Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Августовский Питер на пять дней в 2024 году.


Августовский Питер на пять дней в 2024 году.

Сообщений 51 страница 60 из 60

51

Ксения написал(а):

Меня потрясает Ленина скрупулезность!!!!

Я уже перестала удивляться, Лена - ПРОФИ!
Я радуюсь лениному желанию (и силам) делать то, что она делает и получает удовольствие,
делясь увиденным со всеми.

Отредактировано Неслучайные гости (2025-06-25 20:36:39)

0

52

После Сенной площади мы вышли на Гороховую, нашей следующей целью было пространство SENO. Это новое модное место на карте города, а где он возникло, сейчас расскажу.

Пространство SENO.
Сейчас это пространство  объединяет строения по адресу Гороховая ул 47 и 49

Первоначально здесь  у Фонтанки был обширный двор, принадлежавший сподвижнику Петра I генерал-фельдмаршалу Никите Ивановичу Репнину (1668-1726). Начинал он поручиком Потешной роты. В 1695г. участвовал во взятии Азова и вскоре стал генералом. Под Полтавой он командовал центром русской армии. В 1711 г. Репнин взял Ригу и был назначен рижским губернатором.  В 1724 г. он генерал-фельдмаршал и президент Военной коллегии. После вступления на трон Екатерины I Репнин  уехал в Ригу, где и умер.
В 1732 г. Анна Иоанновна пожаловала двор умершего Репнина «морского флоту капитану командору Никите Вилбою в вечное и потомственное владение». Француз по происхождению Франц Вильбоа,  или, как стали называть его в России, Никита Иванович, поступил на русскую службу при Петре I. Был денщиком царя, выполнял разные ответственные поручения. Судьба его сложилась вполне благополучно: он женился на Елизавете Глюк, дочери пастора Глюка, воспитателя Марты Скавронской, будущей супруги Петра I.  Елизавета Вильбоа заняла положение статс-дамы при Екатерине I находилась в ее свите при коронации, а Вильбоа был в числе шаферов на свадьбе Петра и Екатерины, а потом и на свадьбе их старшей дочери Анны Петровны и герцога Голштинского. В 1727 г. Вильбоа навел первый мост через Неву, в 1743 г. стал начальником Кронштадтского порта.  Умер он в 1760 г. Принадлежавший ему двор долго сохранял его имя.

Затем владельцем этой обширной усадьбы стал  Савва Яковлев. После его смерти угловой дом 45 унаследовал его сын Петр Саввич Яковлев, а соседний с домом Петра Яковлева участок у наследовала его мать, вдова Саввы Яковлева, Мария Ивановна. Ей принадлежало «пустопорозжее место, именуемое Вилбовское». На этом участке находятся нынешние дома № 47, 49, 51 по Гороховой.

Позже разные владельцы участка менялись , пока в 1840 г. дом на месте нынешнего дома № 47  купила Компания для залога и хранения громоздких движимостей, основанная в 1838 г. Многие петербуржцы часто меняли квартиры, иногда снимали их только с осени до весны и, уезжая летом из города, могли сдать свои вещи на хранение за умеренную плату, получить ссуду под залог вещей или поручить Компании продать эти вещи.
Также сюда  под залог сдавали экипажи извозчики.

Дом, приобретенным Компанией, был двухэтажный, с подвалом, каменной двухэтажной кладовой и деревянным сараем. Кладовая сразу же была надстроена третьим этажом. Лицевой дом занимал участок по Гороховой не полностью, и в 1857 г. академик архитектуры городской архитектор Иван Блажеевич Слупский (1826-1891) построил двухэтажный флигель, включенный в существующее здание. В 1870-х гг. дважды вел работы на участке Компании тогда еще молодой архитектор Павел Юльевич Сюзор,  1872-1874 гг., во дворе был построен трехэтажный служебный флигель, а через два года лицевой дом надстроен третьим и четвертым этажами и расширен до границы участка. В облике здания еще нет черт новой архитектуры, но разные его части обрели единство. Это типичный для того времени фасад доходного дома, обработанный тяжелым рустом.

