Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » На поклон в Дмитровский уезд


На поклон в Дмитровский уезд

Сообщений 1 страница 10 из 18

1

Давным-давно хотел объясниться с Талюшей, что не ворог я и не диссидент на ее сайте, не молчун, а просто погряз в новой страсти, пожирающей все свободное, да и львиную долю несвободного времени. 
4 июля 2008 первый раз вошел в архив (Профсоюзная, 80) и теперь знаю, что одного пращура, родившегося не позже 1640, звали Василием, а другого (народился не позже 1660) именовали Дмитрием. То есть Вася появился на свет в царствование Михаила Федоровича, а Дима – Алексея Михайловича Романовых. Коли я нулевого поколения, то оба пращура от меня – десятого. Более о них мне пока ничего не известно. Но о потомстве их – предостаточно. Итак, корни наши на Дмитровщине! Из духовного мы сословия. Ареал службы моих предков очерчивает квадрига в прошлом сел: Говейново, Кончинино, Ильинское и Перемилово. 

С намерением прикоснуться к родине предков 12 июня 2009 мы с троюродным вышли из электрички в Дмитрове, отыскали заранее нанятого водилу и покатили на неюной «Ниве» по разнообразию местных дорог на северо-запад от райцентра http://photos.streamphoto.ru/f/a/5/w400_904dc2018c2fc391d0d3ea9aee2655af.jpg
Наш конёк-горбунок

ГОВЕЙНОВО (переименовано по закону 1767 года после межевания, а до того прозывалось ГОВЁНОВЫМ).

В 28 км от Дмитрова.
В древних актах упоминается, что село подарено Николо-Песношскому монастырю Дмитровским князем Петром Дмитриевичем еще до 1428. С незапамятных времен там стоял деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В ревизской сказке 1743 обнаружил, что мой пятикратный прадед Емельян Андреевич семи лет круглый сирота жил у своего дяди, да еще под присмотром шестидесятитрехлетней бабки Ксении Дмитриевны. Парнишка подрос и в 1760 получил ставленую грамоту на должность дьячка местной церкви.
http://photos.streamphoto.ru/b/6/4/w400_07fb12ba13a88c3cdc34a85786eab46b.jpg

В 1770 после смерти прежнего попа Афанасия Козмича сам стал священником. Женился на поповской дочке Параскеве Афанасьевне из клинского Дорошева, нарожавшей ему Матвея (1765), Ирину (1771) и Петра (1776). В 1793 Емельян Андреевич «передал» место попа Матвею – моему четырёхкратному прадеду, а дьячком при нем стал брат Петр. В 1790 на месте деревянной возвели каменную церковь. Вот, что от нее осталось:

http://photos.streamphoto.ru/c/1/f/w400_00dacc92f40c3c39159fc36b348aff1c.jpg

http://photos.streamphoto.ru/6/a/f/w400_16d152c0580c980e47274da9630d9fa6.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/b/4/w400_f9c57b9ebad03758b378f181506444ba.jpg
Колокольня Рождественской церкви

http://photos.streamphoto.ru/c/7/c/w400_075627a4353506b9023badbb5c028c7c.jpg
Крест на месте Рождественской церкви

http://photos.streamphoto.ru/a/b/9/w400_894dd7ee509264175b651d28aa28b9ba.jpg
Баллонные колокола

http://photos.streamphoto.ru/c/c/9/w400_96587f9974cc9002ea3ba567a8d739cc.jpg
Говейновское кладбище

А кладбище в Говейново непростое. Там упокоилась княжна Анна Михайловна Щербатова (1761-1852) – старшая дочь М. М. Щербатова (1733-1790, сенатор, государственный деятель, историк и публицист – Екатерина II его побаивалась). 8 марта 1797 умерла ее сестра Наталья, в замужестве Чаадаева и оставила двух сыновей – пятилетнего Мишу и трехлетнего Петю. Анна немедленно бросилась за сиротами в деревню Хрипуново Нижегородской губернии, по дороге переправившись в половодье через две реки, из которых одной была Волга, забрала детей к себе в Москву, воспитала и вырастила. А Петр Чаадаев после своего возвращения из-за границы останавливался в ее Дмитровском имении.
Могилу княжны еще до 1921 разграбили. Предки вот этих:

http://photos.streamphoto.ru/e/4/5/w400_ba432987d0490653e093d7b04ab5554e.jpg
Дары цивилизации потомков

