Добавлю еще несколько фильмов, которые, по-моему, не упоминались:
Фабрика звезд (L'Uomo delle Stelle) Джузеппе Торнаторе (1995), в гл. ролях Серджо Кастеллито и красавица Тициана Лодато.
Плутовская трагикомедия, которую кто-то сочтет и драмой. Действие происходит в середине ХХ века на Сицилии (золотые время и место Торнаторе). И происходит оно в разных маленьких городках, по которым разъезжает герой.
По признанию Торнаторе, роль сицилийских городков часто исполняли города итальянского материкового Юга. Очень интересные места: нищие городишки, похожие на деревни, где люди годами не видели мяса, но посреди города - обязательно великолепная площадь и роскошный собор...
Итальянский народ во всем цвете местного колорита предстает одним из главных действующих лиц фильма. В фильме присутствуют исторические воспоминания о Гарибальди, мафия, захват помещичьих земель под красными флагами... Короче, это еще один великолепный фильм Торнаторе.
Рухнувшие небеса (Il cielo cade) Андреа и Антонио Фрацци (2000), в гл. роли Изабелла Росселлини.
Военная драма, которая начинается как светлая солнечная комедия, в которой мир показан глазами детей. Действие происходит во время войны в Тоскане, главным образом на вилле: главные герои богаты и счастливы. Великолепно показана природа, вилла, пасторальная жизнь, игры "господских" и деревенских детей, немного затронут быт соседнего идиллического городка, - и все это составляет разительный контраст с жестокостью нацистов, вторгающихся в этот светлый счастливый мир.
Оба фильма я лично оцениваю очень высоко.
А вот этот, несмотря на великолепные пейзажи Италии, образ Италии как Страны Счастья (вполне логичный) и присутствие Харви Кайтеля (Кейтеля) - не очень: Тени на солнце (The Shadow Dancer), Италия - Великобритания - Франция, реж. Брэд Мирман, все актеры, кроме Джанкарло Джаннини, - англоязычные. 2005 год.
Фильм сделан по лекалам "Хорошего года" и "Под солнцем Тосканы": унылый пришелец с севера, этакий человек в футляре, попадает в раздолбайское счастливое Средиземноморье, понимает, в чем счастье в жизни, духовно перерождается и обретает себя.
"Хороший год" был очарователен, в "Под солнцем Тосканы" все это было, на мой взгляд, уже несколько чересчур сладко, ну а тут просто царствует сироп (мое частное мнение) и фальшь (что еще неприятнее).
Однако Италия показана прекрасно: страна счастья, как-никак.
Лучший же (по моему мнению) кинопортрет Италии тут уже упоминался, так что просто подпишусь.
Это документальный, почти видовой фильм Иоселиани Маленький монастырь в Тоскане ( Un petit monastere en Toscane) 1988 года, в котором чудесно показаны и природа, и жизнь - сельская и монастырская, и традиции, и старина, и все то, что мы обычно так любим в Италии.