Главное здание Музея Изо находится на берегу реки Исети в Историческом сквере – месте, где был заложен Екатеринбург. В музее представлены коллекции уральского чугунного литья, центром которой является уникальный Каслинский чугунный павильон, камнерезного и ювелирного искусства Урала, экспозиции русского искусства XVIII – начала XX века и отечественного искусства советского периода, а также проходят временные выставки.
В основе здания музея — одно из старейших сохранившихся зданий Екатеринбурга, построенное в 1730-х — начале 1740-х годов как госпиталь Екатеринбургского железоделательного завода, впоследствии неоднократно меняло своё предназначение и перестраивалось. Изначально состояло из четырёх корпусов, сблокированных по периметру внутреннего двора — в северо-восточной части размещался госпиталь, в северо-западной монетная экспедиция, в южной части — аптека, в юго-западной — пробирная лаборатория и меховая, тут же был заводской острог. На протяжении XIX века здание неоднократно перестаивалось.
В 1970-х годах во время реконструкции «Плотинки» здание было решено сохранить, в то время как большинство корпусов бывшего Екатеринбургского завода было снесено и на их месте был разбит Исторический сквер. В конце 1970-х годов возникла идея реконструкции и переоборудования его под музейное помещение.
9 мая 1986 года музейное здание было введено в эксплуатацию. Внутренний двор был перекрыт лёгкой кровлей. Образовавшийся проём, выходящий на набережную, ограждён стеклянной стеной. Новый просторный зал вместил в себя коллекцию уральского чугунного литья, центром которой является уникальный Каслинский чугунный павильон.
Каслинский чугунный павильон был изготовлен на Каслинском заводе по проекту Е. Е. Баумгартена в качестве выставочной витрины Кыштымского горного округа на Всемирной выставке в Париже 1900 года, по итогам которой он был удостоен гран-при по отделу горного дела и металлургии.
Павильон выполнен из чугуна в виде сооружения прямоугольной формы высотой около 5 метров с ажурными элементами на стенах и элементах каркаса. Является всемирно известным произведением каслинского чугунного литья и единственным в мире архитектурным сооружением из чугуна, хранящимся в музейной коллекции.

С 1860-х годов изделия мастеров каслинского чугунного литья регулярно демонстрировались на различных всероссийских и международных выставках. Конкуренция на международных мероприятиях была довольно высокой, поэтому организаторы российских экспозиций решили выставлять свои изделия в искусных чугунных павильонах. Первый такой павильон, выполненный по проекту А. И. Ширшова, был показан на Нижегородской выставке 1896 года. Ширшов выполнил эскиз павильона и привёз его в Кыштым, в создании деталей в течение 9 месяцев участвовали около 30 мастеровых, затраты на производство составили 3667 рублей. Павильон был выполнен в виде куба высотой со штандартом около 9 метров с ответвлениями по бокам и украшен чугунным орнаментом. Главный фасад был снабжён колоннами, поддерживавшими антаблемент павильона, углы были увенчаны торшерами. В стенах имелись ниши, в которых располагались литые чугунные скульптуры.
Предполагалось, что павильон, выставлявшийся в Нижнем Новгороде, будет использоваться далее на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Но в 1898 году организаторам уже стало известно о том, что под всю экспозицию продукции Уральских горных заводов в Париже будет отведена общая площадь в 100 квадратных саженей, что делало использование старого павильона площадью 20 квадратных саженей нерациональным. Было принято решение о создании нового более компактного павильона, который в итоге стал самым известным образцом каслинского литья, визитной карточкой Каслинского чугунолитейного завода и вошёл в историю как «каслинский чугунный павильон».

Скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия».


После высоких оценок каслинского литья на Нижегородской выставке 1896 года, а также хороших отзывов Д. И. Менделеева по итогам экспедиции 1899 года владельцы Каслинского завода преследовали цель нарастить популярность своей продукции и объёмы продаж. Поэтому было решено провести основательную подготовку к Всемирной выставке в Париже. Каслинский чугунный павильон был спроектирован для этой выставки петербургским художником и архитектором Е. Е. Баумгартеном, победившим в 1898 году в конкурсе эскизных проектов, и должен был стать выставочной витриной заводов Кыштымского горного округа, в состав которых тогда входил Каслинский чугунолитейный завод.
Создание павильона началось в 1898 году, когда Главное правление Уральских заводов получило правительственное письмо с предложением участвовать в выставке. Предпосылкой к этому стало получение каслинскими мастерами золотой медали на Стокгольмской выставке, закончившейся за несколько месяцев до этого. Размещение заказа на проектирование павильона осуществлял В. Г. Дружинин, поверенный по делам заводов своей матери О. П. Дружининой, совладелицы заводов Кыштымского горного округа. Дружинин описал Е. Е. Баумгартену общую архитектурную концепцию будущего павильона — в проектном задании были указаны основные конструктивные параметры, учитывавшие сокращённую выставочную площадь, а также требование максимальной естественной освещённости Выполнение скульптурных элементов будущей композиции Баумгартен поручил М. Л. Диллон.


