Ксения
история материализуется..
вспомнила Брюллова с его Помпеями...
а Семирадский?
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Ворота в Арктику, Архангельск в октябре 2024
Ксения
история материализуется..
вспомнила Брюллова с его Помпеями...
а Семирадский?
Герой портрета – известный собиратель картин русских художников, завещавшийо свое собрание Московскому публичному и Румянцевскому музею. В 1844 году одновременно с великой княгиней Марией Николаевной он также получает звание почетного любителя Академии художеств. Портрет отличается объективным и серьезным подходом художника к изображению человека, без тени парадности или расчета на внешний эффект.
Высоким мастерством отмечен «Портрет великой княгини Марии Николаевны» (1819-1876), исполненный кистью неизвестного художника. Перед нами молодая красивая женщина с решительным и волевым лицом. Глаза портретируемой, написанные с большим мастерством, напоминают нам об её отце – Николае I.
Обладая сильным отцовским характером, Мария Николаевна заявила, что не покинет Россию, как это надлежало царским дочерям, которых принято было выдавать замуж за наследников европейских царствующих домов. Ее избранником стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский, сын Евгения Богарне, пасынка Наполеона, поступивший на русскую службу.
Он являлся одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Почетный член Академии наук за достижения в области гальванопластики, обладатель одной из лучших в Европе художественных коллекций, знаток истории искусств, в 1843 году указом Николая I он был назначен президентом Академии художеств. Великая княгиня, унаследовавшая от отца любовь к живописи и страсть к коллекционированию, в 1844 году была избрана почетным любителем академии.
После ранней смерти мужа в 1852 году она стала президентом Академии художеств. «Одаренная умом замечательным и необыкновенно тонким пониманием в живописи и скульптуре», она много «содействовала процветанию русского искусства», художники неизменно имели в ее лице «просвещенную покровительницу», – писала о ней фрейлина А. Ф. Тютчева.
Имя автора портрета представляет собой загадку. Подобный портрет кисти Тимофея Андреевича Неффа украшает и сейчас зал Академии художеств, где представлены все ее президенты. Предположение о том, что в Архангельском музее находится авторское повторение, не подтвердилось технико-технологическим исследованием портрета. Очевидно, произведение написал не менее талантливый мастер, имя которого еще предстоит определить.
Отредактировано Loconte (2025-03-16 12:23:59)
Музей "Старинный особняк на Набережной".
Выставка «Архангельск. Городские модницы».
Галя, отлично, что с выставкой Ваш приезд совпал А, возможно, выставка стала одной из причин поездки...
Картины русских художников разместились в анфиладе залов с паркетными полами, изразцовыми печами, расписными потолками и лепными украшениями,
погружающими зрителя в атмосферу ушедшей красоты.
Картины чудесны, да еще и находятся в таких интерьерах!!!
Похоже, Архангельск - один из городов который, по хорошему, пропускать нельзя...
Отредактировано Неслучайные гости (2025-03-16 13:15:14)
Достойная коллекция
«Усадебный дом Е. К. Плотниковой»
Отличный усадебный дом и коллекция!
«Портрет великой княгини Марии Николаевны» (1819-1876)
Ну, копия своего отца!
Неслучайные гости
отлично, что с выставкой Ваш приезд совпал
Похоже, Архангельск - один из городов который, по хорошему, пропускать нельзя...
Лена ГМ
K-Olga
Ну, копия своего отца!
ага, первое, что я подумала
Натюрморт в русском искусстве появился в XVIII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир. Русская живопись XIX века не богата натюрмортами. И большой удачей для музея явилось приобретение из частной коллекции «Натюрморта с цветами и фруктами» Фомы Гавриловича Торопова.
Имя этого художника, вышедшего из крепостных крестьян, ученика императорской Академии художеств, теперь мало кому известно, его работ сохранилось немного. На академических выставках встречались его портреты, несколько натюрмортов хранятся сейчас в Третьяковской галерее.
Художник рисует зрителю щедрую картину редкого, почти экзотического, изобилия цветов и фруктов. Вспомните, ведь в русских усадьбах XVIII – XIX в оранжереях выращивали даже экзотические плоды. За кажущейся случайностью в расположении цветов и фруктов скрывается несомненное композиционное мастерство мастера. Картина создаёт общее настроение чего-то нарядного и праздничного.
