А судьба второй жены Оттона I Адельгейд похожа на занимательное приключенческое кино с хэппи-эндом .
Она была дочерью короля. Короля объединенной наконец Бургундии. Не единственным ребенком – у нее был брат Конрад. Что в таком случае могло ждать принцессу в те суровые времена? Если не найдется удачная партия – уйти в монастырь, вести спокойное, отрешенное от земных радостей существование. Если такая партия случится – быть выданной замуж, полюбить данного родителями мужа и стойко выносить его равнодушие и измены, либо не полюбить его, но все-таки попытаться изведать счастье земной любви и материнства. Пережить смерть своего супруга, а, может, и детей… И – опять монастырь… Но ей была уготована другая судьба.
Адельгейд было всего шесть лет, когда ее отец, Рудольф II, умер. Брат Конрад был еще слишком мал, чтобы защищать права на свое наследство с оружием в руках. И королевство захватил сильнейший на тот момент сосед, правивший Северной Италией Гуго Прованский. Для того чтобы придать хоть какие-то правовые основания своей экспансии, он женился на вдове Рудольфа, матери Адельгейд, королеве Берте, а своего маленького сына Лотаря обручил с Адельгейд. Что сталось бы с братом девочки Конрадом? Убили бы его по-тихому, постригли в монастырь или рискнули оставить в живых и на воле? Кто знает…
Но вмешался самый могущественный на тот момент правитель Европы, король Германии Оттон I. Когда-то его отец, Генрих Птицелов, заставил короля Рудольфа уступить ему Священное копье, согласно легенде принадлежавшее Карлу Великому. Вынудил отдать не безвозмездно, а в обмен на целый город Базель. Но все равно обладание этой драгоценной реликвией символизировало верховенство германского короля, преемственность его власти от великого императора. Поэтому у Оттона был формальный повод заступиться за малолетнего Конрада: он как бы опекал его. А Оттон, как и всякий правитель в то время, пользовался любым поводом, чтобы укрепить свою власть над все новыми территориями. Он взял Конрада на воспитание, а затем принял от него вассальную присягу, таким образом сделав подзащитного своим вассалом, и до возвращения Конрада в свою вотчину в течение пяти лет правил Бургундией. Понятно, что государи-соседи не слишком обрадовались такому повороту событий, например, французский хронист Флодоард считал, что мальчика захватили хитростью и удерживали против воли, но все вынуждены были покориться превосходящей силе.
Когда Адельгейд исполнилось 16 лет, состоялось их с Лотарем венчание. Судя по дальнейшим событиям, их отношения были довольно теплыми. Но времени для того, чтобы спокойно наслаждаться юностью и любовью под крылом свекра-короля Гуго, у нее уже не оставалось. Маркграф Ивреи, области на севере Италии, Беренгар, прославившийся своей жестокостью даже в те далеко не добрые времена, вытеснил Гуго в его Прованс. Правда, королем северной Италии остался Лотарь, муж Адельгейд, но Беренгар заставил его подписать такое соглашение, что вся реальная власть сосредоточилась у него, а титул короля стал чисто номинальным. Через 5 лет такого двоевластия Лотарь скоропостижно скончался в полном расцвете сил, и, естественно, пошли слухи, что он был отравлен по приказу Беренгара, чему весьма способствовало то, что сразу после погребения молодого короля Беренгар и его сын Адальберт были коронованы в Павии, древней столице лангобардских королей. Как и всегда в те мутные времена, это не была простая узурпация власти: нашлись у новоиспеченных королей родственные связи с итальянскими правителями. Но ведь была еще и Адельгейд, молодая вдова Лотаря, у которой было не меньше прав на престол. Она была энергична, умна, пользовалась уважением и симпатией подданных, и она не собиралась мириться с участью низложенной королевы.
