Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выборг. Обретающий душу? (Много фото)


Выборг. Обретающий душу? (Много фото)

Сообщений 221 страница 230 из 273

221

(135) Ул. Куйбышева, 15. Импозантное угловое здание построено по проекту Юхани Викстеда и  Арви  Ростила в 1931 году. Орнаментальный декор его фасада и цветовое  решение интерьеров были разработаны художником Лаури Вялке. Особенностью здания было то, что все его подвальные помещения предназначались для гаража. Сейчас в подвале разместился автомагазин.

(136) Ул. Тургенева,8. 1909 год, архитектор Отто Вартиоваара. Мемориальная доска сообщает, что в этом доме в 1917 году бывал Ленин.

(137) Ул. Некрасова, 10. 1938 г., Эркко Берлин, Хенно Камппури.

(138) Бульвар Кутузова, 41. В облике этого здания будто бы прослеживается влияние архитектуры стран Центральной Европы. Оно было построено по проекту архитектурного бюро «Густаффсон и Шульман». Зубцовый орнамент и декоративные башенки говорят об использовании неоготического стиля. Сохранил первоначальный вид и весь прилегающий квартал.

(139) Бульвар Кутузова, 19. 1913, Хейкки  Каартинен.

(140) Проспект Ленина, 38. Крупная постройка советского периода (1980) – жилое и офисное здание, являющееся частью ансамбля, в который входит и торговый центр «Север» (80). Архитекторы Д. П. Фридлянд, А. А. Бобков.

0

222

http://photos.streamphoto.ru/a/5/0/656d7fe93a5e327a6bbcccf57b43405a.jpg

(141) Тюрьма. До строительства этого сооружения  в начале 1880-х годов губернская тюрьма находилась в Выборгском замке. Но в конце 19 века в Российской империи были приняты законы, по которым общие помещения для заключенных должны были быть заменены на отдельные камеры. В 1870-х годах при строительстве тюрьмы в городе Хямеенлинна  Л.И. Линдберг разработал проект, который стал образцовым, в том числе и при возведении этого объекта.

(142)   Комплекс казарм находился здесь еще с 1880-х годов, тогда в них размещались финские войска, после отмены в 1901 году обособленной финской армии и включения её в состав  вооруженных сил империи (очередной этап русификации Финляндии) в казармах расквартировали армию Российской империи. Нынешние здания были построены в 1910 году. 

(143) Ул. Кривоносова, 17. Стандартная девятиэтажка построена в начала 1980-х годов для военных и их семей.

(144) Ул. Майорова, 1. Угловой дом, яркий пример югендстиля, был построен в 1905 году по проекту Артура Ландстрёма. Через 20 лет рядом с ним возвели здание в классицистическом стиле, спроектированное архитекторами Эрнстом Нордстрёмом и его партнерами, которые сами же в нем и поселились. Оба дома были жилыми. 

(145) Ул. Майорова, 2. Под руководством главного архитектора Бруно Гранхольма в самом конце 19 века здесь был построен жилой комплекс для железнодорожников: два трехэтажных кирпичных здания (145a и b), а во дворе -  двухэтажное здание прачечной и пекарни. Чуть позднее рядом было возведено еще одно трехэтажное жилое здание (145с), спроектированное в 1903 году Александром Исакссоном в духе югендстиля. 

 
(146) Кузнечная ул., 2-4. Жилое пятиэтажное здание из красного кирпича с классическим фасадом, прозванное Кеттула, что в переводе обозначает "Лисий дом", было построено для железнодорожников в 1922-1924 гг. Туре  Хельстрёмом.

0

223

http://photos.streamphoto.ru/8/9/8/e52e66fe1e90b8329ab1940274e93898.jpg

(147) Здание было построено в 1914 году военным инженером Глушковым для русской семинарии, основанной в рамках программы русификации Финляндии. В 1918 году здесь разместилась учебная часть финских войск, прозванная школой Марковилла. Название пошло от строителя ближайшей виллы – Маркуса Вригта. В 1850-1970-х  годах на этой не сохранившейся вилле жил художник Ф. Толстой. В советский период в здании размещался туберкулезный госпиталь Министерства обороны.

