Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в ГИМ.


Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в ГИМ.

Сообщений 11 страница 20 из 27

11

Следующий портрет, где нам предлагают обратить внимание на украшения платья и брошь в виде портрета - это графиня П.И.Шереметева (Неизвестный художник 1800-1801 г).
Так как же крепостная актриса стала графиней ?

https://i.yapx.ru/YWER2l.jpg

Знаменитая русская актриса и певица Прасковья Жемчугова родилась 20 в 1768 года в деревне Березино Юхотской волости Ярославской губернии в семье Ивана Степановича Ковалева, крепостного кузнеца графа П. Б. Шереметева.
Иван Ковалев  был горбатым, так как страдал туберкулезом позвоночника, поэтому одно время его фамилия звучала как Горбунов. Хотя он и считался отменным мастером своего дела, но крепко выпивал и часто буянил. Мать, Варвара Борисовна, растила четырех сыновей и двух дочерей – Прасковью и Матрену.
В шесть лет у Параши (уменьшительное имя от Прасковьи) обнаружились артистические способности и прекрасный голос, и она была взята в Кусково, подмосковную усадьбу Шереметевых, и «определена к театру». Ее воспитание граф Петр Борисович Шереметьев поручил княгине Марфе Михайловне Шереметевой-Долгорукой, проживавшей в имении на правах родственницы. Парашу стали учить французскому и итальянскому языкам, игре на арфе, клавесине и гитаре, вокалу и танцам, а также изысканным манерам: ее готовили для труппы одного из лучших крепостных театров России, создателем которого был граф П. Б. Шереметев, знатный и богатый вельможа времен Екатерины II.
В середине XVIII века русские дворяне увлекались устройством в своих имениях крепостного театра. На сцене широко известного в то время шереметевского театра давались драматические, оперные и балетные представления. Все артисты, число которых доходило до 95 человек, были набраны из крепостных. Для обучения сценическому мастерству одаренных детей и подростков приглашались как лучшие русские певцы, музыканты и актеры, так и иностранные профессиональные педагоги. Все они единодушно пророчили Параше блестящее будущее.
22 июня 1779 года в возрасте 11 лет Параша Горбунова дебютировала в роли служанки в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». Успех пришел к ней в 1781 году после проникновенного исполнения партии Лизы в комической опере Пьера Монсиньи «Дезертир, или Беглый солдат». В следующем году одаренной девочке была поручена роль Белинды в опере Антонио Саккини «Колония, или Новое поселение». В этом спектакле актриса впервые выступила под фамилией «Жемчугова». Хозяин театра дал актерам сценические имена по названиям драгоценных камней: Гранатова, Алмазова, Жемчугова. Театральные хроники того времени назвали Прасковью «жемчужиной шереметевских самоцветов».