НИКОЛО-ПЕСНОШСКИЙ МОНАСТЫРЬ (пос. Луговой)

Проехав менее 4 км от Говейново, мы оказались у стен монастыря. Зачем? Да ведь выше писал, что ГовЁново издревле принадлежало этому монастырю. Так по записи 1764 года в селе жило 138 человек обоего пола, с которых собирался оброк в пользу Троице Сергиевой Лавры в размере 18 рублей 35 копеек, да помимо того натурой в Николо-Песношский монастырь поступали дрова еловые, слеги, бревна, столбы, припасы конюшенные, веревки лычные, лопаты, пряжа для невода и даже 40 яиц в придачу.

Но еще две причины распаляли наше любопытство.

Первая. В 1776 епископ Переславский и Дмитровский Феофилакт, сделал распоряжение представить ему подробные сведения об имеющихся в архиерейском доме Переславля колоколах, не висящих даже на колокольне, а лежащих без всякого употребления. Иерарх предполагал эти ненужные колокола променять или продать, чтобы приобрести один большой трехсотпудовый. По описи «в излишестве» оказались: один большой колокол в 139 пудов 6 фунтов и пять малых весом в 25 пудов 6 фунтов. Кроме того, «празднолежащими» в архиерейском доме нашли 16 колоколов, общим весом 49 пудов 28 фунтов, да в загородном доме еще четыре колокола в 8 пудов.

Затем консистория разослала в духовные правления и благочинным особые оповещения с предложением «не пожелает ли кто к приходским церквам разобрать означенные излишние колокола за выгодную цену». На призыв откликнулись лишь прихожане села Рюминского, от которых и было получено за отпущенный колокол 107 руб. 26 с ¼ коп.

Вот тут Феофилакта и надоумили доброхоты, мол, Песношский монастырь пришел в упадок, низведен до ранга простого прихода, весь штат с начальником состоит из 7 душ, а в нем имеется колокол свыше двухсот пудов. В общем, требовалось дать указание на «добровольный» обмен монастырского колокола на архиерейский в 139 пудов. 

Послали настоятелю монастыря иеромонаху Иринею соответствующий указ. Но провернуть быстро, задуманный обмен колоколов, оказалось не просто. 17 марта 1777 от Иринея и консисторского стряпчего Андрея Верещагина в Переславскую консисторию поступило донесение… Эх, сокращу тот эпохальный текст до современного пересказа: 11-го колокол сняли, а 12-го, сломав двери, в монастырь ворвалось до сотни говеновских мужиков под предводительством старосты Василея Иванова с угрожающим ором. Взяли за грудки Иренея и ласково спросили: по какому праву их лишают благолепного благовеста? В общем, позже настоятель судился в Москве в государственной коллегии экономии с этими крестьянами и добился такой резолюции: «чтобы в доставке колокола отнюдь никакого препятствия и противностей не чинили и яко в не подлежащее до их звания дело не вступали». Вскоре колокол прибыл в Переславль, но провисел там недолго. Через 12 лет Переславскую епархию упразднили, а в 1789 этот колокол в числе прочих был изъят по праву сильного и 26 января 1790 привезен в петербургский Петропавловский собор Петропавловской крепости, чтобы услаждать столичный слух.   
Вот тебе и «забитые» крестьяне! А ведь это прихожане моего пращура. Не могу поверить, что консисторские власти не прислали ему предписания по увещеванию смутьянов. Да только в 1769 прошение в консисторию о переводе Емельяна Андреевича из дьячков в попы подписал одним из первых именно староста Василей Иванов. Вот так-то… Знай наших говёновских!

Вторая причина: сейчас в древнем монастыре размещается психоневрологический диспансер. Психи свободно гуляют по поселку.