После национализации бывшие помещения Компании занимают предприятия нового времени. В 1929 г. здесь начала работать фабрика мягкой мебели, первоначально изготовлявшая матрацы. Размещалась она во дворе, главным образом, в бывших складах. Часть помещений в доме оставалась жилой. В годы Великой Отечественной войны фабрика начала выпускать оборудование для госпиталей. С 1944 г. снова был налажен выпуск мягкой мебели.
С 1960-г годов в доме 47 находилось Управление швейного объединения "Труд" и один из его цехов. В состав объединения входит 6 предприятий в Ленинграде и области, выпускающих рабочую и специальную одежду. С 1990-х годов , когда предприятие "Труд" закрылось, это место  долгое время пустовало. 
В 2011 году началась реставрация здания и двора по ул. Гороховой, 47 новыми собственниками. Далее началось благоустройство сквозной пешеходной улицы под названием Сенной бульвар между домами 47 и 49.

Последняя часть пространства открылась в 2023 году. Она находится на территории современного П-образного флигеля по адресу Гороховая, 49. Здание построили в 1860 году по проекту архитектора Николая Сычева. Тогда здесь были склады бутылочного стекла Северова. В начале XX века — «Дом при словолитне и складах О. И. Лемана». Владельцы пространства упоминают легенду, согласно которой именно тут находился трактир, в котором встречались Свидригайлов и Раскольников в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Общественное пространство в техническом режиме открылось в 2022 году, официальным открытием стал фестиваль «SenoФест», который прошёл 6 мая 2023 года.
В общественном пространстве «Сено» располагается несколько баров и ресторанов с разнообразными гастрономическим концепциями, спортивные объекты, объекты розничной торговли и сферы услуг, коворкинг и др. Проводятся мероприятия в формате open space, концерты, фестивали и ярмарки.

Вход со стороны Гороховой через арку дома 47.
Слева от арки сразу видим быков

https://i.postimg.cc/Z54QykcM/01-IMG-20240813-185331.jpg

Двор дома 47

https://i.postimg.cc/Cx7QGvrL/02-IMG-20240813-185348.jpg

https://i.postimg.cc/W44fXMxm/03-IMG-20240813-185359.jpg

https://i.postimg.cc/YSyDVvw5/04-IMG-20240813-185412.jpg

Пространство SENO оживили скульптуры Ивана Матвиенко.  Бывший продюссер и гражданский муж Елены Ваенги. Человек в весьма зрелом возрасте, успешный музыкальный продюсер и бизнесмен, решает заняться в ковидное межвременье скульптурой. Иван Матвиенко впервые взял в руки глину в 62 года. За это время создано большое количество уникальных скульптурных образов, результатом чего явились две персональные выставки в музее современного искусства «Эрарта» и выставочном зале «Союза художников".
Он лепит, как рисуют и лепят маленькие дети. Или наши предки в пору детства человечества. Не испорченные цивилизацией. Свободно, сломав препоны. Громадные чресла, уродливо-тонкие руки. Такие же "худые" животные. Вот первая скульптура на нашем пути -"Коза Елизавета"

https://i.postimg.cc/Ss21pmSJ/05-IMG-20240813-185500.jpg

Из первого двора попали на Сеной бульвар. Здесь вереницей идут разные бутики.

https://i.postimg.cc/qBKDbBDF/07-IMG-20240813-185750.jpg https://i.postimg.cc/Wz09hSJV/07-IMG-20240813-190606.jpg

Собаки от Ивана Матвиенко

https://i.postimg.cc/3JHSPMPx/08-IMG-20240813-185803.jpg

https://i.postimg.cc/j5pgxB2v/08-IMG-20240813-190546.jpg

0

53

Арка перехода между  Сенным бульваром и двором дома 49. Её расписал художник-каллиграф, который работает под псевдонимом Yuri Shots.

https://i.postimg.cc/Yqfn7nHf/09.jpg

В этом дворе тоже сразу видим эти гротескные фигуры, напомнившие скульптуры Джакометти.

https://i.postimg.cc/jSx8SHqV/10-IMG-20240813-185913.jpg

https://i.postimg.cc/zf30nqR0/11-IMG-20240813-185927.jpg https://i.postimg.cc/kgTT62D2/13-IMG-20240813-190433.jpg