В 1850-1860 годах не было светской гостиной, где бы не красовалась головка Ивана Кузьмича Макарова. Кисть его была мягкая и деликатная, рисунок отличался безусловной точностью и смелостью прежних русских мастеров.
Особенно удавались художнику Ивану Кузьмичу Макарову женские и детские портреты. Глава многочисленного семейства, нежный и любящий отец, он особенно охотно писал детей. «Дети Макарова – это диковинные живые цветы в пене кружев, складках атласа, бархата, шелка... Дети для него – идеал жизнерадостного бытия человека», – писала одна из исследователей творчества художника.
Таким диковинным цветком в экспозиции стал портрет Машеньки Толстой. О ее судьбе мы знаем немного. Современники вспоминают ее отца, графа П. Д. Толстого. Он происходил из древнего дворянского рода и был редкий, благороднейший и добрейший человек. Братья Марии служили офицерами в русской армии. О ней самой пока известно лишь то, что она стала фрейлиной высочайшего двора. Как вспоминает граф Сергей Дмитриевич Шереметев в своих мемуарах, «старшая дочь графа Марья Павловна была красивая и милая девушка».
Отредактировано Loconte (2025-03-16 18:31:58)
Айвазовский И.К. (1817–1900) Ниагарский водопад. 1900
Владимир Васильевич Стасов писал: «У Айвазовского есть своя действительно поэтическая жила, есть порывы к истинной красоте и правде». В 1892 году Айвазовский предпринял своё самое далёкое путешествие – посетил Америку. В этом году континент отмечал 400-летие открытия. Цель своего посещения художник описал так: «изучение океана, увидеть Ниагарский водопад, написать новые картины от впечатлений в Америке». Перед нами последнее большое полотно Айвазовского «Ниагарский водопад», авторское повторение одноименной картины 1893 года, написанное незадолго до его смерти. Иван Константинович всегда относился к своему творчеству с большой строгостью: "Я должен признаться, к сожалению, что слишком рано перестал изучать природу с должной реальной строгостью, и, конечно, этому я обязан тем недостаткам и погрешностям против безусловной художественной правды, за которые мои критики совершенно обоснованно меня осуждают. Этого недостатка не выкупает даже та искренность, с которой я передаю мои впечатления, и та техника, которую я приобрел пятидесятилетней неустанной работой"
Условному академическому пейзажу передвижники противопоставляли обыденный вид с натуры. С наибольшей силой эти новые реалистические установки отразились в творчестве Ивана Ивановича Шишкина. С натуралистической точностью он писал этюды, а затем на их основе сочинял картины. Внимательный взгляд отмечал каждую ветку, каждую травинку, все это бережно воспроизводилось, однако не лишало пейзажи живописной выразительности. Его сосны и дубы воплощают первородную мощь родной земли, ее здоровый дух и исполинскую силу. Кажется, ничем не примечателен пейзаж «Лес с горы». Но обжитой и приветливый лес, приглашающий войти в свою чащу по протоптанной тропинке, привлекает узнаваемостью родного пейзажа. Художник великолепно передает освещенные солнцем медно-красные стволы сосен, покрытые снизу зеленоватым мхом, густые фиолетовые тени, отбрасываемые ими на траву, скользящие прозрачные полутени, уходящие в глубину пространства. Всё пронизано светом, воздухом, словно пахнущим смолистой хвоей. Как верно заметил И.Н. Крамской, творчество Шишкина являет собой «верстовой столб в развитии русского пейзажа».
Этюд «Лунный пейзаж» создан в пору работы над картиной «Сумерки. Стога», хранящейся в Третьяковской галерее. В то время Левитан искал способы передачи тишины и задумчивости лунной ночи. «Я бы хотел выразить грусть, она разлита в природе. Это какой-то укор нам», – писал художник. Ольга Леонидовна. Книппер-Чехова рассказывала: «Один пейзаж помню. Лунная ночь. Пригорок. Слева несколько березок. Он говорил, что шесть лет работал эту картину, пока достиг желаемого лунного света». Музейная экспозиция представляет один из вариантов этого шестилетнего поиска. Известно, что 1900 год Левитан встречал у Антона Павловича Чехова в Ялте. Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», он написал такой сюжет и для дома Чехова на маленьком надкаминном панно. Философская глубина взгляда Левитана на мир созвучна образам Чехова, который часто выражал свои сокровенные мысли через пейзаж. Героини чеховского рассказа «В овраге» в скорбную минуту верят, что «как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и все на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью…».
