Из зала с колоннами проходим в соседнее небольшое помещение, которое соединялось с бывшим вестибюлем вот этим окном. Интересно, для чего оно. Может быть в бытность тут больницы здесь принимали передачи.
В этом помещении стоит "Плоский фонтан" автора Вильгения Мельникова. ( Дутая сталь, сварка, деформация экскаватором )
Работа сделана специально для выставки. Издалека «Плоский фонтан» кажется вполне стандартной классической композицией, но, чем ближе мы к ней подходим, чем пристальнее разглядываем ее, тем сильнее меняется наше представление. Иллюзия классической формы тает на глазах.
Фонтан состоит из двух частей. Верх сделан по мотивам брюссельского Маннекена Писа, а низ – по мотивам фонтана Витали, который когда-то стоял на Лубянской площади. Фонтан Витали поддерживали четыре мальчика, которые символизировали Волгу, Дон, Днепр и Неву.
Сейчас фонтан Витали стоит в Нескучном саду, перед бывшей усадьбой Порфирия Демидова, двоюродного брата строителя нашего здания на Новой Басманной.
Порфирий не стал продолжатем горного дела , а стал ботаником и путешественником.
Собрал уникальный гербарий, разводил певчих птиц, написал целое исследование о пчёлах. Забавный персонаж. Известен, как самый большой меценат того времени. Вкладывал деньги и в образование (основал "Демидовское коммерческое училище" в Москве, затем "Петербургское коммерческое училище"; вложил огромные деньги в основание и строительство "Московского воспитательного дома". А затем При воспитательном доме создал "родильный институт".
Но большую известность Порфирию Демидову принесли его выходки и эпатаж.
В своём Нескучном саду Порфирий устраивал шутихи. В сад пускали всех, кто был прилично одет и не рвал цветы. Если какой-нибудь молодой человек хотел сорвать цветок для своей девушки, то стоящая рядом статуя оживала и грозила молодому человеку пальцем.
Организовал в Петербурге праздник на собственные средства, да с таким размахов, что за время проведения от алкогольной интоксикации погибло около пятисот (!) человек. В июле в Москве организовал катание на санях, выкупив для имитации снега неимоверное количество соли.
Дочерей выдавал замуж исключительно за фабрикантов и купцов, никаких дворян, выдавая крупные суммы в виде приданного, а по бумагам проводил: "Приданное - 99р. 99 коп." Много можно еще про него рассказывать, но вернусь к фонтану Вильгения Мельникова.
При создании скульптур художник работает в соавторстве с силами природы и современной технологией. Сперва его скульптуры из металла надуваются с помощью высокого давления воды, затем свариваются, и как только работа, по мнению художника, завершена на 100%, идет в ход следующий «мазок кисти». В зависимости от искомого состояния, которым должна будет обладать работа, это может быть или ковш экскаватора, или деформация гидровзрывом. Такой подход как нельзя лучше вписывается в пространство дома Демидовых— дворца, чьи классические формы деконструированны временем и историей.
Фонтан стоит в помещении с окном, оно замаскировано. За окном – двор. Во дворе при больнице № 6 тоже стоял фонтан, хотя и простой. Так что опять есть перекличка между работой художника и этим домом.