Тут все понятно без слов

https://i.postimg.cc/pd7kC3fx/14-IMG-20240813-190437.jpg https://i.postimg.cc/FRLpBGpS/15-IMG-20240813-185959.jpg

https://i.postimg.cc/fyQCnXqr/16-IMG-20240813-190511.jpg

https://i.postimg.cc/fTmLRd2v/18-IMG-20240813-190015.jpg

https://i.postimg.cc/Cx0KBK9p/19-IMG-20240813-190148.jpg

0

54

https://i.postimg.cc/tgSRMNJ9/20-IMG-20240813-190042.jpg

https://i.postimg.cc/vZvZWsdg/21-IMG-20240813-190410.jpg

https://i.postimg.cc/W4bb8H29/22-IMG-20240813-190058.jpg

https://i.postimg.cc/4djfJ4pM/23-IMG-20240813-190111.jpg https://i.postimg.cc/Y0gpjc3S/24-IMG-20240813-190307.jpg

https://i.postimg.cc/0QXfjFNh/27-IMG-20240813-190229.jpg https://i.postimg.cc/Bb8CKpLb/30-IMG-20240813-190333.jpg

Пространство понравилось, но нам пора двигаться дальше,  следующая цель - парадная Ротонда.

0

55

Лена ГМ написал(а):

Пространство SENO.

Хорошо, что всё благоустроили. Такая "помойка" там была!

Лена ГМ написал(а):

Владельцы пространства упоминают легенду, согласно которой именно тут находился трактир, в котором встречались Свидригайлов и Раскольников в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Ой, фантазёры!

0

56

До парадной " Ротонда" идти недалеко, собственно это в соседнем доме, который называется  Дом Яковлевых - Дом А. Ф. Евментьева
( наб. реки Фонтанки, 81 / Гороховаяул.57 )
И это все те же уже упомянутые Яковлевы, владевшие этим участком. Со стороны набережной дом выглядит вот так. Небольшой трехэтажный дом выглядит монументальным благодаря восьмиколонному портику на главном фасаде.

https://i.postimg.cc/0NnfnXRq/09-IMG-20240702-074144.jpg

Дом построен с отступом от красной линии. В результате перед ними возникла прямоугольная площадь. Создание двух площадей на Фонтанке при пересечении ее с Адмиралтейской перспективой (Гороховой ул.) было предусмотрено еще в 1769 г. А. В. Квасовым, который был главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга. Постройка дома в 1780-1790-х гг. положила начало созданию ансамбля предмостной площади.

https://i.postimg.cc/R04dc5YR/10-IMG-20240706-084220.jpg

Ранее здесь была усадьба Репнина-Вильбоа, о чем я тоже уже рассказала. Судя по плану 1765 - 1773 гг., это был одноэтажный дом на низком цокольном этаже с крылечком в центре и высокой кровлей стоял с отступом от берега, за ним располагались служебные постройки и огороды.
В начале 1760-х гг. обширный участок вдоль берега Фонтанки принадлежал камергеру Николаю Наумовичу Чоглокову.  Ему  же принадлежало место нынешнего дома № 57/81. Вероятно, оно досталось ему после смерти Вильбоа. В 1764 г. сын камергера, поручик Наум Николаевич Чоглоков продал унаследованное от отца владение  Савве Яковлеву.  На одном из углов этого участка в 1780-х гг. он заложил дом, получивший впоследствии номер 57 по Гороховой ул.