О монастыре можно почитать, бесплатно скачав книгу с сайта Ленинки:       
http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01 … 570362.pdf
Говорят, что там сохранились фрагменты Рублевских фресок.

http://photos.streamphoto.ru/f/8/5/w400_3ed98f9bd045a91c09f5ef93f193f58f.jpg

http://photos.streamphoto.ru/8/0/2/w400_48fa6c924503447e98b3623ae77f5208.jpg
Николо-Песношский монастырь

http://photos.streamphoto.ru/7/7/d/w400_e30aa0bea0bfde09b0fe57def6cc2d77.jpg
Песноша
http://photos.streamphoto.ru/a/b/5/w400_a674741ceec82f192361ee606e69d5ba.jpg
Символично
http://photos.streamphoto.ru/e/8/f/w400_871452169ffd9510935a00d1966bff8e.jpg
Чистилище диспансера

КОНЧИНИНО

Покинув Луговой, мы проехали 23 км и завернули в Кончинино. Уже в 1447 село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю.

По писцовым книгам 1592-1593 церковь Михаила архангела в селе Кончинино, Каменского стана, деревянная, клетцки, ветха, деисус 5 икон на празелени, ветх, двери царские и столицы на празелени ж, а на них писаны святители, да образ пречистые Богородицы запрестольной на празелени ж, на престоле индития крашенинная, евангелие тетр, в десть, на харатье, ветх; сосуды церковные древяные, клепало железное. А служит в той церкви, приезжая по праздникам из села Маринкина поп Володимир.

Вот в такую церковь 28 ноября 1810 и определился дьячком мой трехкратный прадед Василий Матвеевич. Приглянул дочь прежнего дьячка Афанасия Алексеевича Екатерину, да и венчался с ней 22 января 1811. Там в Кончинино у них родились Николай (1811) и Евдокия (1814). Николай и стал впоследствии моим прапрадедом. А от церкви ничего не осталось:

http://photos.streamphoto.ru/b/4/2/w400_0942b85df40fddefad1f69ab00e5724b.jpg
Кончининские просторы
http://photos.streamphoto.ru/e/7/9/w400_eaf3c21cad3e734babde307d290a397e.jpg
Озерцо в Кончинино
http://photos.streamphoto.ru/a/c/1/w400_c712fd1fae0c699295307a4112ec11ca.jpg
Кончининские русалки и русалы

Теперь в деревне, будь здоров, какие особняки пришлых (трухнул их снимать – мог бы и картечи дождаться), возводимые гастарбайтерами. 

ИЛЬИНСКОЕ

Наутро 13 июня мы проехали от Дмитрова 11 км на юг, попав в красивейшие места. Именно там Сорочаны (http://www.sorochany.ru/). Они в деревне Курово, что входила в приход церкви Рождества Христова села Ильинского. В 1837 там стояло 17 дворов с 94 душами мужского и сотней женского пола.

На подъезде к Ильинскому гастарбайтеры возводили знатный кабак: 

http://photos.streamphoto.ru/d/a/9/w400_75e35ee122933ef3a7f74471f15ca9ad.jpg

http://photos.streamphoto.ru/b/6/9/w400_05fbbce2d40fc004d43ce7cb37a8e96b.jpg
Окрестности Ильинского

По писцовым книгам Дмитровского уезда за 1562 село Ильинское на реке Яхроме было вотчиной Наталии Андреевны Бекетовой и ее детей Семена, Ивана и Петра. В селе стояла церковь во имя Николая чудотворца. Но уже в 1627 храм именуется в честь Рождества Христова. Деревянные церкви ветшали и на их месте возводили новые. Тот храм, в который перебрался мой прапрапрадед Василий Матвеевич из Кончинино в 1815, был достроен в 1764, но, разумеется, не уцелел. В 1873-1881 на его месте выстроили новый каменный по проекту Владислава Осиповича Груздина при попечительстве церковного старосты Ивана Андреевича Винтера, немца, обращенного из лютеранства в православие.
Нынешнее здание может вместить более 600 прихожан.