Можно зайти внутрь.

В конце 1898 года В. Г. Дружинин прислал проектные чертежи и рисунки Е. Е. Баумгартена в Касли. Сначала рисунки элементов конструкции переносились на дерево и шлифовались, потом по деревянным моделям создавались формы, затем в формы заливался чугун. К лету 1899 года около 3000 чугунных деталей павильона были отлиты на Каслинском заводе. Детали соединялись между собой в крупные блоки, крепившиеся штифтами к деревянным рамам каркаса сооружения. Павильон собирали и разбирали несколько раз, исправляя недочёты и совершенствуя его конструкцию и деревянный помост. К концу 1899 года основные работы по созданию павильона были завершены.



В Париж конструкцию привезли в разобранном виде. На выставке павильон экспонировался в здании отдела горного дела и металлургии вместе с чугунной скульптурой «Россия» Н. А. Лаверецкого, отлитой для Нижегородской выставки 1896 года и олицетворявшей женщину-воина в древнерусских доспехах с мечом в руке, которая стояла при входе. На выставке в павильоне экспонировались около 1,5 тысяч лучших образцов литых изделий, в том числе скульптуры, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, а также письменные приборы.


В Париже павильон получил самую высокую оценку за качество монументально-декоративного художественного литья — гран-при «Хрустальный глобус» и Большую золотую медаль выставки в классе «Приготовление металлических изделий» в отделе горного дела и металлургии. Президент Франции Эмиль Лубе, посетивший выставку, выразил желание приобрести павильон со всеми экспонатами, включая скульптуру «Россия», за 2 млн рублей. Управляющий кыштымскими заводами П. М. Карпинский согласился на условия покупателей, но отказался продать символизировавшую русскую державу скульптуру: «„Россия“ не продаётся!». В итоге сделка не состоялась, и после окончания выставки павильон разобрали на детали и отправили обратно на Урал, свалив их на заводском дворе как металлолом.

Долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале дома управляющего заводом в Каслях.
В 1921 году директор Каслинского завода Н. Ф. Захаров распорядился переплавить части павильона для выпуска бытовой продукции. Мастера Каслинского завода отправили в Уральский обком письмо с просьбой о сохранении Каслинского павильона как произведения искусства. К тому времени большая часть деталей павильона была переплавлена.
Поскольку значительная часть деталей и конструкций павильона была утрачена, памятник искусства нуждался в реставрации.
В 1949 году сотрудники Свердловской картинной галереи обратились к руководству Каслинского завода с просьбой о помощи в восстановлении павильона. Работа по восстановлению павильона началась лишь в 1957 году.
13 мая 1957 года в Касли были доставлены 26 ящиков с 529 деталями павильона, 20 мая того же года — ещё 18 ящиков с 348 деталями. Были воссозданы по сохранившимся фотографиям недостающие части павильона. Из-за отсутствия исходных чертежей и эскизов в ходе подгонки детали неоднократно переделывались, павильон сначала собирали на Каслинском заводе на деревянном каркасе, а затем в разобранном виде перевезли в Свердловск, где сборка также производилась с использованием деревянных лесов. Скульптура «Россия» также подверглась реставрации — в 1958 году заново были отлиты меч, корона, скипетр и держава. 3 мая 1958 года в одном из залов Свердловской картинной галереи состоялось открытие восстановленного каслинского чугунного павильона.
В 1985 году Свердловская картинная галерея была реорганизована в Музей изобразительных искусств, которому было выделено новое здание по адресу пер. Воеводина, 5. В центральном зале выделенного корпуса был сооружён гранитный подиум, выдерживающий нагрузку в 20 т. Павильон вновь был разобран и перевезён в новое здание, что позволило смонтировать все декоративные элементы и обеспечить круговой обзор всего сооружения. Открытие экспозиции состоялось 9 июня 1986 года. В июле 1986 года на Каслинском заводе были вновь отлиты ажурные детали навершия и штандарты, установка которых состоялась в августе того же года.
В 2010 году златошвеи Ново-Тихвинского женского монастыря воссоздали исторический облик бархатного балдахина, венчающего центральный вход павильона. Бархат был расшит изображениями торговой марки Кыштымского горного округа.
Отредактировано Loconte (2025-09-26 16:49:48)