(148) Батарейная гора. В 1850-х годах, после неудачной для России Крымской войны, под конец которой суда противников появились в Балтийском море, русские военные власти обследовали укрепления Выборга и начали их модернизацию. Большую часть устаревших сооружений главной крепости отдали городу, а он взамен уступил военным близлежащий холм, который после возведения на нем укреплений получил название Батарейная гора. Строительство велось  Инженерным корпусом под руководством графа Э. И. Тотлебена, знаменитого военного инженера, прозванного «русским Вобаном». Фортификационные сооружения представляли собой цепь отдельных фортов, первоначально протянувшихся  поперек почти всего полуострова, и расположенных между ними батарей, обеспечивавших фланговый огонь. Фланговые форты были разобраны в 1920-1930-х годах. Лучше всего сохранился центральный форт, расположенный на самой вершине Батарейной горы, видимо, потому, что после 1918 года находился в ведении военных, в то время как остальные укрепления передали городу. На Батарейной горе разбили парк,  проложили дорожки и установили аттракционы, построили открытый театр и стадион.

(149) Водонапорная башня. Железобетонная конструкция была разработана инженером из Хельсинки Й. И. Пакаленом, пионером финского бетонного строительства. На момент постройки в 1930 году резервуары башни были самыми крупными в Финляндии сооружениями такого типа. Каждый из них вмещал 2 млн. литров воды. Заливку стен необходимо было делать непрерывно, иначе швы в бетоне ослабили бы конструкцию, и бетонные работы продолжалась непрерывно в течение 8 дней. Архитектурный дизайн был разработан в городском архитектурном бюро под руководством Кейнянена. В настоящее время башня не функционирует по своему назначению, в первом ярусе находятся бар и сауна.

(150) Больничный комплекс, 1928-1937 гг, не был завершен, построили только центральную часть (150а), туберкулезную больницу (150b)и гинекологическую больницу с роддомом (150с). Проектные работы были сделаны городским архитектурным бюро под руководством и с непосредственным участием Пааво Уотилы. Корпуса комплекса соединялись с обслуживающими зданиями подземными переходами. Наверху туберкулезной больницы была устроена открытая терраса, чтобы больные могли дышать свежим воздухом. Гинекологический корпус был решен в функционалистическом стиле, стены были светлые и сияющие, а фасад украшали стальные детали. Центральные здания были переданы заводу лимонной кислоты, туберкулезная больница переделана в многоквартирный дом, а гинекологический корпус сейчас размещает ортопедическую больницу Ленинградской области.

(151) Ул. Рубежная, 15. Дом Юхо Латукка, журналиста местной социально-демократической газеты «Тюо» («Труд»), в котором В. И. Ленин жил с 17 сентября по 7 октября 1917 года. Он переехал сюда из Гельсингфорса (Хельсинки), чтобы быть поближе к Петрограду. Вообще Выборг сыграл заметную роль в революционной деятельности большевиков. С августа 1906 по ноябрь 1907 года в городе подготавливалась к печати и набиралась нелегальная газета «Пролетарий» (всего 20 номеров), печатали ее уже в Петербурге. Когда Ленин был вынужден уехать за границу, издание газеты перенесли в Женеву, а потом в Париж.
В 1958 году в этом доме открылся музей Ленина. В 1972 году дом был отреставрирован с восстановлением облика 1917 года, хотя большинство подлинных вещей того периода не сохранились, и для того, чтобы воспроизвести обстановку, использовали их дубликаты. В доме воссоздана комната, в которой Ленин работал, в остальных помещениях размещена экспозиция, посвященная революции и деятельности Ленина в Выборге. Во дворе установлен бюст Ленина (В. И. Хмара, 1974 г.).

(152)   Кладбище Ристимяки, ныне заброшенное. Здесь сохранился памятник семьи Викстедт, спроектированный Юхани Виисте (Викстедт) в 1936 году

(153)   Кладбище Лепола. Кладбища – это часть любого города со своей особенной атмосферой и своими законами существования. У разных людей отношения к кладбищу может варьироваться в широчайшем диапазоне: от подсознательного страха до безразличия (много видела мамочек с колясками на аллеях кладбища недалеко от моего дома), от благоговейного чувства прикосновения к личностям захороненных знаменитостей до интереса к художественным достоинствам надгробных памятников. Во Львове за 3-х дневную экскурсионную поездку нас успели свозить на старое кладбище, похваставшись, что оно считается вторым по красоте в Европе после генуэзского. Выборгские кладбища были не столь знамениты, но считалось, что многие их памятники представляли художественный интерес. Для родственников же усопших могилы – это место, где можно выплеснуть свою любовь, боль, заботу об ушедшем, «поговорить» с ним, подумать о вечном… Это не вопрос веры, это вопрос духовности. Тем не менее почему-то во время революций, отрицающих веру, проходили массовые осквернения могил. В советские безбожные и бездуховные времена в Выборге очень часто новые могилы располагали прямо на месте старых.  А памятники с бывших могил снимали и переделывали в новые. На шведско-немецком некрополе в Сорвали (ныне поселок Гвардейский на западе города) надгробия в массовом порядке были снесены работниками коммунальных служб города, со временем от них ничего не осталось. Из-за такого отношения к захоронениям четыре надгробных памятника, уже поврежденных и со следами надругательства, были вывезены в Финляндию, три из них – с кладбища Лепола. Первым из них стал памятник на могиле Юхи Лалукки и его жены Марии (107), ныне он находится на бывшем русском военном кладбище в Лаппеенранте.

