(160) Монрепо. Во время войн почти все многочисленные усадьбы и поместья, окружавшие Выборг, были разрушены. Монрепо – одна из немногих уцелевших. Она является одной из самых значительных в историко-культурном отношении загородных резиденций русского дворянства прежде всего благодаря своему скальному пейзажному парку. Во многих источниках его стиль называют «романтическим» и говорят об уникальности паркового ансамбля. Парк стал настолько известен, что в 1863 году его посетил Александр II.
Даже избалованным разноплановыми императорскими загородными резиденциями питерцам, думаю, интересен этот парк именно благодаря многочисленным скалам, придающим особенную живописностьи разнообразие видам.
Под Выборгом находится крупнейший в мире массив гранитов рапакиви («гнилой камень»), их даже называют выборгитами. В этих гранитах много трещин, связанных с особенностями их формирования, которые делят массив на отдельные блоки. На некоторых участках высота гранитных гряд достигает 20 м.
Площадь культурного парка 35 гектаров, примыкающего лесопарка 130 гектаров.
В результате анализа местных легенд и преданий ученые предположили, что именно где-то здесь, на острове Твердыш и даже конкретно на территории парка, существовало поселение «Старый Выборг», основанное намного раньше «нового». Правда, археологические изыскания пока ничего не дали.
В третьей четверти 18 века на местных землях военный комендант Выборга Петр Ступишин закладывает небольшое имение и проводит первые садово-парковые работы.
Позже усадьба недолго принадлежала Фридриху Вильгельму, принцу Вюртембергскому, выборгскому наместнику и брату жены великого князя Павла Петровича. Именно он назвал имение «Монрепо», что в переводке с французского означает «Мой отдых». При нем был построен большой дом и продолжались парковые работы.
Но расцвела усадьба во владении родившегося в Страсбурге в семье шведского происхождения Людвига Генриха фон НиколаИ (1737-1820), прошедшего путь от придворного учителя до президента Петербургской Академии наук, разносторонне образованнго человека, литератора и поэта, и его сына Пауля. Уйдя в отставку, Андрей Львович, как Людвиг Генрих стал зваться в России, завершающие 17 лет жизни посвятил развитию парка. Одно из последних его произведений – поэма «Имение Монрепо».
Усадебный дом, сначала небольшая летняя постройка, приобрел свой нынешний вид в стиле классицизма в 1798-1804 годах, когда управлением поместья занимался друг Людвига итальянский художник Джузеппе Мартинелли, который и спроектировал новый дом.
Род Николаи владел усадьбой с 1788 по 1944 год, но парк и его окрестности были практически всегда открыты для публики. За вход взималась плата, деньги шли на содержание дома бедных на острове Сорвали, который в то время входил в границы имения.
После Зимней войны советские войска устроили в усадьбе трофейный склад, вернувшиеся финны организовали военный госпиталь. Когда Выборг вновь перешел к России, в поместье разместили дом отдыха, в 1955 году – детский сад. Во флигеле, в котором когда-то жили слуги и гости, устроили общежитие. В 1966 году на территории Монрепо был образован Центральный парк культуры и отдыха имени М. И. Калинина. Здесь проводились массовые гулянья, празднества и спортивные соревнования. Вытаптывалась почва, повреждались корни и стволы деревьев. Старинные аллеи парка покрыли асфальтом (?). Дренажная система перестала работать, деревянные сооружения гнили, захоронения на «острове мертвых» были опустошены и осквернены. Дольше всех держались скалы. Но дело дошло и до них: парк облюбовали спортсмены-альпинисты для своих тренировок.
В 1960-х годах детский сад из усадебного дома выселили, и в нем велись реставрационные работы. Именно тогда был похищен холст живописного плафона потолка центральной гостиной.
В 1980-х годах академик Д.С. Лихачев начал борьбу за сохранение усадьбы, и в 1988 году был организован музей-заповедник «Парк Монрепо» и начались реставрационные работы. Встречала информацию, что сейчас некоторые помещения усадьбы работают как выставочные залы, но что-то непохоже.