https://i.yapx.ru/YWER4l.jpg

Прасковья обладала красивым лирико-драматическим сопрано. Артистический талант давал ей возможность играть как комедийные, так и драматические роли. В 16 лет она заслуженно стала примой театра, и слава о ней распространилась по всей Москве. Послушать ее пение съезжалась в Кусково вся московская знать.
В 1785 году Жемчугова с триумфом выступила в роли Элианы в опере Гретри «Браки самнитян». В этом спектакле она создала образ прекрасной и мужественной девушки, бесстрашно боровшейся за право на счастье. Это была ее звездная роль, которую Жемчугова играла в течение 12 лет – небывалый случай в истории крепостного театра.
Эту же партию Прасковья Жемчугова исполнила 30 июня 1787 года в новом, перестроенном здании театра в Кусково, открытие которого было приурочено к визиту в усадьбу Екатерины II. На императрицу спектакль произвел неизгладимое впечатление. Она была восхищена игрой крепостных актеров, особенно игрой и великолепным, завораживающим пением исполнительницы главной партии – Прасковьи Жемчуговой, которой пожаловала перстень с бриллиантами, сняв его со своей руки.
В 1797 году посетил шереметевский театр в Останкине и последний польский король Станислав II Понятовский. Наслаждались ее пением и император Павел I, и австрийский эрцгерцог – император Священной Римской империи Иосиф II, и шведский король Густав III, и другие знатные особы. Всего же Прасковья Жемчугова исполнила около 50-ти оперных партий.
Постепенно любовь к музыке и совместные занятия сблизили графа и крепостную актрису
На века рядом с именем Прасковьи Ивановны Жемчуговой будет стоять имя ее супруга – графа Николая Петровича Шереметева. Вернемся в нашем рассказе на 20 лет назад. В июне 1773 года молодой граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809) вернулся в Россию после четырехлетнего пребывания в Европе, где повышал свое образование. Главным делом его жизни стал созданный его отцом домашний театр. Он подбирал репертуар, сам виртуозно играл на виолончели в оркестре во время спектакля, посещал репетиции. Когда перед ним впервые выступила маленькая Параша, он буквально пришел в восторг от ее чудесного голоса. Позднее он напишет об этом так: «Если бы ангел сошел с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен», – такое сильное впечатление произвел на него удивительный голос маленькой певуньи. Граф проникся симпатией к таланту девочки, окружил ее заботой и стал уделять ей много времени: аккомпанировал ей и бывал на всех репетициях спектаклей с ее участием. Когда девочка подросла, молодой граф полюбил играть с ней на клавесине в четыре руки и разучивать арии из разных опер. Постепенно любовь к музыке и совместные занятия сблизили графа и крепостную актрису. Он увидел в ней родственную душу и без памяти влюбился, осознав, что вырвать ее из своего сердца уже не в силах. «Никогда ни на ком не женюсь, кроме Прасковьи!» – твердо решил сиятельный граф.
После смерти отца в 1788 году Николай Петрович стал сказочно богат, получив в наследство 200 тысяч душ, более 700 тысяч десятин земли и годовой доход в миллион рублей. Богатый и красивый граф был завидной партией для любой аристократки, но страстно любил только собственную крепостную – звезду театра Прасковью Ивановну Жемчугову.
В те годы многие помещики грешили связями с крепостными девушками, поэтому никто не удивился, когда Николай Петрович приблизил к себе 19-летнюю Прасковью и после смерти отца стал с ней открыто жить, построив ей отдельный дом в Кусковском парке. Но в отличие от любовных интрижек помещиков с их крепостными, отношения Николая и Прасковьи были освящены чувством искренней любви и привязанности, основанной на вере, любви к искусству и глубоком взаимном уважении.