[/url]
Живая прелесть этюда Исаака Ильича Левитана «Папоротники у воды» превосходит написанную позже картину «Папоротники в бору». Этюд замечателен красотой живописи, с ее тонкими переходами зеленых тонов. Куст папоротника становится композиционным центром этюда, приобретает особую самостоятельность, позволяющую говорить о своеобразном «натюрмортизме» в его решении. Неслучайно Левитан обращается в эти годы непосредственно к натюрморту. По свидетельству Алексея Александровича Федорова-Давыдова, этюды к картине «Папоротники в бору» Левитан писал летом 1895 года в поместье Горки Тверской губернии, принадлежащем Анне Николаевне Турчаниновой.
Отредактировано Loconte (2025-03-17 00:42:40)
Развернувшаяся особенно остро в конце 50-х – начале 60-х годов борьба за широкую демократизацию искусства и его активную роль в общественной жизни не могла не отразиться и на развитии пейзажной живописи. Изображение национального пейзажа приобретает глубокую идейную содержательность и демократическую окраску в творчестве пейзажиста-передвижника Алексея Кондратьевича Саврасова. Картина Саврасова "Чумаки" не дает представления о творчестве художника, известного всем автора картины "Грачи прилетели". Но она обогащает наше представление о раннем, наименее изученном периоде его творчества, для которого характерно увлечение романтической трактовкой природы в сочетании с передачей непосредственно увиденного жанрового мотива. Сказывается школа художника-романтика Максима Никифоровича Воробьева. В начале 1850-х годов художник едет на юг России и на Украину. В бескрайних пространствах степей, в богатстве красок закатного неба художник нашел ту возвышенную красоту, которой будут отмечены многие его пейзажи. Выбор сюжета свидетельствует и о тревоге художника за судьбу своих героев: чумаками в Крыму называли перевозчиков соли, их профессия была опасна из-за риска заразиться чумой в связи с часто вспыхивающими здесь эпидемиями.
Конкретный жанровый мотив приобретает романтическую окраску. Художника привлекает эффектное состояние природы: золотисто-алый закат, который он передает при помощи прозрачных лессировок: тонкой градации цвета, плавных переходов одного тона в другой. Низкий горизонт (2/3 холста занимает закатное небо) усиливает ощущение бесконечности вселенского простора, грозной торжественности природы, которая, кажется, в состоянии подавить и поглотить этих одиноких людей, затерявшихся в бескрайней степи...
"С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей земле" – скажет Исаак Ильич Левитан. Саврасов был передовым педагогом. 25 лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. "Изучайте и чувствуйте" - основа его педагогической системы. У него учились Левитан и Светославский, Коровин и Каменев... Саврасов - один из наиболее глубоких и тонких поэтов родной земли.
Среди первых русских художников, обратившихся к сценам из народной жизни, был Андрей Андреевич Попов. Он учился в Академии художеств у Максима Никифоровича Воробьева и Богдана Павловича Виллевальде. В 1850-е годы успешно выставлялся на академических выставках, за картину «Склад чая на Нижегородской ярмарке» был награжден большой золотой медалью и пенсионерской поездкой в Париж и Рим. Автор широко известной «Демьяновой ухи» представлен в экспозиции музея небольшой картиной «Утро на кухне (Кухарка)».
Для художника, творчеству которого было чуждо сатирическое направление, характерно при изображении окружающей жизни всё дрянное и грубое не выпячивать на первый план. Он любуется просветленностью и радостью маленьких непримечательных людей, жизнь которых полна труда и лишений. Живописец стремится к безыскусственности, к простоте выражения повседневной жизни. Не зря, современники отмечали в его картинах "основательное знание быта". Его творчество смыкается с распространенным в 60-х годах литературным жанром – фельетоном и бытовым очерком. Всё это мы находим в его работе "Утро на кухне", написанной со свойственной художнику повествовательностью, несколько нарочитой детализированной проработкой второстепенных деталей, отнюдь не мешающих целостному восприятию картины. Колорит благородный с преобладанием серовато-лиловых тонов. В работе прослеживаются традиции родоначальника критического реализма в русской живописи – Павла Андреевича Федотова. Уделяя повышенное внимание мастерски написанным деталям, художник погружает зрителя в атмосферу той жизни, которой живет молодая женщина. Легко догадаться, что хозяин ее небогат, а круг обязанностей широк. Академическая выучка сказалась в цветовой гармонии и композиционном решении: фигура молодой женщины и разбросанные предметы вписаны в треугольник, подчеркнутый перекладиной стола, тенью от трубы, другими деталями. Работа Попова "Утро на кухне" дает возможность убедиться, что художник не поднимался ещё до каких-либо глубоких социальных обличий, но само обращение к теме маленького человека, изображенного с большой душевной теплотой и симпатией, было крайне важно в те годы. Подававший большие надежды художник после заграничной поездки из-за болезни работал мало и вскоре был позабыт.