И вот тут жестокий и алчный Беренгар поступил странно. Вместо того, чтобы сразу схватить опасную претендентку на престол, он ждал несколько месяцев, предварительно отобрав у нее все, вплоть до личных украшений. И только когда Адельгейд попыталась добраться до Германии в поисках помощи, она была задержана у озера Комо и посажена под стражу в крепость на севере Италии вместе с сопровождавшими ее служанкой и священником. Считается, что Беренгар хотел выдать ее замуж за своего сына Адальберта, но она наотрез отказалась входить в семью, причастную к гибели ее мужа. Некоторые же историки называют эти слухи необоснованными, поскольку в таком случае Беренгар не должен был бы обращаться с будущей невесткой так сурово, мелочно отнимая у нее украшения. Если же слухи о сватовстве не соответствуют действительности, то становится непонятным столь долгая снисходительность к конкурентке.
Но как бы то ни было, Адельгейд оказалась в плену. Судя по всему, ей там пришлось несладко: ее остригли, били кулаками и ногами и поместили со служанкой в мрачную темницу, где она и просидела 4 месяца. Но ее спутникам непостижимым образом удалось устроить побег молодой вдове, прорыв подземный ход. За ними тотчас же пустился в погоню отряд, руководимый самим Беренгаром, но Адельгейд со спутниками смогли ускользнуть. В пути беглецы прятались в лесах, пещерах и болотах, голодая, подчас без воды. Через несколько дней они была в безопасности, укрывшись у родственника Адельгейд в неприступной крепости Каносса (!! )) ).
И к Оттону I, вдовому уже три года, полетела просьба о поддержке, упавшая на благодатную почву. Что может быть более рыцарственным, чем прийти на помощь двадцатилетней вдове? И что может быть более удобным для вмешательства в дела северной Италии? Во главе представительного войска Оттон пришел в Италию, местные феодалы один за другим переходили на его сторону, а Беренгар сбежал без сопротивления.
А в октябре 951 года в Павии была отпразднована пышная свадьба. Адельгейд вновь стояла под венцом, теперь вместе с самым могущественным государем Европы, на 19 лет старше ее. Новый супруг принял корону Италии как приданое жены, а в ответ подтвердил ее права на все, что она унаследовала в Италии как вдова Лотаря, дополнительно к этому пожаловав ей обширные владения в Эльзасе, Франконии, Тюрингии, Саксонии и в землях полабских славян. Адельгейд стала богатейшей женщиной в Европе.
Считается, что этот брак по расчету, очевидному вначале, со временем осветило искреннее чувство. Адельгейд сопровождала супруга во всех итальянских походах. Почти 22 года, до самой смерти Оттона весной 973, Адельгейд была рядом с ним. Она родила ему четверых детей, двое из которых скончались в детстве, а один стал следующим императором новой империи.
Потому что в 962 году вместе с Оттоном Адельгейд была увенчана императорский короной. И с тех пор во всех документах именовалась его «соправительницей».
Да и после смерти мужа Адельгейд пользовалась большим политическим влиянием. В первые годы правления своего сына Оттона II, пока он не набрал силы и самостоятельности и пока влияние невестки Феофано не превзошло ее собственное. Даже своего первенца, девочку, императорская чета назвала в честь бабки. И никакие обиды и разногласия с сыном не смогли разрушить их теплые родственные отношения.
После смерти сына Адельгейд бок о бок с невесткой боролась за права внука, Оттона III. А когда умерла Феофано она несколько лет была регентшей при внуке. Временами она ездила отстаивать интересы империи в северной Италии, своей старой вотчине, где ее уважали и признавали королевой страны.
Умерла Адельгейд в самом конце 999 года, прожив 68 лет и пережив почти на год своего последнего ребенка, единственную дочку Матильду, настоятельницу Кведлинбургского монастыря. Она не узнала, что никакого конца света не случилось, когда наступил так пугавший всех миллениум. Зато она ушла, оставив в расцвете сил своего 20-летнего внука Оттона III, прозванного «Чудом света», не подозревая, что всего через два года он умрет от малярии, и на престол взойдет внучатый племянник ее супруга под именем Генриха II, последний король их династии.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Генрих_I_Птицелов
http://nobles.narod.ru/merov00.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Оттон_I
http://www.tainaxx.info/readarticle.php?article_id=69
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi … /index.php
http://www.tuad.nsk.ru/~history/works/HistE/v2/14.html
Отредактировано AlinaT (2008-10-29 03:01:36)