https://i.yapx.ru/YWER5l.jpg

И Николай, и Прасковья были глубоко верующими людьми, и в этом была самая большая трагедия их совместного проживания. Их приходской церковью был храм в честь святителя Николая Чудотворца, расположенный у Старого Каменного моста. Влюбленных мучила совесть, что они живут во грехе. Стараясь искупить грех блуда перед Богом, Николай Петрович под влиянием Прасковьи построил в конце ХVIII века церковь Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, величественный Дмитриевский собор в Спасо-Яковлевском монастыре в Великом Ростове.
В 1795 году Николай Шереметев ради своей возлюбленной выстроил во дворце Останкино новый театр, на открытии которого Прасковья исполнила роль пленной турчанки Зельмиры в героической опере «Взятие Измаила». Там же она сыграла последние в своей карьере спектакли.
В 1797 году Павел I пожаловал графу Николаю Петровичу Шереметеву, своему другу детства, звание обер-гофмаршала (т.е. распорядителя всего хозяйства императорского Двора). Это назначение обязывало графа присутствовать при Дворе, и 37-летний граф вместе со своей невенчанной женой Прасковьей Жемчуговой переехал в Петербург. С собой в столицу он взял и лучшую часть своей труппы. Он поселился в Фонтанном доме, в котором прошло его детство. Однажды Фонтанный дом посетил Павел I, которому показали оперу «Самнитские браки». Император хотя и восхитился игрой Прасковьи, но согласия на брак графа с крепостной актрисой не дал.
В сыром климате Петербурга у Прасковьи Ивановны обострился туберкулез, предрасположенность к которому она унаследовала от отца, пропал голос, и она была вынуждена оставить сцену. Не мысля существование театра без Жемчуговой в качестве примы, граф закрыл его, выдав актрисам деньги на приданое, а актеров пристроил служащими в имении.
Кроме климата, слабое здоровье Прасковьи подтачивали душевные муки: она очень тяготилась жизнью во грехе, тем, что в сущности была содержанкой графа. Сливки петербургского общества на всех приемах и во всех гостиных злословили по поводу неприличной связи графа Николая Петровича с «крепостной выскочкой». В искренность их чувств не верили, обвиняя графа и актрису в разврате. Эти сплетни доходили до Прасковьи, и она страдала и часто плакала. С болью переживал эту безвыходную, как ему казалось, ситуацию и сам Николай Петрович. Он сознавал свою вину перед Прасковьей, но сословные преграды не давали ему возможности жениться на простолюдинке. Как писал один из дворян, «крестьянкам в женах быть не годится за низостью своего рода». А тем более «не годилось» жениться на актрисах, которых запрещалось даже хоронить на православном кладбище, а только за его оградой.
В 1798 году граф Шереметев дал вольную своей избраннице и всей семье Ковалевых.
Когда в 1801 году на престол вступил Александр I, известный своими либеральными взглядами, граф решил воспользоваться этим обстоятельством и начал предпринимать шаги к сочетанию с возлюбленной законным браком. За огромную сумму ему удалось сфабриковать документы, из которых следовало, что предком актрисы был якобы шляхтич Якуб Ковалевский, который оказался в 1667 году в русском плену, а его потомки перешли на службу к русскому царю. Следующим шагом было получение благословения на брак московского митрополита Платона. Так были преодолены некоторые препятствия к венчанию.
6 ноября 1801 года граф Шереметев тайно обвенчался с Прасковьей Ивановной Жемчуговой в московской церкви святителя Николая Чудотворца у Старого Каменного моста. На таинстве Венчания присутствовали лишь самые близкие друзья новобрачных. Так крепостная крестьянка Прасковья Жемчугова стала графиней Шереметевой – законной супругой перед Богом и людьми.
Но, к сожалению, счастье ее длилось недолго – всего два года. Поняв, что она беременна, Прасковья была безмерно рада: беременность стала для нее знаком, что Господь простил ей ее жизнь во грехе, а главное, она теперь сможет осчастливить мужа, давно мечтавшего о наследнике. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына Дмитрия, которого назвали в честь почитаемого в семье святителя Димитрия Ростовского. Сразу же после рождения сына к главной иконе петербургского храма в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость» ею была пожертвована бриллиантовая с сапфирами цепочка. Беременность и роды подорвали ее здоровье. Несмотря на нежную заботу мужа, его трепетное к ней отношение, она умерла спустя 3 недели после родов – 23 февраля. «Жития ей было 34 года, 7 месяцев, 2 дня». Легко можно себе представить, что чувствовала она перед смертью, понимая, что расстается с любимым мужем и сыном-младенцем.
Похоронили графиню в усыпальнице церкви святого Лазаря Александро-Невской лавры г. Петербурга. За гробом шли ее товарищи по сцене: актеры, музыканты, также слуги. Никто из высшего света не почтил память графини. Отпевал ее митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Амвросий. Сам безутешный вдовец на похоронах не присутствовал: «пребывал в бесчувствии», «в мучительной горести», как сам он напишет позже. В письме сестре граф писал:
«Пожалей о мне. Истинно я вне себя. Потерял достойнейшую жену и в покойной графине Прасковье Ивановне имел я почтения достойную подругу и товарища».
Так закончилась красивая история светлой и печальной любви графа Николая Шереметева и его несравненной возлюбленной – Прасковьи Жемчуговой.
Николай Петрович обратился к императору Александру I, умоляя его признать новорожденного сына законным наследником семьи Шереметевых. Царь официально признал брак законным и дал согласие на признание за младенцем Дмитрием графского титула.
Графиня Прасковья завещала свои личные средства и драгоценности осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Потеряв единственную в своей жизни любовь, Николай Петрович последние 6 лет жизни посвятил благотворительности. Он выполнил волю покойной жены: пожертвовал часть капитала на помощь бедным невестам и ремесленникам; выделил средства на выкуп должников из тюрем и на погребение бедных, открыл Невскую богадельню в Петербурге. В Москве на Сухаревской площади построил Странноприимный дом.
Строительство богадельни и больницы началось еще в 1794 году, когда блистательной актрисе крепостного театра было 23 года. Именно она повлияла на решение графа построить Странноприимый дом. После ее безвременной кончины он решил перестроить здание, сделав его более величественным и достойным памяти незабвенной супруги. При Странноприимном доме граф построил храм в честь Живоначальной Троицы, который недавно был отреставрирован и сейчас является действующим. Странноприимный дом ныне известен как Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
Граф Николай Петрович Шереметев умер 1 января 1809 года. Он завещал похоронить его рядом с любимой супругой. Хоронили одного из богатейших людей России в простом гробу: по воле усопшего все деньги на пышное погребение, соответствующее его званию, были розданы беднякам.
Граф и графиня Прасковья Ивановна Шереметевы вполне могли бы гордиться своим сыном. Граф Дмитрий Николаевич, меценат и благотворитель, был попечителем Странноприимного дома, помогал гимназиям, приютам, отчасти Петербургскому университету. Оказал помощь в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. В Петербурге того времени широко распространилась поговорка: «Жить на шереметевский счет». А когда после освобождения крестьян доходы графа уменьшились, он сократил расходы на личную жизнь, но на дела благотворительности отдавал прежние суммы.