http://vyborgcity.ru/text/text_24.htm - пронзительная статья о гибели выборгских памятников и о выборгской монументальной скульптуре в целом. 

Но в советские времена не только разрушали старые мемориалы, но и возводили новые, свои. Таков памятник солдатам, погибшим в Зимней и Великой Отечественной войн.

(154) За жилыми кварталами, по дороге в Санкт-Петербург, находится братская могила красногвардейцев эпохи гражданской войны, памятник из серого гранита создан скульптором В.С. Чеботаревым, архитектор А. М. Швер, 1961 г.   На стеле - барельефы финского и русского рабочего с надписью на обоих языках: “В знак пролетарской солидарности с трудовым народом Финляндии от трудящихся Советского Союза, 1918”.

(155) Неподалеку, на братской могиле советских солдат, погибших в Зимнюю и Великую Отечественную войны, на высоком гранитном постаменте стоит памятник солдату – освободителю (скульптор Н. М. Каракаш, архитекторы Я. А. Дьяконов и А. И. Алымов, 1957 год).

0

224

http://photos.streamphoto.ru/6/a/5/b4107d99e65d5858dc3284e793ca55a6.jpg

(156)   Аннинские укрепления.  Строительство новых, современных укреплений стало первой задачей русских после победы в Северной войне. Проект был сделан французским фортификатором Адальбертом де Кулоном. А работами руководил фельдмаршал Миних. Начались они в 1731, закончились – в 1742 году. Пространство перед укреплениями должно было быть пустым на глубину в 270 м. Возведение укреплений будто бы велось секретно, посторонние к месту строительства не допускались. Участок, занимаемый укреплениями, практически равнялся площади всего города того времени. Фортификационные сооружения ни разу не были проверены в бою, а позже многие здания, как водится,  перестрили.

Внушительнее всего укрепления смотрятся на плане, уже на снимках сверху, в Google Earth, некоторые линии почти пропадают, общая схема теряет стройность.

http://photos.streamphoto.ru/d/a/6/b511e32cf0c95fa8bf469a9cc317f6ad.jpg

Между стенами укреплений близ Островной улицы расположился картинг.

http://photos.streamphoto.ru/f/e/e/7343fbdf48d90d7df5eaac447889beef.jpg

(a) Инженерный двор. Инженерный дом и цейхгаузы были построены в 1773 году петербургским купцом К. Гуттуевым по проекту военного архитектора Карла Шпекле на месте первого деревянного здания Инженерного двора, возведенного еще в 1750 г. В главном сооружении нового комплекса располагались мастерские и жилые помещения. В 19-м веке здесь находились квартиры командира и офицеров инженерной команды, а позднее Инженерное управление крепости. Хотя оба здания перестраивались, в них сохранились черты раннего классицизма: пилястры и характерные оконные наличники.

(b) Артиллерийкий склад, спроектированный Карлом Шпекле и построенный Гуттуевым в 1777 году, в 1790-х годах был превращен в казарму, а позже здесь жили служащие инженерной команды с семьями.

http://photos.streamphoto.ru/a/5/8/90cbf5b389e67b4ae9df2afd9722e85a.jpg

(c) Белые пилястры открытой галереи ярко выделялись на фоне сочной весенней травы и безоблачного неба. Место выглядело очень живописно: старый дом у безлюдной дороги с уже едва заметным мощением, вырывающейся из узкой арки залитых солнцем Фридрихсгамских ворот (e).  Эта единственная сохранившаяся кордегардия (помещение для караула) из трех одинаковых, сооруженных на территории Аннинских укреплений в 1776 году по проекту Карла Шпекле, перестраивалась в 1835 году. Здание является типичным примером кордегардий, построенных в российских крепостях конца 18 века в классицистическом стиле.