В этом зале эффектный потолок.
Пален (фон дер Пален) Мария Ивановна (в девичестве Вуич; 1850 -1940) - русская художница, баронесса. Окончила ИАХ в 1870 г. в одно время с Ю. Ю. Клевером, Г. И. Семирадским, Е. М. Бем, Е.Е Волковым, в дальнейшем продолжала совершенствоваться в частных мастерских. Училась у А. Д. Литовченко, К. В. Лемоха и П. П. Чистякова. Состояла членом Первого Дамского художественного кружка в С.-Петербурге с 1882 по 1918 г., Петербургского общества художников с 1884 г.
В 1917 году, после революции, Мария Ивановна с сыновьями, Владимиром и Эммануилом, эмигрировали в Германию. Далее о жизни Марии и Владимира почти ничего не известно, а вот Эммануил стал научным сотрудником, а потом и профессором астрофизической лаборатории в Потсдаме. Преподавал в Швейцарии в Базельском университете.
Иван Николаевич Крамской, вдохновитель «передвижников», – крупнейший мастер реалистического портрета. Его портреты поражают глубиной анализа и непосредственной правдивостью. Признанными шедеврами стали портреты Толстого, Некрасова, Третьякова, Салтыкова-Щедрина. Образы крестьян занимают особое место в портретном творчестве Ивана Николаевича Крамского. Они сыграли большую роль в формировании Крамского-портретиста. Известен эпизод, когда молодой Крамской написал этюд старика-крестьянина, отмеченный большим сходством с моделью. Однако сам натурщик отнесся к своему изображению критически. «Ты, может, то и нарисовал, а душу забыл», – сказал он. «Как же душу-то рисовать?», – обиделся художник. «А это уж твое дело – не мое», – отвечал крестьянин. Разговор произвел на молодого живописца очень сильное впечатление и повлиял на все его дальнейшее творчество. Интерес к душе модели будет читаться во многих работах Крамского. Крестьянские портреты, скромно названные этюдами, были выставлены им уже на первых передвижных выставках: «Пасечник» (1872), «Мельник» (1873), «Полесовщик» (1874), затем «Созерцатель» (1876), «Мина Моисеев» (1882). Крамской хотел написать большую картину из жизни деревни – крестьянский сход – и рассматривал этюды как будущие типажи. В каждом отражена неповторимая личность со своей судьбой и в то же время дана точная социальная характеристика. Его крестьяне разные – скорбно-задумчивые, настороженные, лукаво-насмешливые, но всегда значительные, всегда виден их характер, для передачи которого выбирается поза портретируемого, поворот головы, жест рук. «Старик-крестьянин», которого вы видите, дополняет эту серию. В его облике соединяются острое чувство действительности и, одновременно, созерцательное отношение к ней. Вместе с тем, в этом образе выражено и то присутствие "здравого смысла, ясности и положительности в уме, которые ещё Белинский отмечал как характерную особенность русского народа. Нам запомнится и его облик – величавый и благородный, и его умные, старчески усталые, потухшие глаза, и правильные черты лица, изрядно покрытого морщинками, высохшего, но не потерявшего своей привлекательности и той особой одухотворенности и законченности, которая бывает на лицах людей, проживших долгую, многотрудную жизнь. В глазах крестьянина застыла печаль, он глубоко задумался. Сомкнутые кисти рук создают невидимую преграду, подчеркивающую его погруженность в себя. Крамской – большой мастер тональной живописи. Гармония устойчивых близлежащих цветов передана в этом портрете с большим мастерством, богатство различных оттенков коричневого придает настроение спокойствия. Старик производит впечатление человека мягкого и доброго, терпеливо переносящего свои невзгоды.