Савва Яковлевич Яковлев, хоть и не жил в интересующем нас доме, он его для внука построил, но личность преинтереснейшая. Начать стого. что по рождению он был вовсе не Яковлев. Савва родился в 1712 года в городе Осташкове в семье мещанина Якова Собакина.  В 1733 году, как и сотни сверстников, он отправился на поиски своего счастья в столицу Российской империи. В Петербурге Савва делает ошеломляющую карьеру. Начал с уличной торговли: продавал телятину. Торговал вблизи императорского Летнего сада. Здесь, по преданию, зазывая покупателей, он обратил на себя внимание Елизаветы Петровны, которая питала слабость к сильным мужским голосам. С этого времени Савва Собакин становится поставщиком телятины к столу императрицы. Высокое покровительство к 1746 году позволило Савве заключить ряд выгодных сделок. К примеру, он получил право откупа на питейные сборы в десятках городов Российской империи, а также на ряде уральских заводов, в его руках оказалась часть таможенных сборов, причём на самых благоприятных условиях.
Он придумывает всё новые комбинации для обогащения, но не всегда его планы срабатывали. Во время Семилетней войны Савва получает разрешение на снабжение российской армии провизией, вскоре он был уличен в махинациях, ему грозил военный суд, лишь связи и деньги спасли мошенника.
В 1764 году Екатерина II поручила Яковлеву снаряжение корабля российскими товарами для отправки в Лиссабон. Под покровом секретности корабль с грузом железа, юфти и воска вышел из Кронштадта 22 июля 1765 года. Таким образом, при участии Саввы Яковлева было положено начало торговым и впоследствии дипломатическим отношениям между Россией и Португалией.
Так в царствование Елизаветы Петровны Собакин скопил тот первоначальный капитал, с которого началось его превращение в крупнейшего российского промышленника. Для удачливого предпринимателя необходим был соответствующий титул. В 1762 году Пётр III возводит Собакина в потомственное дворянство: поговаривали, что Савва снабжал императора деньгами.

https://i.postimg.cc/bNSmPRbQ/13.jpg

              Савва Яковлев Художник И. Л. Колокольников, 1767 год

Летом в 1762 году в результате дворцового переворота на престол взошла Екатерина II, приказавшая по этому случаю выдавать народу в кабаках водку бесплатно. Савва, недовольный смещением Петра III, ослушался. В Петербурге сохранилось предание, что за ослушание Яковлеву была выдана чугунная медаль в пуд весом с приказанием носить её по праздникам на шее. Только раздачей пожертвований и широкой благотворительностью Яковлев сумел примирить с собой Екатерину. Екатерина была поражена услужливостью Собакина, отменила своё наказание и повелела сменить его простонародную фамилию на благородную Яковлев.

В 1764 году Савва Яковлев приобрёл у купца Затрапезнова Ярославскую Большую Мануфактуру. Для ознакомления с железоделательным производством Яковлев ездит в Олонец и Тулу, а в середине 1760-х годов впервые едет на Урал. Яковлев был потрясен богатствами этого края. Осмотрев несколько уральских заводов, он начинает переговоры с владельцами о их приобретении. С 1766 по 1779 годы Яковлев покупает шестнадцать и строит шесть чугуноплавильных, железоделательных и медеплавильных заводов, и таким образом становится собственником   22 (!) уральских предприятий. В этот период Яковлеву удалось создать крупнейшее на Урале заводское хозяйство, скупая их у наследников Демидова и несостоятельных дворян, получивших заводы от государства, и строя новые предприятия.
Наряду с Демидовыми Савва Яковлев и его потомки сыграли важнейшую роль в развитии дореволюционной уральской промышленности, рельефно выделяясь среди других заводчиков Урала, уступая Демидовым лишь в том, что те стояли у истоков уральской индустрии.
Яковлев принимал активное участие в управлении заводами, лично назначал управляющих, но ни разу сам не посетил свои предприятия, давая письменные указания из Петербурга. Главными доверенными лицами собственника на заводах были его старшие сыновья, особое положение среди которых занимал Михаил, подписывавший от имени отца важнейшие документы.

В Петербурге личность Саввы Яковлева вошла в городской фольклор. Савва считался крупнейшим землевладельцем в столице. Ему принадлежало несколько загородных имений под Петербургом. Недалеко от Сенной площади у него был дворец по проекту Растрелли (не сохранился).
В истории Сенной площади Яковлев сыграл особую роль. В 1753—1765 годах на его средства на площади был воздвигнут один из известнейших питерских храмов, прозванный в народе «Спас на Сенной». Рядом с храмом высилась 40-метровая трехъярусная колокольня с колоколом в 542 пуда весом. Тщеславный Яковлев пожелал выбить на колоколе надпись «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной». Говорили, что при жизни Саввы Яковлева звонили в этот колокол лишь тогда, когда он это дозволял, и будто бы язык колокола к чему-то прикреплялся особой цепью, которую Яковлев запирал замком, а ключ держал у себя и выдавал его, когда хотел.