http://photos.streamphoto.ru/e/6/2/32165db4b918304c7c56edc084fbd26e.jpg

(d) Пороховые погреба также относятся к самым старым сооружениям крепости. В южном расположен один из лучших ресторанов города «Русский двор». Здание впечатляет: очищенное от штукатурки, оно гордо демонстрирует крупные камни, из которых сложены стены. А вот кухня ресторана мне не слишком понравилась: мясо было пресным, а морс отдавал йодом, что прозрачно намекало на использование для него обычной водопроводной воды. А пельменей, указанных в меню, в наличии не оказалось, как объяснила официантка, летом их и не бывает.


http://photos.streamphoto.ru/e/d/7/f00e0f22f711feecc2f2c489ff3777de.jpg

(e) Из трех ворот сохранились одни – Фридрихсгамские, от остальных (f, g) остались только фрагменты. Ворота состоят из двух частей, находящихся на приличном расстоянии друг от друга. Построены в 18 веке в классицистическом стиле. До 1860-х годов будто бы весь транспорт, прибывавший в город, проходил по дороге под этими воротами.  Мы тоже проехали по вымощенному булыжниками узкому пути, зорко высматривая запрещающие или хотя бы регулирующие движение знаки и так их и не увидев.


http://photos.streamphoto.ru/f/8/0/978e60a2ab3f57fe23c2078b4719608f.jpg

(i) Бронзовая статуя Петра I была установлена на самой высокой точке мыса Терваниеми, где, как считается, размещался командный пункт Петра, в 1910 году, когда праздновали 200-летие со дня завоевания Выборга, скульптор Леопольд Бернштам. А родился замысел монумента незадолго до открытия памятника Торгильсу Кнутссону (6), не как ответ ли «шведскому» выступлению? :)

От ресторана «Русский двор» к монументу ведет приятная скалистая тропинка.

Искусствоведы отмечают в скульптуре близкое внешнее сходство с прототипом и отсутствие ярких психологических характеристик. Но стоит Петр очень картинно :)

http://photos.streamphoto.ru/f/1/2/6a27b0068c2ae28e92d4986998b1e21f.jpg

В 1918 году, когда белофинны захватили город, они сбросили памятник как символ российской власти и попытались продать его в Германию на металлолом, к счастью, безуспешно. В 1827 году, в десятую годовщину независимости Финляндии, на этом месте была установлена скульптура Гуннара Финне - гранитный лев, государственный символ Финляндии. После Зимней войны памятник независимости Финляндии был разрушен, и на свое место, на невысокий временный постамент, была возвращена статуя Петра I, простоявшая до того времени в холле художественного музея. Когда в 1941 году город опять заняли финны, они в очередной раз сбросили статую, при этом голова скульптуры, отлитая отдельно, откололась, а финские военные, президент и премьер-министр Финляндии вместе с маршалом Маннергеймом фотографировались у поверженного монумента российского императора. Тогдашний мэр города майор Арно Туурн отнес голову Петра в свой рабочий кабинет, несмотря на что ее все-таки чуть не переплавили, и только энергичные действия мэра спасли столь важную часть бронзового царя. В третий раз отреставрированная скульптура была установлена на специально для нее созданный новый пьедестал в 1954 году. А сильно поврежденного льва в настоящее время можно увидеть в парке Монрепо, где он прежде много лет пролежал в земле.

В путеводителях встречается красивая трактовка расположения двух статуй, Петра I и Торгильса Кнутссона: они стоят друг напротив друга через пролив, и их взгляды скрещиваются на крепости Выборга. Вот только мне показалось, что бронзовый Кнутссон смотрит мимо крепости и уж совсем явно не в сторону Петра… Да и то, что исторический прототип скульптурного маршала, судя по всему, ни разу не ступал на землю Выборга, тоже мешает столь пафосному восприятию.


http://photos.streamphoto.ru/d/d/7/64831eb77b322042509e142ab8dd17dd.jpg

(j) Скромный простой обелиск на могиле русских солдат, погибших в боях за Выборг в 1710 году, также поставили во время празднования 200-летия завоевания Выборга. Памятник был снесен в годы финского правления, поэтому в самом конце 20 века на первоначальном месте был установлен воссозданный обелиск.

(h) Дом Мендта сооружен в 1847 году Эрнстом Бернхардтом Лорманом на месте деревянного рынка. Позднее архитектор Аренберг надстроил боковые крылья до высоты двух этажей. В конце 19 века здесь находилась первая в Выборге русскоязычная школа, позже здание стало одним из центров революционной деятельности - в нем обосновался Выборгский комитет Российской социал-демократической партии и редакция газеты «Знамя борьбы». Во время войны дом пострадал от пожара, сейчас является жилым. 

