Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » И снова Петербург и пригороды с мужем. Июль 2025г.


И снова Петербург и пригороды с мужем. Июль 2025г.

Сообщений 11 страница 20 из 24

11

Покажу , где мы жили.
Номер 1 - это наш дом по адресу Кирочная 27, как видите, метро "Чернышевская" близко.
А под номером 2 - особняк Нейдгарта, где мы с подругой жили в марте. Номер 3 - это уже Таврический парк. В целом, район очень приятный.

https://i.postimg.cc/sx0s1dy7/000.jpg

Квартира - подъезд вход со двора, окна во двор, очень тихо. Заселение было бесконтактное. Хозяйка всегда на связи.

2-й этаж. Прихожая вытянутая и узкая, но зрительно ее расширили за счет зеркал с двух сторон. В прихожей есть стенной шкаф. Вход в санузел из прихожей.

https://i.postimg.cc/05t8Vmmj/001-IMG-20250708-140401.jpg

Комната  большая, потолки высокие, два окна. Два журнальных столика, письменный угловой стол, тумбочка, комод, два кресла, большой телевизор.

https://i.postimg.cc/MKvzNTbD/002-IMG-20250708-140528.jpg

https://i.postimg.cc/Cx8SMQ2n/002-IMG-20250708-140234.jpg

https://i.postimg.cc/xTh9226S/003-IMG-20250708-140244.jpg

https://i.postimg.cc/MG8xnYkP/004-IMG-20250708-140248.jpg

https://i.postimg.cc/3R8TBJx2/005-IMG-20250708-140303.jpg

Напротив разложенного дивана стенной шкаф, там вешалки, запасные подушки, одеяла , гладильная доска и тп.

https://i.postimg.cc/R0QmKn4M/006-IMG-20250708-140313.jpg

https://i.postimg.cc/SRjbBT8s/007-IMG-20250708-135720.jpg

Из комнаты вход в кухню, и прихожая, и кухня имеют двери. То есть это полноценная однушка,  не студия. На кухне все есть. Два окна, большой холодильник, микроволновка, кастрюли, чайник. Была соль, пакетики чая, растительное масло.

https://i.postimg.cc/qR1dZVNS/009-IMG-20250708-140414.jpg

На стене еще зеркало, а в простенке между двух окон еще один телевизор, но мы его и не включали.

https://i.postimg.cc/VvTPmqBF/010-IMG-20250708-140418.jpg

Плита газовая.

https://i.postimg.cc/L40ptSKZ/012-IMG-20250708-140512.jpg

Санузел просторный

https://i.postimg.cc/SN2pVPk1/013-IMG-20250708-140349.jpg https://i.postimg.cc/sDkCLJ2j/014-IMG-20250708-140354.jpg

Потолок санузла

https://i.postimg.cc/qv2HHCt8/015-IMG-20250708-140358.jpg

Что особенно понравилось в этой квартире - это работа водонагревателя. Обычно во всех квартирах с водонагревателями  проблема установить стабильную температуру, то идет кипяток, то холодная. Здесь нужная температура держалась идеально !

В окрестностях дома и метро"Чернышевская" много кафе, в доме Бака есть"Пятерочка", там и закупали все нужное для еды.

0

12

8 июля. Вторник.  1-й день.

Заселились в 14 час, , затарились едой и пошли гулять. Прогноз вроде был без дождя и даже с переменной облачностью, но на самом деле было все в темных тучах, без просветов, с очень сильным ветром. За все мои предыдущие поездки на такой сильный ветер я не попадала. Одели все теплое, что было , взяв зонты и дождевики отправились в путь. Цель была пройти пешком от дома на Кирочной 27 до музея Артмуза на Васильевском острове.
По пути снимала немного  - отдельные дома, какие-то виды , чтобы обозначить наш путь.

Обратила внимание, что на Кирочной да и в других местах много домов  в состоянии реставрации и завешаны строительными сетками. Это нужно делать, красоту города надо сохранять.

