Современный город Герцлия, как нам всем прекрасно известно, находится несколько севернее Тель-Авива и назван в честь основоположника сионизма Теодора Зеева Герцля, являсь одним из престижных мест проживания в Израиле. Здесь расположены жилые комплексы посольств и районы богатых вилл. Менее известно, однако, что не смотря на то, что сам город выстроен практически на пустом месте в песках, в его окрестностях есть целый ряд довольно любопытных достопримечательностей.
Грунтовая дорога ведет мимо развалин Решефа к огромному строению с минаретом - Сидна Али. Самаритяне считают, что это место захоронения первосвященника Эли, времен судей (1 Книга Царей 2). Мусульмане называют разные имена - то ли Абу ибн Али 1081 года, то ли воина, погибшего в 1260 году. Теперешнее здание мечети отстроено в 1481 году шейхом из Назы по имени Шамс ад-Дин, который замуровал в стену черный камень правосудия. По преданию, тот, кто не мог в темноте коснуться этого камня, считался виновным.
В районе Герцлии "Бет" в песчанике пытливый путешественник может обнаружить туннель, прорубленный еще в римские времена. На территории современного города также находится курган Тель Михаль, частично раскопанный в 1977 году, в котором нашли руины множества зданий периода Второго Храма и Византии, а также керамику времен праотцев.
Немного севернее Герцлии по берегу моря - остатки бастиона Арсур или Арсуф, замка крестоносцев. Первый из известных нам городов, возникших на этом месте, был построен в шестом веке до н.э. финикийцами и назывался Решеф в честь финикийского, а также и халдейского бога огня и грома, бога огненных подземелий - (на иврите "Решеф" - вспышка). Тогда эта территория была частью ахеменидской империи персов. Кстати, в наше время, производное от того же корня было использовано и современным поселком Ришпон, находящимся неподалеку отсюда.
При раскопках этого кургана был сделан целый ряд интересных находок, включая надписи и мозаики, а также керамика и бытовые предметы еще со времен Ханаана. Исследования показывают, что поселок этот жил дарами моря, рыболовством, изготовлением красок из морских раковин. При Птолемеях городок имел смешанное население.
Во время греческой оккупации Селевкидов поселок назывался Апполония, поскольку греческая мифология, практически всегда занятая поисками аналогий между своим и языческими пантеонами, идентифицировала финикийско-халдейского Решефа с Апполоном. Использовался городок в те времена, как значимый для греков торговый и военный порт. В 80 году до нашей эры захвачен хасмонейским правителем Александром Яннаем, о чем сообщает нам Иосиф Флавий в своих "Иудейских Древностях".
После прихода римлян поселение выросло и стало небольшим городом, являвшимся частью прибрежной дороги Via Maris (с тех пор сохранились развалины большой римской виллы). В 113 году н.э. город был частично разрушен землетрясением, но быстро восстановлен. Была расширена природная гавань, использовавшаяся ещё финикийцами-мореходами, и Аполлония начала активную торговлю с метрополией и Северной Африкой.
При византийцах город именовался Сузусой и был независим. Служил столицей епископата Палестина Прима и уступал по размерам и торговому обороту лишь Кейсарии.
Кроме использования морепродуктов, эители ее занимались производством стекла, вина, и оливкового масла. На сегодня раскопана система водных резервуаров этого периода. Вплоть до прихода арабов в седьмом веке Сузуса была одним из важных самаритянских городов, имевших, впрочем, и довольно значительное христианское население.
Арабы вернули Сузусе древнее имя Решеф, лишь изменив его звучание на арабский манер - Арсуф. Арсуф был важной береговой крепостью Палестины между Яффо и Кейсарией, хорошо защищенной как с суши так и с моря, однако практически утратил свое морское и торговое значение, обеднев и уменьшившись как по площади так и по населению. В 809 году после смерти халифа Гаруна аль-Рашида самаритяне были изгнаны и города, а их синагоги - разрушены. Город окончательно пришёл в упадок.