http://photos.streamphoto.ru/8/9/b/w400_28ba5320c18355d981aa2dff3aa03b98.jpg

http://photos.streamphoto.ru/c/a/a/w400_bc073504c7cfbce634d258362588caac.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/4/4/w400_9778e54453c2da7a6e40562ab53be44a.jpg
Ильинская церковь Рождества Христова
http://photos.streamphoto.ru/6/9/d/w400_70a13818fcb333cc2310e05db99dfd96.jpg
Мемориал
http://photos.streamphoto.ru/8/b/6/w400_c79a7c103b180f9deb8ce7171622c6b8.jpg

http://photos.streamphoto.ru/9/1/e/w400_a1d598c686db35d41377915e47575e19.jpg
Ильинское кладбище
ПЕРЕМИЛОВО

От красивого Ильинского мы проскочили 9,5 км до Яхромы, т. к. Перемилово фактически поглощено этим городком. Старейшие сведения о Перемилове относятся к 1280 в связи с подписанием семью русскими князьями мирного договора в 4-х верстах от града Дмитрова. В честь этого события место примирения (по-славянски перемиловались) назвали Перемиловым. Правда, почти сразу же князья нарушили слово, а междоусобная рознь продолжилась. В любом случае Перемилово гораздо благозвучней Говеново или Кончинино.

Декабрем 1791 г. датируется первое упоминание о намерении нового владельца большей части Перемилова флигель-адъютанта и армии бригадира Степана Степановича Апраксина построить в селе взамен деревянной (1643) каменную церковь. В феврале 1792 г. Дмитровское духовное правление составило проект указа о создании храма в Перемилове, который подписал митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин), и тут же приступили к строительству. Первоначально храм был задуман как двухпрестольный. В октябре 1801 г. новенькую церковь освятили. Тогда же по желанию Апраксина в правой стороне храма дозволили устроить третий престол во имя святой великомученицы Екатерины – святой покровительницы супруги храмоздателя Екатерины Владимировны Апраксиной, урожденной княжны Голицыной. 17 августа 1802 г. новый придел освятил наместник Дмитровского Борисоглебского монастыря игумен Аполлинарий. В этой церкви дьячком служил мой также пятикратный прадед Степан Савич – отец Гликерии, что вышла замуж за Афанасия Алексеевича из Кончинино, а потом родила Екатерину Афанасьевну – мою троекратную прабабку. Ну, тут у вас голова пойдет кругом…

Лучше смотрите на церковь и ее окружение:

http://photos.streamphoto.ru/6/4/2/w400_c68186e066a4ea9d8e86b80dea073246.jpg

http://photos.streamphoto.ru/c/6/5/w400_c3a527ee084d485c2a37c358fe96f56c.jpg

http://photos.streamphoto.ru/e/b/2/w400_93bbc91ae2e4d1cdb443b7e6aaff92be.jpg
Храм Вознесения Господня
http://photos.streamphoto.ru/a/d/6/w400_e0a9586e46423bf3d2faf6754316a6da.jpg
Екатерина
http://photos.streamphoto.ru/b/8/2/w400_73a875e1dd194f60623ab8a51d1fa28b.jpg
Колоколенка
http://photos.streamphoto.ru/e/5/4/w400_0e98896ebe99b683cdec5b583f9e045e.jpg
Погост
http://photos.streamphoto.ru/d/0/1/w400_a1401953814fe3d645ad204d0b3ac10d.jpg
Памяти солдат Отечественной

В церкви поставили свечи за упокой и оставили поминальную для:
Саввы Степановича (1701) и Анны Андреевны (1707)
Степана Савича (1745) и Марфы Степановны (1766)
Полагаю, что тамошний поп так и не понял, что речь шла о его коллегах-предшественниках с женами.
Потом подъехали к комплексу славы Перемиловской высоты: 

http://photos.streamphoto.ru/e/8/2/w400_9b62e2c0812410503dca395522f9128e.jpg

http://photos.streamphoto.ru/f/0/e/w400_1a462cda86c8d564507776a8b7db4e0f.jpg
На Перемиловской высоте

Щелкнули панораму

http://photos.streamphoto.ru/e/a/e/w400_60db42a055cba6cc282ebf84add29eae.jpg

В завершении историко-генеалогического экскурса у вокзала тепло поблагодарили нашего извозчика и покатили домой.

http://photos.streamphoto.ru/a/a/8/w400_ae41d4619d0d71625dda01ae74ef18aa.jpg
Дмитровский вокзал
http://photos.streamphoto.ru/6/d/4/w400_19cb1074f02c872acb5c1cdc945794d6.jpg
Привокзальная площадь

Отредактировано Александр (2009-08-15 05:58:58)

0

2

Александр
   :cool: Честь Вам и хвала за такие усилия по составлению родословной.Не многим дано проследить настолько веков назад.

