Ну а мы идем дальше по Гороховой буквально через один дом оказываемся у старинного подъезда дома Е. А. Дерновой. Это еще один очень красивый дом, но нам уже некогда было переходить на другую сторону, что сделать фото, поэтому беру их из интернета, потому что хочется рассказать про этот дом. Это угловой дом ( Гороховая ул., 61/Большой Казачий пер., 1).
На углу Гороховой ул. и Большого (тогда Первого) Казачьего пер. в 1901-1902 гг. был построен пятиэтажный дом в характерных для этого времени чертах эклектики. Дом строился как доходный, но рассчитан он был на зажиточных съемщиков, и оформление его фасадов достаточно разнообразно.
Первый этаж почти сплошь занимают витрины торговых помещений. Угловую часть здания оформляет полукруглый эркер, завершающийся башенкой с куполом.

Этот дом - последняя работа техника-строителя Ивана Николаевича Иорса (1841-1902 гг.). 30 лет он служил в Техническом отделении Министерства путей сообщения, был гласным Городской думы и членом городской Управы. Им построено и перестроено больше 20 жилых доходных домов в Петербурге.

Весьма интересна более ранняя история этого участка.
В 1821 г. на месте этого дома стоял каменный дом , который принадлежал ставшему тогда уже знаменитым мореплавателю, капитану 1-го ранга Юрию Федоровичу Лисянскому (1773-1837 гг.).

Ю.Ф. Лисянский. Портрет работы Боровиковского.
Потомки польских шляхтичей, Юрий и Платон Лисянские поступили на русскую службу при Петре. Правнук Юрия и его тезка в 10 лет поступил в Морской корпус, через три года произведен в гардемарины. По окончании корпуса мичман Юрий Лисянский участвовал в морских боях со шведами, служил "волонтером" на английских судах во время сражений с французами. В 1803 г., командуя шлюпом "Нева", капитан-командор Лисянский отправился вместе с И.Ф.Крузенштерном в кругосветное плавание. В 1804 г. Лисянский, обогнув мыс Горн, побывал у Сандвичевых островов, у берегов Аляски; на обратном пути в 1805 г. открыл два новых острова, получивших имена Лисянского и Крузенштерна, обогнул мыс Доброй Надежды и возвратился в Кронштадт. В 1809 г. по его прошению был уволен в отставку по болезни. В 1812 г. Лисянский издал книгу о своем кругосветном путешествии с подробным атласом, сам перевел текст на английский язык и издал свой труд в 1814 г. в Лондоне. Умер Ю.Ф.Лисянский в 1837 г. и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В 1840-х гг. дом принадлежал купцу С.Е. Ефимову.
Здесь снимал квартиру член кружка петрашевцев Сергей Федорович Дуров (1816-1869 гг.). Происходил он из бедных дворян, в 18 лет начал службу мелким чиновником. Обладая литературными способностями, писал стихи, рассказы, очерки. Войдя в кружок Петрашевского, он познакомился с Александром Ивановичем Пальмом (1822-1885 гг.). Сын лесничего и крестьянки, гвардейский офицер Пальм также писал стихи и прозу, печатался в литературных журналах. Общие интересы сблизили их, Пальм некоторое время жил вместе с Дуровым.

С.Ф.Дуров и А.И. Пальм
В конце 1848 г. они решили организовать свой кружок, посвященный не социально-политическим вопросам, как кружок Петрашевского, а литературе, музыке, искусству. Члены кружка вносили по 3 рубля серебром в месяц на оплату ужинов и прокат рояля. Собирались раз в неделю, засиживались обычно часов до трех ночи. На вечерах были некоторые петрашевцы, Ф.М.Достоевский приходил вместе с братом Михаилом, наведывались поэты А.Н.Плещеев, А.М. Жемчужников, литератор А.П. Милюков. Посещал вечера и М.И. Глинка, играл свои новые произведения.
На заседаниях читали произведения, запрещенные цензурой. Так, Ф.М.Достоевский читал ходившее в списках знаменитое письмо Белинского к Гоголю. Всего состоялось 7 заседаний кружка. В апреле большинство петрашевцев было арестовано, началось следствие, по окончании которого было вынесен приговор. Дуров и Пальм были в числе 15 человек, приговоренных к расстрелу. 23 декабря 1849 г. неподалеку отсюда, на Семеновском плацу, была произведена инсценировка расстрела троих осужденных - Петрашевского, Григорьева и Момбелли, после чего было объявлено решение Николая I. Большинство осужденных было отправлено на каторгу. Дурову первоначальный срок в восемь лет был снижен до четырех. Пальма приказано перевести из гвардии в армию тем же чином.
В 1874 г. владелицей дома была жена обойного мастера Александра Павловна Филиппова. 25 ноября 1895 г., вскоре после возвращения из-за границы, В.И.Ульянов поселился в этом доме. О своей комнате он писал матери: "Живу я по-прежнему. Комнатой не очень доволен, во-первых, из-за придирчивости хозяйки; во-вторых, оказалось, что соседняя комната отделяется тоненькой перегородкой, так что все слышно, и приходится иногда убегать от балалайки, которой над ухом забавляется сосед. Большей частью его не бывает дома, и тогда в квартире очень тихо".

В.И.Ульянов
В это время Владимир Ильич был занят подготовкой первого номера органа петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" - газеты "Рабочее дело". В ночь с 8 на 9 декабря при аресте одного из членов Союза А.Ванеева жандармы обнаружили рукописный экземпляр газеты. В ту же ночь В.И.Ульянова арестовали в доме на Гороховой. В Доме предварительного заключения на Шпалерной он провел в одиночном заключении один год два месяца и двадцать дней, а в начале 1897 г. по "высочайшему повелению" был выслан в Сибирь.
В доме Филипповой купец Павел Майков содержал трактир "Углич", у Дмитрия Леонова был чайный магазин. Кроме того, находились здесь фруктовая лавка Евстафия Иванова и немецкая булочная Вильгельма Герцфельда. В 1901 г. для жены потомственного почетного гражданина Е.А.Дерновой взамен всех старых построек было построено существующее здание. И сегодня дом с эркерами, большими окнами-витринами и угловой башенкой выглядит очень эффектно.
А из моих фото только подъезд дома