Первый дом, который захотелось снять - Доходный дом М.М. Верховского - А.П. Мещерского (Кирочная 22)

В 1836 г. на участке был построен деревянный особняк для жены статского советника барона Штакельберга.  В 1849 г. был выстроен каменный дом В. И. Захарова (арх. А. М. Куци). В этом доме жил в 1860-е - 1880-е гг  архитектор Владислав Павлович Львов
В 1911 г. на месте прежнего здания началось строительство нового. Изначально заказчиком дома был подполковник, преподаватель Александровской военно-юридической академии М. М. Верховский, однако еще в ходе строительства дом переходит к известному промышленнику Алексею Павловичу Мещерскому. 
Авторами этого нового дома  были известные архитекторы эпохи модерна В. В, Шауб и И. А. Претро.

https://i.postimg.cc/7LJm437M/016-IMG-20250708-153417.jpg

Фасад здания выполнен в стиле модерн с применением неоклассических деталей. До второго этажа стены облицованы гранитной "шубой", выше - белым кирпичом-"кабанчиком".
Однако, поскольку в этот период в моду уже входит неоклассика, черты этого стиля (симметрия, классические детали декора) также хорошо заметны в этом здании.
https://i.postimg.cc/3Rg143tk/017-IMG-20250708-153422.jpg

Алексей Павлович Мещерский (1867—1938) — российский банкир и промышленник, один из владельцев и директор-распорядитель Сормовского и Коломенского (1902—1918 гг.) заводов, объединивший их в трест «Коломна-Сормово». Его называют «русским Фордом».

https://i.postimg.cc/50cp2XSc/017-Aleksei-Mechersky.jpg

А.П. Мещерский окончил военный корпус в Москве, затем Санкт-Петербургский горный институт в 1890. После получения образования работал на уральском Богословском горном заводе, затем на Коломенском машиностроительном заводе инженером. В 1896 г. Мещерский переходит старшим инженером Сормовского завода. С приходом Мещерского завод был полностью модернизирован, отношения с рабочими были построены по западному образцу (корпоративный дух в сочетании со строгой дисциплиной). Во время революции 1905 г. он сумел перевести конфликт в Сормово в переговорное русло.  Коллежский советник (1904), статский советник (1913). Член правлений и директор-распорядитель акционерного общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово», общества Коломенского машиностроительного завода, Белорецких железоделательных заводов, член правлений Выксунских горных заводов, Русского судостроительного акционерного общества, общества механических заводов Бромлей, «Шестерня-Цитроен», «Океан» и других крупных предприятий. Организатор концерна «Коломна—Сормово» (1913), один из организаторов и директоров Международного коммерческого банка в Петербурге.

Из воспоминаний дочери Алексея Павловича,  Н.А. Кривошеиной (Мещерской):

"В 1912 г. отец построил большой доходный дом No22 по Кирочной улице, и зимой  1914 г. мы  в него переехали,  в квартиру,  которая занимала полтора этажа, с внутренней лестницей.
У  нас,  была большая биллиардная комната,  где  стоял отличный светлого  дерева  английский  биллиард, а вдоль одной стены шли высокие, светлые, со спинкой скамьи. Играли все охотно - в пятнадцать шаров, и эта комната была  центром домашней вечерней жизни, так как в войну не полагалось ни танцевать, ни устраивать  домашние концерты - никаких внешних проявлений веселья у нас дома не допускалось, и даже в большом зале зажигалось только  одно бра и по вечерам царила полутьма".

В этой квартире бывало множество известных в то время людей, в том числе композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Нина Алексеевна вспоминает: «Наконец в начале февраля мы вернулись в Петербург в новый дом и успели прихватить конец бешеного и развеселого светского сезона 1913-1914 годов. Появился снова и Прокофьев <…>; он приходил довольно часто и вот, как-то уж весной сам предложил давать мне уроки музыки».

А.П. Мещерский ушёл из семьи в феврале  1917 году, оставив дом на Кирочной улице своей бывшей жене Вере Николаевне и дочерям. Сам он переехал в Москву с молодой возлюбленной Еленой Гревс – женой известного столичного нотариуса.
Прежняя семья осталась в Петрограде.

Из воспоминаний Н.А. Кривошеиной (Мещерской), вот так она описывает вечер 25 октября 1917:
"Мне еще ни разу не приходилось одной ночью оказаться на улице, хоть бы и на своей Кирочной. Шла все быстрее; внезапно вдоль улицы с грохотом просвистело шесть выстрелов. Это что ж, в меня стреляют?
-  Да никого другого и нет. Я не выдержала, и сколько было сил побежала, хотя сперва решила, что ни за что не побегу, что не надо показывать (кому собственно?), что так страшно. Наконец добежала до дома: к счастью, вход во двор был открыт, и я влетела под своды дома. Черная лестница была тускло освещена, я пробежала восемь или десять ступенек до нашей квартиры, и мне сразу открыли".