От брака с Марьей Ивановной Яковлевой (1721—1797) имел 5 сыновей и 2 дочерей, которые разделили после смерти отца все огромное его состояние, большая часть заводов Яковлева находилась в собственности его потомков до 1917 года.

Вернемся к дому на Фонтанке. Первым владельцем дома числился старший внук Саввы Яковлева, Николай Михайлович Яковлев (1761-1813). Здание было  построено в стиле классицизма в  1780-1790 гг,   Архитектор, проектировавший здание, неизвестен.

https://i.postimg.cc/Mpkdpjbg/13-800px-Yakovlev-Nikolay-by-Borovikovsky.jpg

                      Николай Михайлович Яковлев. Портрет работы Боровиковского.

Николай Михайлович скончался на 52-м году жизни и дом перешел к его вдове Дарье Семеновне.  В конце 1820-х гг. она  начинает испытывать финансовые трудности. Это вынуждает ее частично перестроить "дом Яковлевых" и сдавать в нем "квартиры". Дом превращается в доходный.

https://i.postimg.cc/t4hDZCBJ/14-800px-Yakovleva-Darya-Vladimir-Borovikovsky.jpg

                          Дарья Семеновна Яковлева.

Дарья Семеновна скончалась в 1852 г. Еще при жизни ее сына Павла Николаевича были сделаны некоторые работы по изменению облика дома.
В 1856 г. предположительно академик архитектуры  Егор Иванович Винтергальтер (1822-1894) в угловой части здания, где соединяются корпус по Фонтанке с корпусом по Гороховой ул., построил круглую лестницу ("ротонду") с верхним освещением, ставшую особой приметой этого здания. Вход на лестницу ведет со двора, где в первом этаже расположен вестибюль с шестью свободно стоящими колоннами, на втором этаже лестничная площадка по стенам плавно огибает ротонду, в третьем этаже вертикали пилястр на стенах завершаются куполом.  Точное назвать архитектора этой конструкции нельзя, потому что есть версия, что это было сделано  по проекту Е. И. Ферри де Пиньи, потому что именно он перестраивал дом для  Яковлевых и возможно уже при них лестница была. Но точных сведений нет. Все знающий сайт  https://www.citywalls.ru/house2553.html утверждает, что это был Винтергальтер.

Все это не столь важно, а нам интересна сама лестница-ротонда, поэтому входим в арку со стороны Гороховой, и идем в первый подъезд слева. Внутри нас встретил хранитель ротонды Александр.  Вносим небольшой денежный донат для  поддержание парадной, и можно любоваться, ходить, читать историческую справку, заботливо сделанную жильцами дома.

Показываю "Ротонду" и продолжаю рассказ об истории дома.
Так выглядит ротонда внизу : шесть колонн, чугунная лестница начинается одним коротким маршем, а затем расходится на две стороны , левый марш оканчивается небольшой площадкой, а правый огибает колонны вдоль стен и ведет до третьего  этажа.

https://i.postimg.cc/44SWj0Kf/20-IMG-20240813-193142.jpg

Справа у стены видны фотографии, иллюстрирующие историю дома . Там и фотокопии тех портретов, что я уже показала, и другие фото, которые скоро покажу. Вот, например, план дома, видно, как расположена ротонда  на стыке двух корпусов

https://i.postimg.cc/HsTbZ4zY/17-IMG-20240813-193024.jpg

Во второй половине 19 в. часть дома выкупил Петр Иванович Ротин. Еще в 1866 г. он открыл в доме на Фонтанке гостиницу. Этой гостиницей, названной «Москва», он владел около 15-ти лет, а затем продал младшему брату Федору Ивановичу Ротину. В дальнейшем Петр Иванович все свои заведения превращает в трактиры. К концу жизни у Петра Ивановича остается только один трактир - в «доме с ротондой». Им он владел более 30 лет.

https://i.postimg.cc/hPMTHzZ9/21-IMG-20240813-193137.jpg

0

57

На фото видна левая площадка , там молодежь приклеивает на стену записочки с желаниями.

https://i.postimg.cc/CM9bYpwK/22-IMG-20240813-193101.jpg

В 1897-1898 гг. владельцем «дома с ротондой» становится Семен Григорьевич Раменский. Раменский владел домом около 14 лет, а затем продал его Александру Фаддеевичу Евментьеву. Он стал последним владельцем дома. Когда-то он начал свою деятельность со строительных подрядов, потом приобрел кирпичный заводик на правом берегу Невы, в Новосаратовской колонии и, наконец, начал скупать дома.

