прапрадедом. А от церкви ничего не осталось:
Кончининские просторы
Озерцо в Кончинино
Кончининские русалки и русалы
Теперь в деревне, будь здоров, какие особняки пришлых (трухнул их снимать – мог бы и картечи дождаться), возводимые гастарбайтерами.
ИЛЬИНСКОЕ
Наутро 13 июня мы проехали от Дмитрова 11 км на юг, попав в красивейшие места. Именно там Сорочаны (http://www.sorochany.ru/). Они в деревне Курово, что входила в приход церкви Рождества Христова села Ильинского. В 1837 там стояло 17 дворов с 94 душами мужского и сотней женского пола.
На подъезде к Ильинскому гастарбайтеры возводили знатный кабак:
Окрестности Ильинского
По писцовым книгам Дмитровского уезда за 1562 село Ильинское на реке Яхроме было вотчиной Наталии Андреевны Бекетовой и ее детей Семена, Ивана и Петра. В селе стояла церковь во имя Николая чудотворца. Но уже в 1627 храм именуется в честь Рождества Христова. Деревянные церкви ветшали и на их месте возводили новые. Тот храм, в который перебрался мой прапрапрадед Василий Матвеевич из Кончинино в 1815, был достроен в 1764, но, разумеется, не уцелел. В 1873-1881 на его месте выстроили новый каменный по проекту Владислава Осиповича Груздина при попечительстве церковного старосты Ивана Андреевича Винтера, немца, обращенного из лютеранства в православие.
Нынешнее здание может вместить более 600 прихожан.
Ильинская церковь Рождества Христова
Мемориал
Ильинское кладбище
ПЕРЕМИЛОВО
От красивого Ильинского мы проскочили 9,5 км до Яхромы, т. к. Перемилово фактически поглощено этим городком. Старейшие сведения о Перемилове относятся к 1280 в связи с подписанием семью русскими князьями мирного договора в 4-х верстах от града Дмитрова. В честь этого события место примирения (по-славянски перемиловались) назвали Перемиловым. Правда, почти сразу же князья нарушили слово, а междоусобная рознь продолжилась. В любом случае Перемилово гораздо благозвучней Говеново или Кончинино.
Декабрем 1791 г. датируется первое упоминание о намерении нового владельца большей части Перемилова флигель-адъютанта и армии бригадира Степана Степановича Апраксина построить в селе взамен деревянной (1643) каменную церковь. В феврале 1792 г. Дмитровское духовное правление составило проект указа о создании храма в Перемилове, который подписал митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин), и тут же приступили к строительству. Первоначально храм был задуман как двухпрестольный. В октябре 1801 г. новенькую церковь освятили. Тогда же по желанию Апраксина в правой стороне храма дозволили устроить третий престол во имя святой великомученицы Екатерины – святой покровительницы супруги храмоздателя Екатерины Владимировны Апраксиной, урожденной княжны Голицыной. 17 августа 1802 г. новый придел освятил наместник Дмитровского Борисоглебского монастыря игумен Аполлинарий. В этой церкви дьячком служил мой также пятикратный прадед Степан Савич – отец Гликерии, что вышла замуж за Афанасия Алексеевича из Кончинино, а потом родила Екатерину Афанасьевну – мою троекратную прабабку. Ну, тут у вас голова пойдет кругом…
Лучше смотрите на церковь и ее окружение:
Храм Вознесения Господня
Екатерина
Колоколенка
Погост
Памяти солдат Отечественной
В церкви поставили свечи за упокой и оставили поминальную для:
Саввы Степановича (1701) и Анны Андреевны (1707)
Степана Савича (1745) и Марфы Степановны (1766)
Полагаю, что тамошний поп так и не понял, что речь шла о его коллегах-предшественниках с женами.
Потом подъехали к комплексу славы Перемиловской высоты:
На Перемиловской высоте
Щелкнули панораму
В завершении историко-генеалогического экскурса у вокзала тепло поблагодарили нашего извозчика и покатили домой.
Дмитровский вокзал
Привокзальная площадь
Отредактировано Александр (2009-08-15 05:58:58)