После Октябрьской революции В. И. Ленин начал переговоры с рядом крупных промышленников о создании смешанных государственно-капиталистических трестов. В ноябре 1917 года подобные переговоры стали вести и с Мещерским: на базе объединённых коломенско-сормовских заводов Ленин предлагал создать трест «Национальное общество», куда бы также вошли другие крупные металлургические и машиностроительные заводы и ряд угольных шахт. Мещерский представил несколько проектов создания треста, однако все они предполагали сведение к минимуму роли государства в управлении предприятиями и сохранение за собственниками большей части основного капитала. Все проекты были Лениным отвергнуты — он называл Мещерского «архижуликом». В апреле 1918 года президиум ВСНХ принял решение переговоры прекратить, а заводы национализировать. Мещерского тут же арестовали и поместили в «Бутырки».

В октябре 1918г. Мещерского выпустили из тюрьмы. Алексей Павлович вместе с гражданской женой спешно покинул Москву и отправился сначала в Петроград, а затем нелегально перешёл финскую границу.
Умер Мещерский в 1938г, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Дочь  Нина Алексеевна Кривошеина (урождённая Мещерская), чьи воспоминания я привела выше, после революции ушла в Финляндию по льду Финского залива. В 1948 году возвратилась в СССР, пережила арест мужа и сына. В 1974 году снова эмигрировала в Париж, где написала воспоминания «Четыре трети нашей жизни», одну из интереснейших книг о русской эмиграции. У Алексея Мещерского был брат Александр , он  имел агрономическое образование, а также был литератором. Расстрелян в 1937г.
Вот , казалось бы, просто дом, а сколько за ним стоит историй...

До настоящего времени здание сохранило архитектурно-художественное решение фасадов, историческое объемно-пространственное решение. Сохранилась также комплексная декоративно-художественная отделка некоторых помещений, в том числе парадных лестниц.
Сегодня здание используется по своему первоначальному назначению как многоквартирный жилой дом.
Одна из квартир на 2-ом этаже  сохранила часть декора, его можно увидеть на фото агенств недвижимости, похоже, что это и есть  квартира Мещерских.

https://i.postimg.cc/sxTp7x7g/017.jpg

0

13

Лена ГМ написал(а):

Одна из квартир на 2-ом этаже  сохранила часть декора, его можно увидеть на фото агенств недвижимости, похоже, что это и есть  квартира Мещерских.

А я и не видела эту фотку!

0

14

Ксения написал(а):

А я и не видела эту фотку!

Фотографий , сделанных внутри этого дома, немало. Лестницы, балюстрады, окна...Многое сохранилось.

Дальше мы дошли до Спасо-Преображенского собора, его не снимала, он был у меня в другой поездке, дойдет и до него очередь,  зато сняла большой красивый дом на углу возле собора - это Доходный дом А.Д. Мурузи. Мимо этого дома ходила и в предыдущие поездки,  но там до него время еще не дошло, поэтому  добавила фото из раннего.

Информация отсюда :
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом_Мурузи
https://dzen.ru/a/ZfhTjEglqB4AQJs0

Дом, построенный во второй половине XIX века, стоит на пересечении трех улиц: Пестеля, Короленко и Литейного проспекта. Это здание до сих пор называют по имени заказчика и первого владельца — князя Александра Мурузи.
До 1870-х годов на месте дома Мурузи располагалось деревянное здание, которое в начале века принадлежало сенатору, дипломату и путешественнику Николаю Резанову. Да-да, тот самый, про которого "Юнона и Авось".
В 1848-50 годах домом Резанова владел князь Кочубей.

Затем состоятельный князь Александр Дмитриевич  Мурузи купил участок, и началось строительство доходного дома с квартирами для сдачи в аренду. Возвели его в 1877 году.
Князь Александр Мурузи -внук правителя Молдавии и сын турецкого дипломата. Отец Александра Дмитриевича был посажен в Стамбуле на кол, и вдова с семейством переехала в Петербург.
Архитектор Алексей Серебряков при разработке проекта обратился к восточным традициям. Вероятно, именно происхождение заказчика повлияло на выбор архитектурных решений. К тому же во второй половине XIX века в моду вошел неомавританский стиль с обилием арок, высоких колонн, куполов, орнаментов и других элементов исламского и испанского зодчества Средних веков.