Вот он на фото (Молодцы активисты дома. все фотов рамочки поместили,  не кабы как...)

https://i.postimg.cc/Y9qhNbkZ/19-IMG-20240813-193036.jpg

А так выглядят клейма на кирпичах Евментьевского завода

https://i.postimg.cc/6q8qgq8h/16-IMG-20240813-191443.jpg

Направляюсь к лестнице.

https://i.postimg.cc/431YhrCp/23-IMG-20240813-193115.jpg

Купленный на Фонтанке дом намечено было снести и на его месте возвести новый, более крупный доходный дом, а также предполагалось максимально использовать двор, построив там несколько корпусов. К счастью, проект  несколько раз возвращали на доработку. Время шло, когда проект все же был подписан, началась Первая мировая война, и строительство пришлось отложить. У Александра Фаддеевича было 7 сыновей и 5 дочерей. Евментьев и его потомки владели им по 1917 г. Под его именем дом вошел в списки памятников архитектуры.
                Сын Александра Евментьева

https://i.postimg.cc/mZntMYnp/15-IMG-20240813-191446.jpg

Вид с первой промежуточной площадки.  Видно, что тут большая фотоподборка.

https://i.postimg.cc/J4BtQyVr/24-IMG-20240813-192918.jpg

В доме постоянно содержались увеселительные заведения. Началось все с 1860-х гг. здесь были танцклассы. Через пару лет заведение было закрыто. В 1880-х гг. практически целое десятилетие в доме на Фонтанке был открыт «Танцовальный зал Александрова». Потом тут было варьете. Наряду с увеселительными заведениями в доме постоянно существовали различного рода питейные заведения.

https://i.postimg.cc/MGzTxdcH/18-IMG-20240813-193017.jpg

После революции злачные заведения закрылись. Анфилады комнат были превращены в коммунальные квартиры.

0

58

В 1970-1980-ые годы ротонда стала популярным тусовочным местом у ленинградской неформальной молодежи,, импровизированных концертов, "настенного" творчества, обрастает легендами и мифами. На ступенях лестницы вечерами собирались и играли: Цой, Кинчев, Бутусов,  Шевчук , группа «Пикник».  и многие другие. Здесь великолепная акустика.
Правда, жильцы дома не особо радовались таким посетителям, не единожды предпринимая попытки закрыть вход в ротонду для посторонних людей. Но в парадной все же частенько устраивались разборки подвыпившими участниками сборищ.
А теперь вспомним, что все это время парадная была (впрочем, и есть до сих пор) жилой — в семи огромных коммунальных квартирах на трех этажах обитали обыкновенные петербуржцы, которым приходилось мириться с неформальным соседством. Периодически ставили в подъезде железные двери — замки взламывали в считанные часы. Скидывались на домофон — незваные гости уносили электрический щиток, обесточивая систему. Потом махнули рукой и оставили парадную в режиме «проходного двора», все равно сдержать поток посетителей было невозможно.
Примерно до середины 80-х на стенах никто не писал. Просто письменные принадлежности — ручки, фломастеры еще не вошли так прочно в обиход. А потом начали. Появились стихи, цитаты из Цоя, довольно интересные мысли о жизни. Писали-писали, а потом приходила управляющая компания и все закрашивала. То есть под краской уже слоев пять-шесть прячется.

Жильцов удручало, что гости Ротонды не ограничивались лестницей и стенами, но и «украшали» творчеством двери квартир. Никогда не знаешь, что увидишь утром на двери: новое философское изречение или пожелание отправиться в пешее эротическое путешествие. Когда живого места для надписей не осталось, гости пустили в ход баллончики с краской, а позже — просто стали выцарапывать желания гвоздями. Помимо пацифистски настроенной молодежи в парадную захаживали маргинальные личности, которые регулярно устраивали попойки и мордобои. Причем многие поверить не могли, что здесь живут люди, принимали жильцов за призраков и бросались на них с ножами.