Главную роль в парке всегда играла чудесная северная природа, гранитные скалы, вода залива, человеческая рука лишь чуточку подправляла ее, вводила в нее акценты, в число которых входили и романтические павильоны.
На плане Монрепо 19-го века обозначено 68 достопримечательностей. С того времени была утеряна вся скульптура, большинство беседок и изначальное разнообразие пород деревьев и кустарников.
Мало что из парковых оригинальных сооружений дошло до наших дней. На этом плане можно оценить на данный момент потери по сравнению с тем, что сумело пережить годы заброшенности или было восстановлено. К сожалению, здесь обозначены не все утраченные постройки. Отсутствует смотровая башня «Бельвю», павильон «Паульштайн» и Китайская палатка.
У каждой достопримечательности стоит скамейка, на которой можно отдохнуть и порелаксировать. Конечно, если она еще не занята .
* - существующие на данный момент.
А* Стилизованные под готику въездные ворота были построены в 1830 году по проекту К Энгеля. Нынешние ворота - реконструкция 1980-х годов. Где-то над входом должен быть вырезан герб Николаи. По одну сторону аллеи, ведущей от ворот к дому, были высажены березы, по другую – клены.
B Китайский зонтик на валуне (1798). Валун необычной почти кубической формы остался, зонтика нет.
С* Лев, автор Гуннар Финне, нашел здесь покой в 1997 году, перевезен с мыса Терваниеми (156i). Это тот самый лев, которого финны установили в 1927 году вместо монумента Петра I.
D Паульштайн – живописный утес и павильон.
Е* Источник Сильмия или Нарцисс. Первоначальный проект разработан Огюстом Монферраном, автором Исакия, но позже вносились изменения.
Сильмия – название источника, данное ему при первом Николаи, Людвиге или Андрее Львовиче. «Сильмя» в переводе с финского означает «глаз». Финны верили, что вода в источнике, бьющем на восток, навстречу восходящему солнцу, может исцелять от глазных болезней. Людвиг то ли записал, то ли придумал легенду о бедном пастухе Ларсе, который в стародавние времена пас в этих краях коз и однажды влюбился в прекрасную девушку, которая оказалась нимфой. Занятый своими переживаниями, он перестал следить за козами, и их в результате растащили волки. В конце концов от бесконечных слез страдающий Ларс потерял зрение. Тогда нимфа на восходе встала на скалу и попросила бога превратить ее в целительный источник. Родник пробил камень, Ларс омыл глаза и тотчас же прозрел. Нимфа исчезла, а Ларс стал следить за ключом, приходить сюда для размышлений, брать воду, взамен оставлять дары.
Сейчас уровень воды в источнике упал, поэтому она уже не может подняться до маски, из которой била раньше. А легенды о целительной силе родника не совсем беспочвенны: в воде есть небольшое количество растворённого радона.
При сыне Людвига Пауле в нише над источником, ныне пустой, установили скульптуру Нарцисса, а сам источник переименовали.
Люди и сейчас приходят сюда за водой. Канистры стоят то на нижней полке детской коляски, то в сумке на колесиках или тележке.
По дороге к гроту пересекаем место, обозначенное на карте «Ньюфаундленд. Пруды».
Последняя пара деревянных мостиков переброшена через кольцевую канаву.
F* Грот (Садовник Бистерфельд, 1798).
Спускаемся вниз, к воде, и вот он, так называемый «грот».
На самом деле это просто впадина в скале, прикрытая свалившимся сверху громадным камнем.
Уж не знаю, кем придумано поверье, может, и современными экскурсоводами, но считается, что грот помогает исполнению желаний, если внутри рассказать о своих нуждах. Только предварительно надо обязательно попросить разрешения у грота войти в него.
G* Еще несколько шагов, и под высокой отвесной скалой, на огромном валуне, уже видна призрачно-белая статуя героя “Калевалы» Вяйнямёйнена со скандинавскими гуслями на коленях (современная копия, оригинал - скульптор Йоханнес Таканен, 1873 г.). Скульптура, видимо, восстановлена совсем недавно, ее еще даже нет на плане имения у входа. Мне показалось, что этот уголок – самый красивый в парке.