https://i.postimg.cc/9fWQSJHk/018-IMG-20250708-154045.jpg

Фасад пятиэтажного дома украсили окна с арками в форме подков, изящные перила на балконах, тонкие терракотовые колонны и ниши, а также арабески — восточные орнаменты из геометрических и растительных элементов. Два подъезда отделали фризами — горизонтальными лентами с узором из арабской вязи.
Дом Мурузи стал настоящим архитектурным и техническим новшеством для Петербурга. В нем организовали водопровод, электричество и центральное водяное отопление: в то время в многоквартирных домах оно встречалось редко. Отопительные трубы шли от котла в подвале, их проложили в квартиры для состоятельных жильцов второго и третьего этажей. На верхних этажах находились комнаты меньше и дешевле — в них стояли печки, которые постояльцы топили дровами.

https://i.postimg.cc/mg49L3GY/018-IMG-20220825-171247.jpg

В доме Мурузи было все необходимое для комфортной жизни. На первом этаже располагались магазины, в них продавали живые цветы, табак и сладости из разных городов России. Для жильцов построили прачечную, зимний сад и общую курительную комнату.
Всего в доме было 57 квартир, к ним вели пять парадных лестниц, покрытых коврами. На нижних этажах располагались помещения для состоятельных жильцов с интерьерами в восточном стиле. Украшением комнат служили скульптуры, позолоченная лепнина на потолках, живописные плафоны. Стены обили штофом — тканью с крупным рисунком.
https://i.postimg.cc/8crpWYL7/019-IMG-20250708-154107.jpg

Самой большой по площади и богатой по убранству была квартира хозяина дома Александра Мурузи на втором этаже. Парадный вход в комнаты располагался со стороны Литейного проспекта, от него мраморная лестница вела к большому залу с фонтаном. Своды этого зала поддерживали 24 небольшие мраморные колонны, он напоминал мавританский  дворик. Число комнат во всей квартире в разное время составляло от 20 до 26. В них находились отделанные мрамором и дубом камины, стены украшали резьба и росписи.
На сайтах https://www.citywalls.ru/house2311.html и   https://erta56.ru/interiors/dom-muruzi-intereryесть плохенькие фото, фрагментарно показывающие  этот дворик и лестницу, то есть что-то сохранилось, но увидеть это невозможно

Вот архивные фото

https://i.postimg.cc/0Qj25jQd/019.jpg

https://i.postimg.cc/7LmZy0xZ/019.jpg

https://i.postimg.cc/k4HM2CRr/019.jpg

А это кто-то смог снять в наше время

https://i.postimg.cc/1RL6ThCY/019.jpg

https://i.postimg.cc/3rymnJBv/019.jpg

https://i.postimg.cc/7b8xNNNm/019.jpg

https://i.postimg.cc/4NVtRLj4/019.jpg

На постройку дома князь потратил значительную часть своего состояния, но прожил он здесь всего несколько лет и скончался в 1880 году. Спустя десять лет его супруга продала дом.
Новым владельцем стал военный инженер Оскар Рейн. Несмотря на смену собственника, строение по-прежнему называли по имени первого хозяина — домом Мурузи. Рейн владел зданием вплоть до революции 1917 года.
История дома Мурузи тесно связана с русской литературой: здесь жили поэты и писатели, собирались участники творческих объединений. В конце 1870-х в одной из квартир поселился Николай Лесков. В доме Мурузи он работал над повестью «Левша». Почти четверть века здесь занимали несколько комнат литературный критик и переводчик Дмитрий Мережковский и его жена, поэтесса Зинаида Гиппиус. Квартира супругов стала литературным салоном, в ней собирались молодые поэты-символисты. Здесь часто бывали Александр Блок и Андрей Белый. Мережковский и Гиппиус жили на Литейном проспекте до 1912 года.