(k) На этом месте планировали построить гарнизонную православную церковь. Ее фундамент заложили во время празднования 200-летия завоевания Выборга. Церковь была почти закончена, оставалось возвести только башни с луковичными главками, когда разразилась Октябрьская революция. В 1933 году на фундаменте церкви и с частичным использованием стен по проекту Уно Ульберга возвели здание архива, которое служит в этом качестве и в настоящее время. Здание сохраняет некоторые стилистические черты 30-х годов прошлого века, например стеклянные перегородки на железном каркасе и резиновое (?) покрытие полов.

+1

225

http://photos.streamphoto.ru/7/4/8/836ceea4c8ee36d7b4dbb662e229c847.jpg

(157) В этих местах еще сохранились деревянные корпуса старого госпиталя 19-го века. В 1932 году по проекту строительного отдела министерства обороны Финляндии было построено новое здание госпиталя в стиле функционализма. По обе стороны от главного входа стены были покрыты изображениями гербов со львами, в советское время  их заштукатурили.

(158) Старое крыло здания больницы было возведено в 1930 году по проекту Уно Ульберга и стало одной из самых значительных работ архитектора в Выборге. В 1970-х годах здание достроили . Сейчас здесь размещается центральная районная больница.
Новый корпус, оставшийся незавершенным, начал возводиться в 1985 году по проекту Нелли Ли.

(159) Северный поселок. Сохранившиеся деревянные здания могут дать представление о пригородной застройке Выборга начала 1900-х годов. Наиболее интересным в архитектурном отношении считается школа, спроектированная в 1930 году Вяйно Кейняненом, где по-прежнему учится ребятня. В доме № 31 по ул. Октябрьской, более известном как «дом Ловена» , у большевика Александра Шлихтера и его жены в 1906 и 1907 году жил В. И. Ленин. В 1960-х годах здесь разместился очередной музей Ленина, но после Перестройки экспозиция была переведена в музей на ул. Рубежной (151), а это здание отдали местному клубу историков «Старый Выборг».

+1

226

AlinaT написал(а):

Вид издали на фоне огромной дымящейся трубы ужасен и даже в чем-то сатиричен

Да уж, труба эта со всех сторон в кадр лезет!
Алин, а вы в Монрепо были?

0

227

Julia написал(а):

вы в Монрепо были?

Были, только до Конца света не дошли :).

0

228

Здорово! Надеюсь, и про него напишешь пару слов. ;)

0

229

Julia написал(а):

Надеюсь, и про него напишешь пару слов.

Сегодня вечером выложу :).

0

230

http://photos.streamphoto.ru/7/f/1/72c4a3d0a8fafd7b93c24dd7f5ea81f7.jpg

(160)   Монрепо. Во время войн почти все многочисленные усадьбы и поместья, окружавшие Выборг, были разрушены. Монрепо – одна из немногих уцелевших. Она является одной из самых значительных в историко-культурном отношении загородных резиденций русского дворянства прежде всего благодаря своему скальному пейзажному парку. Во многих источниках его стиль называют «романтическим» и говорят об уникальности паркового ансамбля. Парк стал настолько известен, что в 1863 году его посетил Александр II. 

Даже избалованным разноплановыми императорскими загородными резиденциями питерцам, думаю, интересен этот парк именно благодаря многочисленным скалам,  придающим особенную живописностьи разнообразие видам.

Под Выборгом находится крупнейший в мире массив гранитов рапакиви («гнилой камень»), их даже называют выборгитами. В этих гранитах много трещин, связанных с особенностями их формирования, которые делят массив на отдельные блоки. На некоторых участках высота гранитных гряд достигает 20 м.

Площадь культурного парка 35 гектаров, примыкающего лесопарка 130 гектаров.

В результате анализа местных легенд и преданий ученые предположили, что именно где-то здесь, на острове Твердыш и даже конкретно на территории парка, существовало поселение «Старый Выборг», основанное намного раньше «нового». Правда, археологические изыскания пока ничего не дали. 

В третьей четверти 18 века на местных землях военный комендант Выборга Петр Ступишин закладывает небольшое имение и проводит первые садово-парковые работы. 

Позже усадьба недолго принадлежала Фридриху Вильгельму, принцу Вюртембергскому, выборгскому наместнику и брату жены великого князя Павла Петровича. Именно он назвал имение «Монрепо», что в переводке с французского означает «Мой отдых». При нем был построен большой дом и продолжались парковые работы.