0

3

Александр написал(а):

Давным-давно хотел объясниться с Талюшей, что не ворог я и не диссидент на ее сайте, не молчун, а просто погряз в новой страсти, пожирающей все свободное, да и львиную долю несвободного времени.

:crazy: и в мыслях не было такого!))

Александр написал(а):

Теперь надо полдня убить на фотогеморрой?

неееее! у вас же фото где-то лежат? на стриме, к примеру?:) щас за 2 минуты вставим куда надо, только дайте ссылку на фотоальбом)

levinel написал(а):

Честь Вам и хвала за такие усилия по составлению родословной.Не многим дано проследить настолько веков назад.

+100!
Александр, а как вы вышли на столько поколений назад? в семье вели записи? или по церковным книгам?

0

4

Александр написал(а):

до того прозывалось ГОВЁНОВЫМ

А за что его так?  :rolleyes:

levinel написал(а):

Честь Вам и хвала за такие усилия по составлению родословной.

+1 А я почти ничего не знаю :(.

0

5

Александр написал(а):

или удаляйте.

Ни за что!!!!! :canthearyou:

0

6

AlinaT написал(а):

А я почти ничего не знаю

у меня сестра в детстве пыталась у бабушки выяснить предков, и где-то эти записи лежат, но дальше прадедов не ушло исследование....

0

7

ДАМЫ, СПАСИБО!!!
Отвечу всем после...

talusha написал(а):

на стриме, к примеру? щас за 2 минуты вставим куда надо, только дайте ссылку на фотоальбом)

Таля, отправил Вам в ЛС реквизиты и проч. Извините за нагрузку. После вставки фото писанина обретет смысл. И, вероятно, новые вопросы.

0

8

levinel

levinel написал(а):

Не многим дано проследить настолько веков назад.

В России не древний не дворянин при желании и удаче может отследить родовые корни за 400 лет. Коренной итальянец за 700, приличный европеец за 600.
talusha

talusha написал(а):

и в мыслях не было такого!))

Это потому, что умные мысли кого-то не догоняют…

talusha написал(а):

в семье вели записи?

Практически нет. Моя двоюродная бабушка прожила ровно век. От нее остались кое-какие схемы, но правильно она расставила лишь своих дядей. Потом в сети на сайте А. Бовкало обнаружил 7 носителей фамилии среди выпускников Вифанской духовной семинарии (располагалась на территории Троицкой лавры, ныне уничтожена). Однофамильцы? Нет – все мои. Но у семинаристов не было личных дел. Однако у Бовкало есть и выпускники Московской духовной академии, у которых такие дела были. Академию окончил прадед и 2 его племяша. Так ниточка и потянулась. 

talusha написал(а):

или по церковным книгам?

Совершенно верно: метрические книги, клировые и исповедные ведомости, ревизские сказки. Еще может повезти с Памятными книгами и Адрес-календарями. Многое зависит от сословия.

talusha написал(а):

у меня сестра в детстве пыталась у бабушки выяснить предков, и где-то эти записи лежат, но дальше прадедов не ушло исследование....

Мы начинали также. Тут важно понять, что мне особо повезло с теми, кто жил в Московской губернии, а если кто-то уезжал в Питер, Пензу, Воронеж, то это надо вступать в длительную переписку с тамошними архивами, в эффективность которой я не верю. Хотя есть положительные примеры.

Отредактировано Александр (2009-08-09 12:23:20)

0

9

AlinaT

AlinaT написал(а):

А за что его так?

За дело. Забейте в поиск карт Яндекса это слово и найдете одноименное село в Ивановской области. Им «повезло» меньше…

AlinaT написал(а):

А я почти ничего не знаю

Дело наживное…

0

10

а как начинать? приходишь в архив и говоришь "хочу найти предков?" или подход нужОн?:)

фото поставила - вроде все на месте?:)

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » На поклон в Дмитровский уезд