Немца по происхождению, Карла Викентьевича Лемоха считают одним из лучших русских живописцев-жанристов конца XIX-го – начала XX-го века. Главной в его творчестве выступала тема жизни и быта русской деревни. Лемох был одним из четырнадцати бунтовщиков, а позже бессменным казначеем Товарищества и участником всех передвижных выставок. Он был лично знаком с семьей Александра III и по распоряжению императора даже изменил своё имя на более близкое для россиян – Кирилл. Жизнь художника была тесно связана с двумя русскими столицами: Петербургом и Москвой. В Петербурге Кирилл Викентьевич давал уроки детям императора Александра Третьего, немало работ мастера находило своих покупателей среди членов царской семьи. Не менее тесные связи Лемох сохранил и с Москвой, купив небольшую дачу в подмосковном селе Ховрино. Именно в подмосковной мастерской художника родились такие его замечательные картины, как „Нищенка”, „Весеннее солнышко”, „Новый член семьи”, „Что случилось?”. Приобретение дачи совпало по времени с рождением у Лемохов дочери Вареньки. Вероятно, сильная любовь художника к дочери распространилась и на её многочисленных друзей – ховринских ребятишек, в окружении которых она проводила летние месяцы. Там, в Ховрино, Лемох неожиданно нашёл одну из тем своего творчества – дети и детство. Произведения, изображавшие детей принесли художнику наибольшую славу.
Появившуюся на XXII выставке передвижников «Варьку» К.В. Лемоха можно считать одним из лучших образов крестьянских детей в русской живописи XIX века. Эта симпатичная девчушка-непоседа, написанная искренне и с любовью, с метко схваченным выражением смышленого личика, – несомненная удача художника, не раз обращавшегося к изображению крестьянских детей. Образ девочки созвучен времени. Серовское «хочу отрадного» задело и этого приверженца передвижничества, и уже не болью и страданием, а светлым радостным чувством наполнено его полотно.
Отредактировано Loconte (2025-03-17 08:22:30)
В собрании музея есть ранний Репин, его знаменитый «Христос», этюд к конкурсной картине «Воскрешение дочери Иаира», написанной в 1871 и вошедшей в коллекцию Государственного Русского музея. Этюдов маслом к этой картине совсем немного. Илья Ефимович Репин в то время увлеченно работал над своими «Бурлаками», и предложенная на соискание золотой медали тема его не вдохновила. Он даже собирался отказаться от конкурсной работы, но когда времени почти не осталось, вдруг понял, как напишет картину. Образ Христа сложился почти сразу. Существует эскиз картины в Третьяковской галерее, несколько графических набросков композиции в Русском музее и Третьяковской галерее, а этюд Христа, выполненный маслом, возможно, единственный. На репинской выставке 1936 года выставлялся именно этот этюд. Фигура Христа – главное в картине. Спокойное величие образа подчеркивается ритмом вертикальных складок ниспадающих одежд и задает тон сцене, где нет суеты и все застыло в ожидании чуда. Уже в этюде выверена высота ложа, куда положил руку Христос. Найден источник освещения, определено классическое сочетание цветов синего гиматия и красного хитона, как у Христа в знаменитой картине Александра Андреевича Иванова. Художник демонстрирует мастерство изображения драпировок, которое в будущей картине проявится с особой силой, сообщив ей музыкальный ритм. Недаром, чтобы поддерживать состояние, при котором только и могла создаваться эта сложнейшая по содержанию картина, Репин просил своего двоюродного брата Василия, ученика консерватории, играть первую часть Лунной сонаты Бетховена.
Итоговый вариант картины находится в Нижнем Новгороде, подробно можно посмотреть здесь
Арзамас -Дивеево -Н.Новгород- Городец 2024 г Ч.3 НХМ
Пост. 47-49
Картину художник писал, уже будучи сложившимся мастером со своей индивидуальной манерой. На полотне представлено не классическое изображение охоты, а бытовой жанр, обыгрывающий эту тему. Маковский изобразил незначительный эпизод — встречу на дороге в лес двух охотников, один из которых попросил закурить. Образы двух мужчин построены на контрасте. Один держит дорогое ружьё, обут в хорошие сапоги, рядом с ним породистые нетерпеливые собаки. На ногах второго — лапти, его сопровождает худая собака. Однако общее увлечение охотой сближает героев, несмотря на социальное различие.
Отредактировано Loconte (2025-03-17 08:48:58)
НАВИГАТОР по рассказам о России | Рассказы: Россия | 2025-04-03 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Ворота в Арктику, Архангельск в октябре 2024