0

12

Лена ГМ написал(а):

величественный Дмитриевский собор в Спасо-Яковлевском монастыре в Великом Ростове.

Не знала. А если и слышала, не связывала информацию...

0

13

Ксения написал(а):

большинство экскурсоводов "приукрашивают" героев своих экскурсий...

В Павловске про Марию Федоровну всегда с восторгом рассказывают, и про их отношения с мужем тоже. Вот прямо образец счастливого супружества.

0

14

Лена ГМ написал(а):

Так закончилась красивая история светлой и печальной любви графа Николая Шереметева и его несравненной возлюбленной

Да, трогательная история. Прочитала с интересом, Лена, спасибо.

0

15

Лена ГМ

будете ли вы читать так много букв, но мне это интересно самой

будем  :yep: Очень интересно. Лена, спасибо!

0

16

Лена ГМ написал(а):

Так закончилась красивая история светлой и печальной любви графа Николая Шереметева и его несравненной возлюбленной – Прасковьи Жемчуговой.

Хорошо написано - и память освежила, и  что-то новое узнала. Написано грамотно и с любовью. И очень волнующе... Лена, спасибо!

0

17

Ксения написал(а):

большинство экскурсоводов "приукрашивают" героев своих экскурсий...  Рассказывают про купца или промышленника - ну прям отец родной для всех рабочих и их семей... А начинаешь "углубляться"... Нечеловеческие условия труда, бесконечные аварии с увечьями, штрафы ...
Мы тоже недавно "освежили" впечатления от Павловского дворца... Уж какая была "дружная" и "любящая" семья у Павла Петровича!

:crazyfun:
а потом удивляются, почему рабочие вынесли все из усадеб и пр.
только единиц спасали от расстрелов сами крестьяне или рабочие

Ксения написал(а):

Разбиралась...Похоже,  платье "для пышнотелой"  принадлежало не Зинаиде (Нарышкиной-Юсуповой), а Татьяне Юсуповой?

у которой портрет Винтерхальтера?
это?
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1d/Princess_Tatiana_Alexandrovna_Yusupova%2C_1858.jpg/800px-Princess_Tatiana_Alexandrovna_Yusupova%2C_1858.jpg
не устаю восхищаться, как Винтерхальтер рисовал платья и драгоценности!

0

18

talusha написал(а):

у которой портрет Винтерхальтера?

Этот и он скоро будет. Вперед забегаешь

0

19

Пора разбавить портреты нарядами и начну с платьев Марии Федоровны, супруги Александра III.   Несколько лет назад здесь же  была выставка Выставка в ГИМ. Придворный костюм из собрания Эрмитажа. и на ней преобладали наряды Марии Федоровны. Вот и на этой выставке аналогично.
Почему именно ее наряды ? Потому что  гардероб  Марии Федоровны и Александра III лучше всего сохранился. Нарядов последнего императора Николая II и Александры Федоровны сохранилось очень мало, при штурме Зимнего дворца все разграбили и уничтожили.
Но в отличии от той выставке¸ здесь нет ее портрета, так что позаимствую фото из того отчета.