К 90-м годах ротонда выглядела так.

https://i.postimg.cc/htLLpZWt/11-IMG-20240813-191341.jpg

https://i.postimg.cc/wB9hP5gc/12-IMG-20240813-191344.jpg

В 2006 некто Даниил Любаров приобрел здесь квартиру и сразу взялся наводить порядок, став Председателем совета дома. От него поступило креативное предложение разобраться с вандализмом в ротонде. Оно состояло в том, чтобы своими силами отремонтировать подъезд, удалить надписи, а с желающих посетить дом с ротондой брать символическую плату. Сказано – сделано.

https://i.postimg.cc/YS81w4Sc/25-IMG-20240813-191518.jpg

Жильцы собрали деньги и перво-наперво купили хорошую входную дверь. Рабочие сразу посоветовали установить антивандальную систему: за недолгое время, что они возились с установкой, внутрь прошмыгнуло около ста человек. Помощи извне жители дома  не получили, все делалось за свои средства: «Спасибо, что палки в колеса не вставляли». Перед началом работ инициативная группа приняла решение: нанять консьержа, который каждый день будет дежурить в Ротонде в течение нескольких часов и пускать всех желающих за небольшое вознаграждение. При этом он должен следить, чтобы не было актов вандализма. Задумка увенчалась успехом — к началу ремонта был налажен пропускной режим, который действует до сих пор.

https://i.postimg.cc/855Lk1F7/26-IMG-20240813-191414.jpg

- Я поговорил со всеми соседями, меня поддержали, - рассказывает Даниил. - Правда, не во всем. Я хотел оставить избранные надписи, но целый ряд жильцов сказали что нет, хотим закрасить все. Я их хорошо понимаю, давайте будет честными - все написанное к этому моменту не было уникальным. Поэтому перед покраской мы отфотографировали каждый метр парадной в высоком разрешении и выложили в нашу группу «В контакте». Так что если кто-то захочет это творчество исследовать – добро пожаловать, материалы предоставим.

https://i.postimg.cc/26KhVPv2/27-IMG-20240813-191535.jpg

Для материальных надписей в виде записок жильцы установили стенд, который обновляют по мере заполнения.

https://i.postimg.cc/LXYBB9mr/53-IMG-20240813-192856.jpg

Вместе с этими мероприятиями был создан Фонд Ротонды для сбора пожертвований, а также группа ВКонтакте, чтобы привлечь побольше посетителей. Начиная с 2014, парадная открывается для всех, кто пожелает посетить удивительное место. Для этого нужно предварительно позвонить и предупредить о визите.

https://i.postimg.cc/6q4RRYfw/28-IMG-20240813-191601.jpg

Питерская Ротонда - пожалуй, единственный пример, когда горожане адекватно отнеслись к тому, что их место жительства стало популярным для неформалов. Чаще получается по-другому: жильцы добиваются ремонта, но отсутствие охраны довольно быстро приводит к появлению новых слоев иллюстраций.

https://i.postimg.cc/4nCc1VWc/29-IMG-20240813-191618.jpg

0

59

Консьержи ( "хранители" ротонды) не только следят за порядком,  но и проводят экскурсии. Мы идем за таким консьержем ( он слева) и слушаем легенды, которыми "обросла" ротонда.

https://i.postimg.cc/Y0TPfDcx/30-IMG-20240813-191735.jpg

Говорят, что еще в допетровское время на месте этого дома находилось языческое капище, где приносились жертвы и вызывали духов. Поэтому ротонда стала местом, обладающем дьявольской энергетикой.  И здесь популярен миф о Дьяволе, который в ночное время спускается по винтовой лестнице и отправляется в город. Если человек явится сюда в полночный час, то может встретить его и обратиться с просьбой помочь. Отклик Сатаны означает дальнейшее выполнение просьбы, однако просящий за свою смелость расплатится сполна и притом весьма жестоко.