Но расцвела усадьба во владении родившегося в Страсбурге в семье шведского происхождения Людвига Генриха фон НиколаИ (1737-1820), прошедшего путь от придворного учителя до президента Петербургской Академии наук, разносторонне образованнго человека, литератора и поэта, и его сына Пауля. Уйдя в отставку, Андрей Львович, как Людвиг Генрих стал зваться в России, завершающие 17 лет жизни посвятил развитию парка. Одно из последних его произведений – поэма «Имение Монрепо».

http://photos.streamphoto.ru/c/b/8/9e5995a00c8e34944064c00147f9f8bc.jpg

Усадебный дом, сначала небольшая летняя постройка, приобрел свой нынешний вид в стиле классицизма в 1798-1804 годах, когда управлением поместья занимался друг Людвига итальянский художник Джузеппе Мартинелли, который и спроектировал новый дом.

Род Николаи владел усадьбой с 1788 по 1944 год, но парк и его окрестности были практически всегда открыты для публики. За вход взималась плата, деньги шли на содержание дома бедных на острове Сорвали, который в то время входил в границы имения.

После Зимней войны советские войска устроили в усадьбе трофейный склад, вернувшиеся финны организовали военный госпиталь. Когда Выборг вновь перешел к России, в поместье разместили дом отдыха, в 1955 году – детский сад. Во флигеле, в котором когда-то жили слуги и гости, устроили общежитие. В 1966 году на территории Монрепо был образован Центральный парк культуры и отдыха имени М. И. Калинина. Здесь проводились массовые гулянья, празднества и спортивные соревнования. Вытаптывалась почва, повреждались корни и стволы деревьев. Старинные аллеи парка покрыли асфальтом (?). Дренажная система перестала работать, деревянные сооружения гнили, захоронения на «острове мертвых» были опустошены и осквернены. Дольше всех держались скалы. Но дело дошло и до них: парк облюбовали спортсмены-альпинисты для своих тренировок.

В 1960-х годах детский сад из усадебного дома выселили, и в нем велись реставрационные работы. Именно тогда был похищен холст живописного плафона потолка центральной гостиной.

В 1980-х годах академик Д.С. Лихачев начал борьбу за сохранение усадьбы, и в 1988 году был организован музей-заповедник «Парк Монрепо» и начались реставрационные работы. Встречала информацию, что сейчас некоторые помещения усадьбы работают как выставочные залы, но что-то непохоже.

Главную роль в парке всегда играла чудесная северная природа, гранитные скалы, вода залива, человеческая рука лишь чуточку подправляла ее, вводила в нее акценты, в число которых входили и романтические павильоны.

На плане Монрепо 19-го века обозначено 68 достопримечательностей. С того времени была утеряна вся скульптура, большинство беседок и изначальное разнообразие пород деревьев и кустарников.

Мало что из парковых оригинальных сооружений дошло до наших дней.  На этом плане можно оценить на данный момент потери по сравнению с тем, что сумело пережить годы заброшенности или было восстановлено. К сожалению, здесь обозначены не все утраченные постройки. Отсутствует смотровая башня «Бельвю», павильон «Паульштайн» и Китайская палатка.

У каждой достопримечательности стоит скамейка, на которой можно отдохнуть и порелаксировать. Конечно, если она еще не занята :).

http://photos.streamphoto.ru/f/7/c/91381ee917d1c0f573828b9766f4ec7f.jpg

* - существующие на данный момент.

http://photos.streamphoto.ru/6/c/8/3f34152164ccb7a57ed843cc422018c6.jpg

А* Стилизованные под готику въездные ворота были построены в 1830 году по проекту К Энгеля. Нынешние ворота - реконструкция 1980-х годов. Где-то над входом должен быть вырезан герб Николаи. По одну сторону аллеи, ведущей от ворот к дому, были высажены березы, по другую – клены.

http://photos.streamphoto.ru/6/7/5/3ec935ef422b4874250fbb5522905576.jpg

B Китайский зонтик на валуне (1798). Валун необычной почти кубической формы остался, зонтика нет.

http://photos.streamphoto.ru/8/a/1/7b948ad36915b590482c9250daa841a8.jpg

С* Лев, автор Гуннар Финне, нашел здесь покой в 1997 году, перевезен с мыса Терваниеми (156i). Это тот самый лев, которого финны установили в 1927 году вместо монумента Петра I.