H Хижина отшельника. Создана в 1798 году, перестроена после 1876 года. Не сохранилась и пока не восстановлена. Отсюда дорожка уходит в лес, к ущелью Св. Николая и видовой площадке «Край света» на берегу залива.
I* Капелла Людвигсбург на острове-некрополе Людвигштайн (архитектор Чарльз Хискот Тэтам, проект 1822 года.) Белое строение на вершине темной скалы на фоне яркой зелени. Красиво. Кроме этой капеллы, считающейся мемориалом Людвигу Николаи, удивительным образом сохранившейся и недавно отреставрированной, на острове есть семейные склепы и отдельно расположенные захоронения. Ранее остров соединялся с остальной территорией паромной переправой. После нескольких актов вандализма по отношению к захоронениям на острове он был закрыт для посещения, но желающих прорваться туда во что бы то ни стало всегда хватало. Иногда остров называют «островом Мертвых», как считается, за то, что он напоминает одноименную картину Арнольда Бёклина:
J* Прибрежный храм, чаще всего именуется Храмом Нептуна. Реконструкция 1999 года постройки Мартинелли 1806 года (по другим источникам – молодого А. И. Штакеншнейдера, 1820 г).
K* Высоко на живописной гранитной скале, прозванной Левкатийской, стоит мраморный обелиск Броглио (Чарльз Хискот Тэтам, 1827 г.) Он установлен в честь погибших в войнах с французами (1805 г – Аустерлиц и 1813 - Кульм) братьях жены Пауля Николаи – Августе и Карле Броглио. Оригинальный обелиск дожил до наших дней.
L Башня Марии или Мариентурм, названная в честь Марии Федоровны, жены Павла I, была построена в восточном стиле (1780-е годы). Не сохранилась. Где-то рядом должен находиться «падающий» камень. Не этот .
M* Тосканская колонна (1804 г.) посвящена императорам Павлу I и Александру I. Поврежденная, с пустыми дырами там, где крепилась утерянная мемориальная доска, покрытая лишаем – она явно оригинальная.
N Турецкая палатка (1806). Не сохранилась.
O Пампушкинка, эффектный отрезок побережья, оформленный Паулем Николаи, сыном основателя, в качестве сюрприза для матери. (1789). Это место назвали по детскому прозвищу Пауля.
P* Чайная беседка, реконструкция 2002 г. В первоначальной планировке парка её не было.
Q* Мостик, реконструкция 2001 г постройки Мартинелли 1798 г. Мостиков уже два, близнецов-братьев.
1. Усадебный дом.
2. Флигель.
3. Музейная администрация (бывший дом управляющего).
4. Оранжереи.
5. Кафе.
6. Ледник.
7. Жилой дом.
Солнце заливало парк, редкие облачка оживляли открыточно - голубое небо. Яркая весенняя трава почти везде уже прикрыла прошлогоднюю пожухлость, большинство деревьев и кустов окуталось нежной дымкой разной степени прозрачности, ландыши разворачивали трубочки своих длинных узких листьев,
бесстрашная пташка пропрыгала у самых наших ног,
тропа то ныряла под мрачные елочные своды, то почти терялась между огромными валунами,
то пряталась в тени скалы,
то защищала гостей надежным строем старых могучих деревьев,
то выбиралась на простор.
Был понедельник, парк был почти безлюдным. Уходить ужасно не хотелось.
Как это было: http://promonrepos.fi/kartta.htm# - кликайте на цифры.
http://www.museum.ru/M269
http://monrepos.ru/ -здесь можно посмотреть фотографии парка.
http://monrepos.ru/plan/ - план парка, к сожалению, мелковат.
http://www.gardener.ru/page_1113.html
http://arhiopterikc.livejournal.com/37093.html
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7904.php - очень подробная аналитическая статья с фрагментами поэмы А.Л. Николаи «Монрепо».