Николай Гумилев в 1911 году организовал объединение «Цех поэтов». Участники собирались в доме Мурузи, в частной библиотеке, которая принадлежала матери поэта Владимира Пяста. На собраниях бывали Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Здесь читали стихи, говорили о литературе и искусстве.
После революции в здании разместился партийный районный комитет, затем — студия молодых переводчиков при издательстве «Всемирная литература». Вскоре доходный дом Мурузи, как и многие в городе, отдали под коммунальные квартиры с общими кухнями и санузлами.
Несколько десятков лет с детства 1920-х годов в доме жил в квартире 33 советский и российский писатель Даниил Гранин .
В середине 1950-х в доме на Литейном проспекте дали комнату отцу Иосифа Бродского — военному фотохудожнику и журналисту Александру Бродскому. В 1955 году он въехал туда вместе с женой и сыном. Иосиф Бродский жил здесь вплоть до эмиграции в 1972 году. В очерке «Полторы комнаты» он вспоминал о том времени:
Здание представляло собой один из громадных брикетов в так называемом мавританском стиле, характерном для Северной Европы начала века. …Оно стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга того времени, и Ахматова однажды рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо.
О самой комнате, которую занимал Бродский, он писал, что «эти десять квадратных метров были моими, и это были самые лучшие десять квадратных метров, которые я когда-либо знал». В квартире поэта сегодня находится мемориальный музей Бродского «Полторы комнаты». В нем пока еще не побывала, но про дом. как видите, решила уже рассказать.

0

15

Лена ГМ написал(а):

Доходный дом А.Д. Мурузи

Очень мне нравится этот дом! Спасибо за историю владельцев!

Лена ГМ написал(а):

Вот архивные фото

Прелесть какая, как выдержан мавританский стиль!

0

16

Лена, еще и еще раз - БРАВО за рассказ!

0

17

Елена, большая благодарность за систематизацию ваших поездок в Петербург.
Безусловно, эта систематизация  пригодится не только вам, но и другим туристам. Во-первых, при составлении планов поездок, во-вторых, если они захотят подробнее узнать о каком-то объекте.
Если захочу посетить город, то конечно изучу ваши рассказы
Пока у меня планирование такое, есть список "Посмотреть в Петербурге". который время от времени пополняется.

0

18

Юрий, я сделала такой перечень, чтобы самой не запутаться. Ну и кому-то точно пригодится.

По диагонали от дома Мурузи еще один очень эффектный дом , его адрес Литейный проспект21/ул. Пестеля 14.Это Доходный дом Косиковского -  А. М. Тупикова

https://i.postimg.cc/3JckdhNH/020-IMG-20250708-154346.jpg

В 1834 г. участок принадлежал статскому советнику Геслеру и его детям. К этому времени здесь стоял двухэтажный дом с фасадом, вытянувшимся вдоль Литейного проспекта. В 1847 г. дом, принадлежал провинциальному секретарю Косиковскому и был надстроен на два этажа.
В 1876 - 1877 гг. этот дом, принадлежавший на тот момент потомственному почетному гражданину А. М. Тупикову был перестроен. Архитектор  Ю. О. Дютель, расширил стоявшее здесь ранее здание и изменил его внешний вид. Окна исходной постройки, прямоугольные на первых двух этажах и с полуциркульными завершениями на верхних этажах, не были изменены, пристройка повторяет этот ритм.
Центр и края фасадов выделены сложными композициями, в декоре использовано, согласно историку архитектуры ,А. Л. Пунину, «безудержное нагромождение арочек, колонок, шатриков, зубчиков, розеток, скомпилированных из элементов романского стиля, мавританской и древнерусской архитектуры». 28 кронштейнов фасадных колонн выполнены в форме дракончиков, эркеры венчают шатры с распустившими хвост павлинами.

https://i.postimg.cc/DZnZtyj1/021-IMG-20250708-154351.jpg https://i.postimg.cc/VNy5WFXG/022-IMG-20250708-154441.jpg

https://i.postimg.cc/y83kRG33/023-IMG-20250708-154444.jpg

Часть оформления была придумана по ходу строительства, так как отсутствовала в изначальном проекте, предположительно это было вызвано желанием затмить декор дома Мурузи.
В ноябре 1890 года дом пострадал при сильном, длившемся два дня пожаре, начавшемся из-за дров в подвале.
В 1906 году в доме располагалось издательство «Былое», в 1920-х годах — издательство «Колос». Со стороны улицы Пестеля в 1968 году была установлена мемориальная доска в честь того, что в доме в 1927—1938 годах жил С. Я. Маршак
Согласно воспоминаниям историка Даниила Аля, парадная здания была украшена колоннами, и в ней стоял неработающий гидравлический лифт; позднее при капремонте она была заложена и превращена в окно. Предположительно эта парадная фигурирует в стихотворении Маршака «Мистер Твистер» как «Улица Пестеля, первый подъезд».