D Паульштайн – живописный утес и павильон.

http://photos.streamphoto.ru/7/1/b/b1cad21d455c3d7ea856815383188b17.jpg

Е* Источник Сильмия или Нарцисс. Первоначальный проект  разработан Огюстом Монферраном, автором Исакия, но позже вносились изменения.

Сильмия – название источника, данное ему при первом Николаи, Людвиге или Андрее Львовиче. «Сильмя» в переводе с финского означает «глаз». Финны верили, что вода в  источнике, бьющем на восток, навстречу восходящему солнцу, может исцелять от глазных болезней. Людвиг то ли записал, то ли придумал легенду о бедном пастухе Ларсе, который в стародавние времена пас в этих краях коз и однажды влюбился в прекрасную девушку, которая оказалась нимфой. Занятый своими переживаниями, он перестал следить за козами, и их в результате растащили волки. В конце концов от бесконечных слез страдающий Ларс потерял зрение. Тогда нимфа на восходе встала на скалу и попросила бога превратить ее в целительный источник. Родник пробил камень, Ларс омыл глаза и тотчас же прозрел. Нимфа исчезла, а Ларс стал следить за ключом, приходить сюда для размышлений, брать воду, взамен оставлять дары.

Сейчас уровень воды в источнике упал, поэтому она уже не может подняться до маски, из которой била раньше. А легенды о целительной силе родника не совсем беспочвенны: в воде есть небольшое количество растворённого радона.

http://photos.streamphoto.ru/7/2/c/23ae9df8f244a924662132ae1e316c27.jpg

При сыне Людвига Пауле в нише над источником, ныне пустой, установили скульптуру Нарцисса, а сам источник переименовали.

Люди и сейчас приходят сюда за водой. Канистры стоят то на нижней полке детской коляски, то в сумке на колесиках или тележке.

http://photos.streamphoto.ru/d/3/9/40e09616fb030385410f16ea4557793d.jpg

По дороге к гроту пересекаем место, обозначенное на карте «Ньюфаундленд. Пруды».

Последняя пара деревянных мостиков переброшена через кольцевую канаву.

F* Грот (Садовник Бистерфельд, 1798).

Спускаемся вниз, к воде, и вот он, так называемый «грот».

http://photos.streamphoto.ru/6/0/e/1f2103fd72e4a77904be81118023ee06.jpg

На самом деле это просто впадина в скале, прикрытая свалившимся сверху громадным камнем.

Уж не знаю, кем придумано поверье, может, и современными экскурсоводами, но считается, что грот помогает исполнению желаний, если внутри рассказать о своих нуждах. Только предварительно надо обязательно попросить разрешения  у грота войти в него. :)

http://photos.streamphoto.ru/f/7/6/7ef4a81c33e6a57c6ac3b0a77a2f267f.jpg

G* Еще несколько шагов, и под высокой отвесной скалой, на огромном валуне, уже видна призрачно-белая статуя героя “Калевалы» Вяйнямёйнена со скандинавскими гуслями на коленях  (современная копия, оригинал - скульптор Йоханнес Таканен, 1873 г.). Скульптура, видимо, восстановлена совсем недавно, ее еще даже нет на плане имения у входа. Мне показалось, что этот уголок – самый красивый в парке. 

H Хижина отшельника. Создана в 1798 году, перестроена после 1876 года. Не сохранилась и пока не восстановлена. Отсюда дорожка уходит в лес, к ущелью Св. Николая и видовой площадке «Край света» на берегу залива.

http://photos.streamphoto.ru/7/7/e/3524ec2a67fdc12b6628a40acdb5ae77.jpg

I* Капелла Людвигсбург  на острове-некрополе Людвигштайн (архитектор Чарльз Хискот Тэтам, проект 1822 года.) Белое строение на вершине темной скалы на фоне яркой зелени. Красиво. Кроме этой капеллы, считающейся мемориалом Людвигу Николаи, удивительным образом сохранившейся и недавно отреставрированной, на острове есть семейные склепы и отдельно расположенные захоронения. Ранее остров соединялся с остальной территорией паромной переправой. После нескольких актов вандализма по отношению к захоронениям на острове он был закрыт для посещения, но желающих прорваться туда во что бы то ни стало всегда хватало. Иногда остров называют «островом Мертвых», как считается, за то, что он напоминает одноименную картину Арнольда Бёклина:

http://www.art-catalog.ru/article/mmz/139/00Becklin_oblogka.jpg

http://photos.streamphoto.ru/d/5/c/23a2c120310c7f5ab3e22031d9f45c5d.jpg

J* Прибрежный храм, чаще всего именуется Храмом Нептуна. Реконструкция 1999 года постройки Мартинелли 1806 года (по другим источникам – молодого А. И. Штакеншнейдера, 1820 г).

