Из статьи "Орган и его город: как сложно устроенный инструмент стал символом самого европейского города России", автор Яна Лутченко, 2024г.
Калининград и орган — две вещи нераздельные. В Кёнигсберге духовых «оркестров» разной величины было больше двухсот. Сегодня в области их одиннадцать, но
органный концерт — первый пункт в чек-листе любого туриста. Знаете, как всё начиналось?
44 года назад в здании кирхи Святого семейства, которую спроектировал Фридрих Хайтман (тот самый, что дал жизнь кирхе Королевы Луизы, церкви Святого Адальберта,
виллам Амалиенау), открыли концертный зал. В Кёнигсберге кирха появилась в 1907 году и использовалась для служб в честь радостных событий: венчания, крещения и
других. Участником их, конечно, был орган.
Войну, к сожалению, он не пережил. Кирха пережила, и после реставрации, концертов симфонической, камерной музыки под её сводами вновь возник сложно устроенный,
необыкновенный инструмент. Случилось это благодаря главному энтузиасту органного искусства в СССР, знаменитому музыканту Гарри Гродбергу, который за несколько
десятков лет увеличил число органов в Союзе с 7 до 70.
Орган той же фирмы появился в филармонии калининградской в 1982 году. Его привезли из города Крнова, собирали и настраивали чешские мастера. Контролировал
процесс сам Гродберг. Он очень трепетно относился к инструментам и нередко лично представлял их слушателю на сольном концерте.
Внутри чешского органа, который и сегодня стоит в зале филармонии, хотя фирмы-производителя уже не существует, — 3600 труб, объединённых в 44 регистра. Музыканту
доступны три мануала (так называют ручную клавиатуру). Услышать, как он звучит, калининградцам впервые довелось 19 ноября 1982 года. Тогда Гарри Гродберг,
удовлетворённый состоянием инструмента, дал свой первый концерт в Калининграде.
«Орган — не рояль, который можно двигать или даже возить за собой, — говорит директор Калининградской филармонии Виктор Бобков. — Его строят под конкретную
акустику конкретного зала. Он должен быть выверен до микрона. Калининградской филармонии невероятно повезло, что установкой инструмента руководил Гарри Гродберг.
Он знал всё. Чувствовал всё. Не принимал орган несколько месяцев — при том, что мастера работали на совесть. Проверял все регистры: „Нет, всё это нужно поменять,
переделать“. Не подписывал акт, пока не добился того, чтобы инструмент звучал идеально».
Отредактировано Неслучайные гости (2025-06-29 13:45:33)