https://i.postimg.cc/440jgyKh/31-IMG-20240813-191641.jpg

Следующее предание гласит, что можно наблюдать вращение мира над головой, если, встав в центральной части ротонды на нижнем этаже, посмотреть вверх.

https://i.postimg.cc/Bn9yjzBS/32-IMG-20240813-191544.jpg

А в эту легенду верят влюбленные. Наладить отношения молодые люди, страдающие от неразделенных чувств, могут, если они войдут в парадную, мысленно вообразят возлюбленного и напишут слова любви на доске желаний.

https://i.postimg.cc/ZKy2Km3s/33-IMG-20240813-191651.jpg

Есть еще один интересный факт: якобы существует пентаграмма, в которой соединены линии между находящимися в Санкт-Петербурге зданиями с ротондами. Так вот в ее центре располагается пресловутый дом на Гороховой. Пентаграмма повторяется в виде трещин на люке, расколовшемся от коррозии, находящемся в центральной части лестницы.

https://i.postimg.cc/rw1Hx9fS/34-IMG-20240813-191710.jpg  https://i.postimg.cc/pdk11Lbr/35-IMG-20240813-191722.jpg

Под ротондой есть подвал. По одной из легенд, молодой человек однажды решил пробраться в этот  подвал, но зайдя туда исчез на несколько часов. А вот вышел оттуда он стариком, который ничего не помнил. А еще  в подвале якобы  любил прятаться знаменитый бандит Ленька Пантелеев.
Где же вход в подвал ? Может быть под большим  железным люком на первом этаже в центре. Зачем он был сделан - это загадка. Сегодня пространство под ним залито бетоном и выяснить направление, куда ведет это отверстие - невозможно. На фото это круг в центре пола перед лестницей

https://i.postimg.cc/766QvrwV/52-IMG-20240813-192948.jpg

https://i.postimg.cc/vmGNz6KC/36-IMG-20240813-192757.jpg

0

60

И еще есть легенда, что «Дом с ротондой» когда-то служил местом встреч петербургских масонов.

Были в ротонде и неприятные инциденты. Однажды утром жильцы парадной обнаружили молодого человека, повесившегося на крючке от люстры. Он торчит аккуратно над круглым проемом лестницы и туда без специальных приспособлений не забраться. Это произвело на всех мистическое впечатление.

https://i.postimg.cc/DZSkrXJn/37-IMG-20240813-191748.jpg

https://i.postimg.cc/CKPpnNKc/38-IMG-20240813-192321.jpg

Окно на верхней площадке

https://i.postimg.cc/rm76QwxW/39-IMG-20240813-191857.jpg https://i.postimg.cc/5tNMtGfH/40-IMG-20240813-191920.jpg

Акустика в Ротонде действительно интересная. Если шепнуть что-нибудь, стоя лицом к стене, фразу услышат многие присутствующие. Наш гид-"хранитель" это и демонстрирует.

https://i.postimg.cc/Xq5Rh6kP/40-IMG-20240813-191938.jpg

Говорящий может находиться справа от вас, но голос будет доноситься слева. И наоборот. Звук будто прокатывается по полусферическому потолку и идет по кругу.

https://i.postimg.cc/CLTT8dFp/41-IMG-20240813-191818.jpg https://i.postimg.cc/kMtPDWPy/42-IMG-20240813-192106.jpg

Ныряем ?

https://i.postimg.cc/8PR8mD5J/43-IMG-20240813-192616.jpg

Самый завораживающий вид - это с верхней площадки вниз.

https://i.postimg.cc/sgjLPhqq/46-IMG-20240813-192012.jpg

https://i.postimg.cc/mrh6JGbS/49-IMG-20240813-192147.jpg

https://i.postimg.cc/bwmBmvjJ/50-IMG-20240813-192718.jpg

В Ротонде проходят концерты , выступают барды, бывают поэтические вечера.
А еще тут любят животных и держат кошек, они ловят мышей и крыс. Одну кошку мы встретили во дворе.

https://i.postimg.cc/X7QLbD11/54-IMG-20240813-193308.jpg

После такого необычного места мы продолжили путь по Гороховой, пересекли Фонтанку и на противоположной стороне нам повезло попасть в один необычный двор.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Августовский Питер на пять дней в 2024 году.