https://i.postimg.cc/wBhMfsV6/024-IMG-20250708-154353.jpg

Если войти во двор этого дома черед арку со стороны улицы Пестеля, то слева на стене можно увидеть объект стрит-арта, это распечатка -наклейка «Притяжение петербургского колодца» .
Это граффити  (условно граффити) позволяет посмотреть на мир по-другому: облупившаяся штукатурка открывает разноцветные кирпичи, на стенах дома расцветают цветы, в небе плывут белоснежные корабли, а на фоне окон призрачной тенью виднеется Медный всадник.

https://i.postimg.cc/pTCTxb44/023.jpg

0

19

Лена ГМ написал(а):

распечатка -наклейка «Притяжение петербургского колодца»

Очень позитивный колодец.  ;)

0

20

Следующий дом на ул. Пестеля, который невозможно обойти вниманием - это Доходный дом Я. В. Ратькова-Рожнова.   Дом очень большой, с парадной аркой, с интересным курдонером. В предыдущие поездки нам довдилось ходить мимо этого дома не раз, я и тогда делала фото, поэтому сейчас объединяю их.

https://i.postimg.cc/rwzRYjPZ/024.jpg

Адрес дома - улица Пестеля, д. 13-15. Двойной номер 13-15, потому что занимает два прежних владения. 
В 1830-х гг. в левой части участка стоял двухэтажный особняк графини Н.В.Строгановой, дочери В.П.Кочубея, которой Пушкин посвятил несколько строк в заключительной главе "Евгения Онегина". После трагической дуэли она была одной из немногих в высшем свете, кто отстаивал доброе имя поэта. В 1848 г. ее брат В.В.Кочубей купил на этой же улице последний дом по нечетной стороне, у Преображенской пл.. Там хранилась его крупнейшая в России частная нумизматическая коллекция. Оба эти дома не сохранились: они разделили судьбу многих дворянских особняков, уступивших место доходным домам капиталистической эпохи.

В 1898 г. участки №13 и №15 приобрел крупнейший петербургский домовладелец  В.Я.Ратьков-Рожнов, занимавший в течение ряда лет пост городского головы. Он не пожалел денег на то, чтобы снести старые дома и заменить их одним, но значительно большего объема, построенным с учетом новейших требований, прекрасно понимая, что все затраты окупятся в короткий срок.

Про Ратьковых-Рожновых я уже писала недавно тут Августовский Питер на пять дней в 2024 году.. Напомню, что у них было несколько больших красивых домов  авторства Павла Сюзора . Не исключение и этот дом, построенный по проекту Павла Сюзора в 1898-1900гг.
Этот дом построен для сына Владимира Ратькова-Рожнова, Якова Владимировича.

Большая въездная арка смещена к правой стороне фасада. Левая часть оформлена двумя боковыми и центральным эркерами. Центральный эркер поддерживается двумя поясными полуфигурами атлантов.
Архитектор применил здесь композиционные приемы, которые можно обнаружить во многих построенных им жилых зданиях. Это горизонтальная,  или дощатая рустовка,  подчеркивающая устойчивость нижней части здания, несмотря на введение огромных окон-витрин в первом и втором этажах, отводившихся под торговые помещения; массивные прямоугольные эркеры, создающие в перспективе улиц крупный объемный ритм; декоративные завершения в виде фигурных фронтонов, оживляющие силуэт застройки. Дом на улице Пестеля как бы обобщает достижения зодчества конца XIX века и предвосхищает архитектурные искания нового столетия.
Первые этажи таких домов занимали коммерческие помещения, выше над ними находились «барские квартиры», состоявшие из большого количества комнат, иногда их число достигало 30. Стоимость арендной платы снижалась с увеличением этажа, на котором располагалась арендованная недвижимость.
Отличительной чертой дома на улице Пестеля является его огромная арка, тянущаяся на высоту третьего этажа, и оформляющая проезд в не менее огромный двор, который своим видом более походит на отдельный переулок, нежели на обычное внутридворовое пространство. Этот приём, который в дальнейшем ещё несколько раз был использован другими архитекторами Петербурга (например, Толстовский дом по проекту Фёдора Лидваля), был впервые введён в архитектурную практику именно Сюзором.

https://i.postimg.cc/zfgbqB5n/024-IMG-20220825-170544.jpg

В этом огромном доме целых два этажа были полностью заняты магазинами, тут же помещался кинематограф "Аполло". И как символ этой запустелости, свисает из-под арки ворот ажурная цепь с подвеской для утраченного фонаря.

