8 июля. Вторник. 1-й день.
Заселились в 14 час, , затарились едой и пошли гулять. Прогноз вроде был без дождя и даже с переменной облачностью, но на самом деле было все в темных тучах, без просветов, с очень сильным ветром. За все мои предыдущие поездки на такой сильный ветер я не попадала. Одели все теплое, что было , взяв зонты и дождевики отправились в путь. Цель была пройти пешком от дома на Кирочной 27 до музея Артмуза на Васильевском острове.
По пути снимала немного - отдельные дома, какие-то виды , чтобы обозначить наш путь.
Обратила внимание, что на Кирочной да и в других местах много домов в состоянии реставрации и завешаны строительными сетками. Это нужно делать, красоту города надо сохранять.
Первый дом, который захотелось снять - Доходный дом М.М. Верховского - А.П. Мещерского (Кирочная 22)
В 1836 г. на участке был построен деревянный особняк для жены статского советника барона Штакельберга. В 1849 г. был выстроен каменный дом В. И. Захарова (арх. А. М. Куци). В этом доме жил в 1860-е - 1880-е гг архитектор Владислав Павлович Львов
В 1911 г. на месте прежнего здания началось строительство нового. Изначально заказчиком дома был подполковник, преподаватель Александровской военно-юридической академии М. М. Верховский, однако еще в ходе строительства дом переходит к известному промышленнику Алексею Павловичу Мещерскому.
Авторами этого нового дома были известные архитекторы эпохи модерна В. В, Шауб и И. А. Претро.

Фасад здания выполнен в стиле модерн с применением неоклассических деталей. До второго этажа стены облицованы гранитной "шубой", выше - белым кирпичом-"кабанчиком".
Однако, поскольку в этот период в моду уже входит неоклассика, черты этого стиля (симметрия, классические детали декора) также хорошо заметны в этом здании.

Алексей Павлович Мещерский (1867—1938) — российский банкир и промышленник, один из владельцев и директор-распорядитель Сормовского и Коломенского (1902—1918 гг.) заводов, объединивший их в трест «Коломна-Сормово». Его называют «русским Фордом».

А.П. Мещерский окончил военный корпус в Москве, затем Санкт-Петербургский горный институт в 1890. После получения образования работал на уральском Богословском горном заводе, затем на Коломенском машиностроительном заводе инженером. В 1896 г. Мещерский переходит старшим инженером Сормовского завода. С приходом Мещерского завод был полностью модернизирован, отношения с рабочими были построены по западному образцу (корпоративный дух в сочетании со строгой дисциплиной). Во время революции 1905 г. он сумел перевести конфликт в Сормово в переговорное русло. Коллежский советник (1904), статский советник (1913). Член правлений и директор-распорядитель акционерного общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово», общества Коломенского машиностроительного завода, Белорецких железоделательных заводов, член правлений Выксунских горных заводов, Русского судостроительного акционерного общества, общества механических заводов Бромлей, «Шестерня-Цитроен», «Океан» и других крупных предприятий. Организатор концерна «Коломна—Сормово» (1913), один из организаторов и директоров Международного коммерческого банка в Петербурге.
Из воспоминаний дочери Алексея Павловича, Н.А. Кривошеиной (Мещерской):
"В 1912 г. отец построил большой доходный дом No22 по Кирочной улице, и зимой 1914 г. мы в него переехали, в квартиру, которая занимала полтора этажа, с внутренней лестницей.
У нас, была большая биллиардная комната, где стоял отличный светлого дерева английский биллиард, а вдоль одной стены шли высокие, светлые, со спинкой скамьи. Играли все охотно - в пятнадцать шаров, и эта комната была центром домашней вечерней жизни, так как в войну не полагалось ни танцевать, ни устраивать домашние концерты - никаких внешних проявлений веселья у нас дома не допускалось, и даже в большом зале зажигалось только одно бра и по вечерам царила полутьма".
В этой квартире бывало множество известных в то время людей, в том числе композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Нина Алексеевна вспоминает: «Наконец в начале февраля мы вернулись в Петербург в новый дом и успели прихватить конец бешеного и развеселого светского сезона 1913-1914 годов. Появился снова и Прокофьев <…>; он приходил довольно часто и вот, как-то уж весной сам предложил давать мне уроки музыки».
А.П. Мещерский ушёл из семьи в феврале 1917 году, оставив дом на Кирочной улице своей бывшей жене Вере Николаевне и дочерям. Сам он переехал в Москву с молодой возлюбленной Еленой Гревс – женой известного столичного нотариуса.
Прежняя семья осталась в Петрограде.
Из воспоминаний Н.А. Кривошеиной (Мещерской), вот так она описывает вечер 25 октября 1917:
"Мне еще ни разу не приходилось одной ночью оказаться на улице, хоть бы и на своей Кирочной. Шла все быстрее; внезапно вдоль улицы с грохотом просвистело шесть выстрелов. Это что ж, в меня стреляют?
- Да никого другого и нет. Я не выдержала, и сколько было сил побежала, хотя сперва решила, что ни за что не побегу, что не надо показывать (кому собственно?), что так страшно. Наконец добежала до дома: к счастью, вход во двор был открыт, и я влетела под своды дома. Черная лестница была тускло освещена, я пробежала восемь или десять ступенек до нашей квартиры, и мне сразу открыли".
После Октябрьской революции В. И. Ленин начал переговоры с рядом крупных промышленников о создании смешанных государственно-капиталистических трестов. В ноябре 1917 года подобные переговоры стали вести и с Мещерским: на базе объединённых коломенско-сормовских заводов Ленин предлагал создать трест «Национальное общество», куда бы также вошли другие крупные металлургические и машиностроительные заводы и ряд угольных шахт. Мещерский представил несколько проектов создания треста, однако все они предполагали сведение к минимуму роли государства в управлении предприятиями и сохранение за собственниками большей части основного капитала. Все проекты были Лениным отвергнуты — он называл Мещерского «архижуликом». В апреле 1918 года президиум ВСНХ принял решение переговоры прекратить, а заводы национализировать. Мещерского тут же арестовали и поместили в «Бутырки».
В октябре 1918г. Мещерского выпустили из тюрьмы. Алексей Павлович вместе с гражданской женой спешно покинул Москву и отправился сначала в Петроград, а затем нелегально перешёл финскую границу.
Умер Мещерский в 1938г, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Дочь Нина Алексеевна Кривошеина (урождённая Мещерская), чьи воспоминания я привела выше, после революции ушла в Финляндию по льду Финского залива. В 1948 году возвратилась в СССР, пережила арест мужа и сына. В 1974 году снова эмигрировала в Париж, где написала воспоминания «Четыре трети нашей жизни», одну из интереснейших книг о русской эмиграции. У Алексея Мещерского был брат Александр , он имел агрономическое образование, а также был литератором. Расстрелян в 1937г.
Вот , казалось бы, просто дом, а сколько за ним стоит историй...
До настоящего времени здание сохранило архитектурно-художественное решение фасадов, историческое объемно-пространственное решение. Сохранилась также комплексная декоративно-художественная отделка некоторых помещений, в том числе парадных лестниц.
Сегодня здание используется по своему первоначальному назначению как многоквартирный жилой дом.
Одна из квартир на 2-ом этаже сохранила часть декора, его можно увидеть на фото агенств недвижимости, похоже, что это и есть квартира Мещерских.