Крестоносцы пытились овладеть им в 1099, но сумели захватить лишь в 1101 - сделал это король Болдуин Первый при помощи генуэзцев. Они сделали Арсуф (или, как он называется в некоторых европейских хрониках, Арсур) своим опорным пунктом. В 1187 году крестоносцы вынуждены были уступить Арсур арабам, но после решающей битвы между войсками Ричарда Львиное Сердце и Саладина 7 сентября 1191 года, сарацины сдались. Крепость была разрушена султаном Байбарсом 29 апреля 1265 года после месячной осады. Башни и стены Арсура были сброшены в море при помощи огромных рычагов. Они видны у берега и сейчас, запрудив бухту и делая ее непригодной для кораблей..
Сегодня на руинах Арсуфа создан национальный парк Аполлония. Раскопанная крепость крестоносцев была окружена сухим рвом, сохранились мощные стены и ворота. Арсуф имел ворота и стены, выходящие не только на побережье, но и на море, по которому крестоносцы получали подкрепления, перевозимые генуэзскими кораблями, но могли быть и атакованы византийцами или сарацинами. Внутри крепости сохранились комнаты - столовая, арсенальная с каменными ядрами для баллист, жилые и административные помещения.
Хроники крестовых походов сообщают нам подробности истории этой крепости:
"Едва Танкред в сопровождении брата Годфруа, Евстафия Булонского, прибавили к общим завоеваниям крестоносцев Наблус, сдавшийся без боя, как Годфруа известил их о неизбежности египетского вторжения. Вспомогательная армия, посланная каирским халифом на выручку Иерусалима, прибыла в Аскалон и приготовилась идти к Святому Граду. Войско Годфруа на тот момент составляло 200 рыцарей и до двух тысяч пеших воинов. Годфруа обратился за помощью к Роберту Нормандскому и Раймунду де Сен-Жилль, которые сначала отказали герцогу, посчитав, что их войска хотят использовать всего лишь для захвата нескольких крепостей. Но, узнав о реальной опасности, они без колебаний присоединились к лотарингской и фландрской армиям. Стремительный бросок армий крестоносцев обеспечил им победу над египетской армией, разбитой 12 августа 1099г. под стенами Аскалон. Латиняне тотчас же начали осаду города. Египтяне, помышлявшие о капитуляции, решили сдать Аскалон Раймунду. Однако Годфруа, потребовал, чтобы Аскалон, как город, зависимый от Иерусалима, отдали ему. Раймунд, незамедлительно снял осаду вместе с графом Фландрии и герцогом Нормандии, также недовольными Годфруадом, и передал аскалонцам, что бы они продолжали защищаться. Двинувшись на север, граф Тулузы осадил Арсуф, но в тот момент, когда город был готов капитулировать, подошел Годфруа и потребовал сдать ему этот город. И снова Раймунд предложил населению города сопротивляться и ушел. Годфруа, сочтя этот поступок изменой, вознамерился атаковать графа, но его смогли отговорить. После ухода Раймунда Годфруа продолжил осаду Арсуфа, но, не добившись сдачи, прекратил осаду. Через год, после смерти Годфруа, Балдуин принял генуэзский флот паломников. Между ними был заключен новый договор, после чего все отправились осаждать Арсуф (1101г.), который сразу капитулировал. Появившись под стенами Цезарии, франко-генуэзская армия взяла город приступом: все население было перебито, многие жители проглатывали золотые монеты и драгоценные камни; победители вспаривали животы, всем кто попадался им. Вся добыча была разделена с генуэзцами. Генуэзцам досталась чаша, ее посчитали "святым Граалем". Девятый и последний крестовый поход состоялся в 1270 году. Он был вызван успехами мамлюкского султана Бейбарса. Египтяне в 1260 году разбили монгольские войска в битве при Айн Джалуте. В 1265 году Бейбарс захватил крепости крестоносцев Кесарию и Арсуф, а в 1268 году - Яффу и Антиохию. Крестовый поход опять возглавил Людовик IX Святой, а участвовали в нем только французские рыцари. На этот раз целью крестоносцев стал Тунис. Глава Ордена слал одно за другим письма папе и европейским государям, умоляя их оказать защитникам палестинских святынь помощь.
