

Минарет, который виден на многих снимках - не тот, что стоит на углу Улу джами. Когда-то он относился к мечети Кылыч, снесённой "на заре" установления турецкой республики, а потому впоследствии получил прозвище "Минарет без мечети". Позже мы к нему ещё подойдём, и тогда я скажу о всей этой истории чуть подробнее.
Здесь же, на площади, мы встречам (или они нас встречают) сразу двух Ходжи Насреддинов, которые являются главными брендами нынешнего Сиврихисара и даже помещены (правда, конечно же, в единственном числе) в центр эмблемы городского Муниципалитета:


Согласитесь, было бы странно и даже смешно, если б я начал с серьёзным видом рассказывать о том, кто такой Ходжа Насреддин - его имя известно всем, но обычно его ассоциируют со Средней Азией (хотя традиция анекдотов о Ходже Насреддине включена в представительный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО от Азербайджана). Но турки тоже считают его "своим", и не только по духу: согласно местным традициям и даже некоторым документам, о достоверности которых мы говорить не будем, Ходжа был совершенно реальным человеком, родившимся в 1208 году в деревне Хорту Сиврихисарского района, где получил начальное образование, потом служил профессором и судьёй в различных провинциях Анатолии, а в конце жизни приехал в Сиврихисар и через некоторое время здесь скончался. Правда, тут начинаются расхождения даже среди "достоверных источников", поскольку другая версия говорит о том, что остаток жизни Насреддин провёл в городе Акшехире, где умер и был похоронен в 1284 году в гробнице, существующей до сих пор (принадлежащий якобы ему мраморный саркофаг конца 13 века был найден во время реставрационных работ в 2014 году). Поэтому между Сиврихисаром и Акшехиром уже давно идут нешуточные споры по этому поводу, но в конце концов, как я понял, стороны достигли некоего компромиссного "консенсуса", который заключается в признании факта. что Ходжа Насреддин родился в Сиврихисаре, а умер в Акшехире, таким образом честно "поделив" его между собой:)
Любопытно высказался по этому поводу автор единственной советской книги о Ходже Насреддине "Возмутитель спокойствия" Леонид Васильевич Соловьёв: "Впрочем, некоторые говорят, что под этим надгробием* никто не лежит, что лукавый Ходжа Насреддин нарочно поставил его и, распустив повсюду слухи о своей смерти, отправился дальше бродить по свету. Не будем строить бесплодных догадок; скажем только, что от Ходжи Насреддина можно всего ожидать!" (* - тем, что в Акшехире)
Ну и мы не будем строить:) А в Сиврихисаре тем временем "тема" Ходжи Насреддина раскручивается по полной программе:



На многих скульптурах около Ходжи изображён котёл, и меня, естественно, заинтересовало, при чём от тут. Короткое "расследование" быстро вывело на одну из притч, которую я вкратце перескажу:
"
Однажды Ходжа занял у соседа котёл, а когда через некоторое время понёс отдавать, положил в него другой, маленький, и на удивлённый вопрос соседа ответил, что он родился от большого котла; сосед обрадовался, сделал вид, что поверил и забрал оба.
Через пару недель Насреддин снова попросил у соседа котёл, но на этот раз не спешил возвращать; тот долго ждал, но в конце концов не выдержал и потребовал вернуть имущество, надеясь, что котлов снова окажется два. Однако получил обескураживающий ответ: "твой котёл умер". Не ожидавший такого сосед воскликнул: "О чём ты говоришь? Где это видано, чтоб котлы умирали?" На что Ходжа Насреддин, улыбнувшись, ответил: "Если ты поверил, что твой котёл родил, почему не веришь, что он может умереть?"
Так вместо своего маленького котла Ходжа приобрёл большой.
"
Нууу... На мой взгляд, не самая смешная история, но какая есть - такая есть. По крайней мере, теперь понятно, что делает котёл рядом с главным "брендом" Сиврихисара.

И, конечно же, с Ходжой Насреддином мы ещё встретимся.