Как и в предыдущих работах для Ратьковых-Рожновых, в здании на Пестеля Павел Сюзор уделил особое внимание фасадам здания: они буквально изобилуют лепным декором - от классических узоров до целых скульптурных композиций!
Не обошёл Сюзор стороной и черты, которые мы уже встречали ранее. Так, в этом здании мы можем повстречать всё тех же пути, оформляющих карниз входной группы - здесь они даже располагаются в такой же позе, как и в доме на канале Грибоедова .

https://i.postimg.cc/pTQmn6mr/025.jpg

Ну и, конечно же, атланты - они имеются и здесь, и их облик всё такой же. В общем то, Сюзор не стеснялся копировать уже созданные ранее детали, да и Ратькова-Рожнова это особо не смущало.

https://i.postimg.cc/1X9f0rFH/025-IMG-20250708-154743.jpg

Дом 13-15 по своей стилевой характеристике типичен для П.Ю.Сюзора и всего архитектурного направления, известного под названием эклектики. Излюбленными источниками для Сюзора служили ренессанс и ранний французский классицизм (так называемый "стиль Людовика XVI"). Иногда он прибегал к вольному цитированию, как бы принося на фасады своих построек фрагменты прославленных архитектурных шедевров.
Мотив украшенных скульптурой обелисков, которые помещены на пилонах по обеим сторонам арки, впервые был использован на парижских воротах Сен-Дени, сооруженных во второй половине XVII века, а в Петербурге воспроизведен на портале Михайловского замка.

https://i.postimg.cc/mrCD05Nj/024-IMG-20220825-170603.jpg

Однако набор атрибутов связан, по-видимому, и с деятельностью Ратькова-Рожнова. Кадуцей (жезл древнеримского бога торговли и ремесел Меркурия), сноп пшеничных колосьев и топор указывают на те хозяйственные сферы, в которых развивалась деловая активность хозяина дома, - торговлю, сельское хозяйство и строительство. А еще он был владельцем крупного пароходного общества "Самолет". Поэтому, кроме традиционных воинских доспехов, здесь изображены носы кораблей и якоря.

https://i.postimg.cc/26Y6m70D/025.jpg https://i.postimg.cc/PJr5vrGV/026.jpg

Сделав арку такого большого размера, Сюзор этим приемом связал внутридворовое пространство с улицей, повысив тем самым его значимость.  В результате была преодолена самая негативная сторона петербургской застройки, когда парадному фасаду противопоставлялся мрачный, убогий двор. Здесь дворовые фасады столь же пластически насыщены, как и уличный, а перспектива двора с уходящими в глубину рядами эркеров, неожиданно открывающаяся в просвете "триумфальной" арки, принадлежит к наиболее эффектным архитектурным картинам города.

https://i.postimg.cc/fWBLnXXG/027-IMG-20250708-154835.jpg

Благодаря такому приему повышалась и доходность участка: домовладелец получал дорогих и комфортных, "барских" квартир намного больше, нежели терял полезной площади, за счет устройства арки на главном фасаде. Правда, избавиться от дворов-колодцев и здесь не удалось, но в них выходили второстепенные комнаты.

https://i.postimg.cc/fy2TcnDz/028-IMG-20250708-154843.jpg

Подобное здание Сюзор построил в те же годы на Кирочной ул., 32-34. Покажу его в другом рассказе.  Писатель В.Б.Шкловский воспринял эти дома как символ новой эпохи: "На меня бежало будущее, Изменялся город, стали появляться высокие дома с башенками. На многих улицах выросли дома богача Ратькова-Рожнова. В этих домах подворотни высотой в три этажа, и освещенный электричеством двор становится похожим на пустынную улицу".

На тимпане арки с задней стороны помещены монограммы Ратькова-Рожнова в виде двух скрещенных букв "Р".

https://i.postimg.cc/ydTNN3GS/028.jpg

Среди известных жильцов дома чаще всего упоминают Василия Васильевича Андреева, музыканта и педагога, создателя различных видов ансамблей и оркестров народных инструментов. Он жил здесь в начале 20в.
В 1900 - 1902гг в доме жил   писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк
Дом 13-15 горел во время ВОВ и был восстановлен архитектором В.А.Потаповым.
В 2011-2012 гг. была проведена реставрация фасадов.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » И снова Петербург и пригороды с мужем. Июль 2025г.