Запад, утомленный бесперспективной борьбой с мусульманами, которые никого не трогали, был глух к этим крикам отчаяния: монархов и баронов волновали проблемы собственных государств. Надежда на помощь из-за моря слабела год от года. Положение крестоносцев продолжало ухудшаться. К 1265 г. под ударами Бейбарса тамплиеры оставили Цезарею, Сафет, Бофор и Гастен, сдали Антиохию и Арсуф."
Именно в 1265 г., после потери Арсуфа, тамплиер-трубадур Оливье выплеснул крик отчаяния, в котором бьет через край безмерная горечь.
"Гнев и боль осели в моем сердце до такой степени, что я едва смею оставаться в живых.
Ибо унизили Крест, который мы приняли в честь Того, Кто был распят на кресте.
Ни Крест, ни Закон не значат боле ничего для нас, не защищают нас от вероломных турок, да будут они прокляты Богом!
Но из того, что явствует, чудится, что в нашей гибели Богу угодно поддерживать их.
Сначала они захватили Цезарею и приступом взяли укрепленный замок Арсуф.
Ах, Господи Боже, через что прошли они, сержанты и горожане, находившиеся в стенах Арсуфа?
Увы, Восточное королевство потеряло столько, что, по правде сказать, никогда не сможет оправиться.
Не думайте, что Сирия скорбит об этом, ведь она решила и заявила совершенно открыто,
что - по возможности - ни одного христианина не останется в ее владениях.
Из монастыря Святой Марии сделают мечеть, а так как ее Сын, который должен был бы испытывать боль за это,
доволен сим грабежом, мы также вынуждены находить в этом удовольствие.
Безумен тот, кто хочет бороться против турок, поскольку Иисус Христос больше у них ничего не оспаривает.
Они победили - и они победят, что гнетет меня, - французов и татар, армян и персов.
Они знают, что ежедневно будут принижать нас, ибо Бог, некогда бдивший, спит,
а Магомет блистает мощью и заставляет блистать египетского султана.
Папа оказался весьма щедрым на прощения, (раздаваемые] французам и провансальцам,
которые помогли ему [в борьбе] против немцев. Он дает нам доказательства великого вожделения,
ибо наш крест не стоит турского креста, и кто бы ни захотел, оставляет крестовый поход ради ломбардской войны.
Наши легаты, говорю вам сие по правде, продают Бога и Его Прощение за деньги."
По приказу Бейбарса уцелевшие защитники Арсура сожгли крепость и обрушили её стены и башни в море, запрудив гавань. Поначалу мамелюки сохраняли тут сторожевой пост, однако со временем он был заброшен, занесён землёй и песками. История города, насчитывающая 18 веков, закончилась.
С 1996 года на месте Арсуфа- Арсура-Аполлонии начались обширные археологические раскопки, были найдены большие участки крепостной стены, остатки укреплений, хорошо сохранившиеся восточные ворота крепости, жилые помещения. Сейчас раскопки практически прекращены, ведутся, в основном, реставрационные и восстановительные работы на территории крепости; сам же жилой город ещё находится под землёй.
А в марте 2002 года на территории вокруг древнего города был открыт национальный парк Аполлония. Пеший маршрут, занимающий около часа, идёт вдоль городской стены эпохи крестоносцев, поворачивает на территорию бывшего города и приводит к воротам крепости. По дороге можно увидеть фундамент римской виллы второго века новой эры, византийские водосборники, остатки финикийской мастерской по добыче пурпура из раковин. Внутри крепости размечены и хорошо различимы: тройное кольцо защитных сооружений, служебные помещения: обеденный зал, кухня, кладовые, помещения для сна.
Сохранились и остатки больших, более 20 метров в диаметре полукруглых башен, в которых когда-то размещались лучники.
Сегодня Аполлония - наиболее интересная достопримечательность в районе Герцлии.