http://photos.streamphoto.ru/b/1/c/5de41943cf743fc60ab0c1c7caa57c1b.jpg

K* Высоко на живописной гранитной скале, прозванной Левкатийской, стоит мраморный обелиск Броглио (Чарльз Хискот Тэтам, 1827 г.) Он установлен в честь погибших в войнах с французами (1805 г – Аустерлиц и 1813 - Кульм) братьях жены Пауля Николаи – Августе и Карле Броглио. Оригинальный обелиск дожил до наших дней. 

L Башня Марии или Мариентурм, названная в честь Марии Федоровны, жены Павла I, была построена в восточном стиле (1780-е годы). Не сохранилась.  Где-то рядом должен находиться «падающий» камень. Не этот :).

http://photos.streamphoto.ru/b/5/4/cd9cf4a0c5271527c515c367546af45b.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/c/8/5b5c810505ba0eb3db360dacbfc8d8c7.jpg

M* Тосканская колонна (1804 г.) посвящена императорам Павлу I и Александру I. Поврежденная, с пустыми дырами там, где крепилась утерянная мемориальная доска, покрытая лишаем – она явно оригинальная.

http://photos.streamphoto.ru/c/b/5/6bbb35b74a6d9436cff82e0b49c565bc.jpg

N Турецкая палатка (1806). Не сохранилась.

O Пампушкинка, эффектный отрезок побережья, оформленный Паулем Николаи, сыном основателя, в качестве сюрприза для матери. (1789). Это место назвали по детскому прозвищу Пауля.

http://photos.streamphoto.ru/c/f/c/2870f7f7e7519c5ae622f6e034a77cfc.jpg

P* Чайная беседка, реконструкция 2002 г. В первоначальной планировке парка её не было.

http://photos.streamphoto.ru/b/e/d/5c4d687cdf589c7aac59bdb77549bdeb.jpg

Q* Мостик, реконструкция 2001 г постройки Мартинелли 1798 г. Мостиков уже два, близнецов-братьев.

http://photos.streamphoto.ru/f/c/b/ce49d664f2fe577cca07662e7fa03bcf.jpg

1. Усадебный дом.
2. Флигель.
3. Музейная администрация (бывший дом управляющего).
4. Оранжереи.
5. Кафе.
6. Ледник.
7. Жилой дом.

Солнце заливало парк, редкие облачка оживляли открыточно - голубое небо. Яркая весенняя трава почти везде уже прикрыла прошлогоднюю пожухлость, большинство деревьев и кустов окуталось нежной дымкой разной степени прозрачности, ландыши разворачивали трубочки своих длинных узких листьев,

http://photos.streamphoto.ru/f/d/c/4a301e091f38a2e165bb30a0bcf55cdf.jpg

бесстрашная пташка пропрыгала у самых наших ног,

http://photos.streamphoto.ru/e/9/1/93349c4a121eeecbc24a1a835bd6f19e.jpg

тропа то ныряла под мрачные елочные своды, то почти терялась между огромными валунами,

http://photos.streamphoto.ru/d/5/6/3a1043966589b43a4b4c56348ee4065d.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/5/0/55b6ea4462141ecb0c3a111025ad7057.jpg

то пряталась в тени скалы,

http://photos.streamphoto.ru/a/a/f/50d843a70bc1b5908d6b21b8130f2faa.jpg

то защищала гостей надежным строем старых могучих деревьев,

http://photos.streamphoto.ru/9/5/3/eeab200128d26bf061d14c7cba24a359.jpg

то выбиралась на простор.

http://photos.streamphoto.ru/b/e/3/80d4363b6cac7f1fe170311253e233eb.jpg

Был понедельник, парк был почти безлюдным. Уходить ужасно не хотелось. 

Как это было: http://promonrepos.fi/kartta.htm# - кликайте на цифры. 
http://www.museum.ru/M269
http://monrepos.ru/ -здесь можно посмотреть фотографии парка.
http://monrepos.ru/plan/  - план парка, к сожалению, мелковат.
http://www.gardener.ru/page_1113.html
http://arhiopterikc.livejournal.com/37093.html
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7904.php - очень подробная аналитическая статья с фрагментами поэмы А.Л. Николаи «Монрепо».

+2


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выборг. Обретающий душу? (Много фото)