Источники информации.
https://rusacademedu.ru/pp-rao/#events
https://dzen.ru/a/ZH9ewkE_Q3On4hfu
https://dzen.ru/a/Z63JTdunEDBGj2sP
https://liveinmsk.ru/places/doma/univer … brazovania
Как всегда, хочу начать с истории, надо же разобраться кто построил особняк, когда и зачем. И вот здесь тот случай, когда информации про владельца дома очень мало.
Полностью название дома звучит так : Особняк и доходный дом М. Пайкерта — Н. С. Воробьева.
Дом принадлежал Николаю Сергеевичу Воробьёву, купцу первой гильдии, владельцу торгового дома "Братья Воробьёвы". Николай Сергеевич Воробьев был потомственный московский негоциант.
Кто забыл слово негоциант напомню - это лицо, ведшее оптовую торговлю.
В XVIII в. на месте дома 58 по Большой Полянке располагалась огромная усадьба, в исторических справках дом числится за М. Пайкертом. Видимо, это был владелец участка до Воробьевых, а может это вообще недостоверная информация.
Участок перешел к семейству Воробьевых еще в 1875 году, когда он был выкуплен отцом Николая Воробьева, Сергеем Петровичем и его братом,Дмитрием Петровичем. В последствии участок был разделён на два владения. Оба участка использовались под доходные владения. Братья состояли в купечестве с 1866 г., были совладельцами торгового дома «Воробьевы Д. и С. бр.».
Воробьевы торговали москательным товаром ( всяческой бытовой химией: красками, лаками, клеем, мылом, смазочными материалами, сапожными мазями , ядохимикатами против вредителей), торговля шла и в офисе в Старом Гостином дворе на Варварке, в здесь, дома у Серпуховской площади.
Отец Николая, Сергей Петрович Воробьев, помимо торговых дел, являлся старостой домовой церкви при Московском коммерческом училище. А дядька Дмитрий Петрович был выборным московского купечества, с 1889 г. – гласный Московской городской думы. Дмитрий Петрович также был председателем Сиротского суда, что занимался попечительством в отношении сирот и вдов (а по уставу организации возглавлять ее был должен как раз купец первой гильдии), и членом Попечительского Общества о детях лиц, сосланных в Сибирь. Представьте себе, была в Царской России такая организация, что заботилась о судьбах детей арестантов !
На территории Психиатрической клинической больницы № 1 имени Н. А. Алексеева есть часовня-памятник меценатам строительства Алексеевской больницы. На четырех гранях перечислены фамилии 86-и частных лиц и названия 4-х торговых домов, среди них и Дмитрий Петрович Воробьев. Меценатство всегда было свойственно московскому купечеству и Воробьевы не исключение.
Собственно, с кончиной отца и дядюшки наш герой стал и единоличным владельцем Торгового дома «Воробьевы Д. и С. Бр.» в Старом Гостином дворе, и этого земельного участка, на котором стояло несколько разнокалиберных построек.
Торговля шла успешно, Николай Сергеевич был состоятельным человеком, ему было даровано потомственное почетное гражданство. Как его предки, отец и дядя, Николай Сергеевич также занимался благотворительностью, известно, что он внес более 9000 тыс. рублей на строительство
Храма Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского в деревне Передоль Жуковского района Калужской области.
И вот в 1905 году Николай Воробьев решил построить новый дом , в котором он хотел не только жить, но и но и разместить здесь свою контору.
На принадлежащем ему участке на Большой Полянке он сносит существующие строения и выстраивает новый дом по проекту архитектора Леонида Стеженского.
Леонид Васильевич Стеженский ( 1868 — 1941) — русский архитектор, мастер модерна.
В 1881 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, из которого выбыл в 1890 году, не окончив полного курса.
Стеженский - один из соавторов ансамбля Марфо-Мариинской обители, автор доходного дома братьев Павловых в Трубниковском переулке, , и множества других замечательных памятников московской архитектуры.
Имел обширную архитектурную практику в Москве, работая в стиле модерн и сохраняя приверженность этому стилю вплоть до начала 1910-х годов.
А с 1914 года – штатный архитектор Покровской общины сестер милосердия.
Дом вышел красивый, удобный и не маленький. Посмотрим на главный фасад. Видим два полноценных этажа, второй этаж был жилым, там была парадная анфилада, она вдоль этого фасада, более приватные комнаты выходили окнами во двор. Первый этаж скорее всего был офисным, там была контора хозяина, возможно, что часть помещений Воробьев сдавал в аренду.
Судя по окнам, имеется большой подвал, возможно там был склад товара. И есть еще третий этаж, мезонин, с этого фасада мы видим там одно полукруглое окно, а со двора видно больше окон, я чуть позже покажу. По красной линии улицы была возведена ограда (ее фрагменты можно увидеть и сегодня по краям дома).

Архитектор Леонид Стеженский сделал фасад с тремя выступающими частями - центральным эркером и двумя фланкирующими ризалитами, все эти элементы оформив трехчастными окнами и затейливыми аттиками сверху. Фасад облицевал глазурованной плиткой-кабанчиком в два цвета.

Дом хоть и относительно невелик, но настолько ярок и столь искусно, торжественно и празднично украшен, что возникает чувство величественной постройки.
В центре фасада над трехчастным окном можно увидеть герб с инициалами владельца «НСВ».

Правда, герб не был нигде зарегистрирован и по сути являлся просто еще одним украшением, хоть и пафосным. Это всего лишь рекламный ход, потому что фамильные гербы были только у дворян, а купец Н.С. Воробьев дворянином не был, хоть и был потомственным почетным гражданином.

В лучших традициях модерна зодчий не поскупился на лепные украшения. Некрупные, но приметные цветочные узоры, готические элементы...

Справа расположен вход с арочным перспективным порталом. Окна и дверь имели характерную для модерна расстекловку. И слава богу, что в особняке еще не было "научной" реставрации и окна не успели заменить на пластиковые. Расположение входа не по центру, а сбоку тоже характерная для модерна планировка.