Парадный портрет  императрицы Марии Федоровны работы Франсуа Фламенга (1856 – 1923). На этом портрете Мария Федоровна очень хороша.

https://i.yapx.ru/LvLNcl.jpg

Марии Фёдоровне была уготована яркая и полная драматических событий жизнь. Датская принцесса, она была сначала обручена с одним, но вышла замуж за другого, чтобы стать затем императрицей изначально чужой для себя страны. В ее жизни уместились и счастье любви, и большое количество потерь. Она пережила не только своего мужа, но и сыновей, внуков и даже свою страну. В конце своей жизни она вернулась назад в Данию, которая оставалась одним из немногих уголков спокойствия и благополучия в межвоенной Европе.
Миловидная шатенка с прекрасной фигурой. Всегда была подвижной, любила верховую езду, танцы, постоянно занималась гимнастикой. Не смотря на рождение 6 детей имела объем талии 65 см и это без утяжки корсетом.  Даже в преклонном возрасте сохраняла хорошую фигуру.

https://i.yapx.ru/LvLNgl.jpg

Но давайте поговорим об этой императрице подробно.

Мария Фёдоровна  (при рождении Мария София Фредерика Дагмар (Да́гмара, Да́гмарь)— российская императрица, супруга Александра III, мать императора Николая II.
Дочь Кристиана, принца Глюксбургского, впоследствии Кристиана IX, короля Дании. Её родная сестра — Александра Датская, супруга британского короля Эдуарда VII, сын которых Георг V имел портретное сходство с Николаем II.
Принцесса Дагмара родилась 26 ноября 1847 года в жёлтом дворце Копенгагена, рядом с королевским дворцовым комплексом Амалиенборг. Она была четвёртым ребёнком и второй дочерью немецкого принца Кристиана Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургского (1818—1906) и Луизы, принцессы Гессен-Кассельской (1817—1898).  Оба родителя принцессы были правнуками датского короля Фредерика V и праправнуками британского короля Георга II.  В Дании она была известна как принцесса Дагмара, а в семье её всю жизнь звали Минни.
В семье уже было трое старших детей, принц Фредерик, принцесса Александра и принц Вильгельм, позже появились двое младших детей — принцесса Тира и принц Вальдемар. Все они позже заключили выгодные брачные союзы с представителями королевских семей Европы, что принесло их родителям прозвище «тестя и тёщи Европы».

В начале жизни Дагмары семья жила относительно незаметно. Принц Кристиан получал около 800 фунтов стерлингов в год благодаря службе в датской армии. Но в 1852 году её отец по воле великих держав стал наследником бездетного датского короля Фредерика VII. Кристиану был пожалован титул принца Датского и отдан в пользование дворец Бернсторф, где супруги с детьми жили в тёплое время года. Семья продолжала вести скромный образ жизни и очень редко бывать при королевском дворе. Детство и юность Дагмар провела в Дании между Жёлтым и Бернсторфским дворцами, где получила домашнее образование вместе с братьями и сёстрами. Дагмара была близка со своей старшей сестрой Александрой, и всю жизнь у них была крепкая связь.
Доброта, искренность и деликатность Дагмары снискали ей всеобщую любовь среди многочисленных родственников по всей Европе. Дагмар умела нравиться всем без исключения — не потому, что прикладывала к этому какие-то особые усилия, а в силу врожденного очарования. Не будучи редкостной красавицей, принцесса Дагмар, тем не менее, выделялась особой прелестью, которая не могла оставить равнодушным практически никого.
Стоит отметить, что датские принцессы весьма ценились на европейской «ярмарке невест» для знатных аристократичных родов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на юную Дагмар, которая славилась своим замечательным характером и обаянием, обратили внимание и в России. Российский император Александр II и его жена Мария Александровна (урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская), как раз занимались поиском жены для своего старшего сына, наследника престола Николая Александровича.

В 1864 году отец отправил Николая путешествовать по Европе, в частности посетить Копенгаген, где ему советовали особо обратить внимание на юную Дагмар, о которой в царской семье слышали много хорошего. Брак с принцессой из Дании был выгоден России. Так империя хотела упрочить свое положение на Балтийском море в пику Пруссии и Германии. Также данный брак устанавливал бы новые родственные связи, в том числе с Великобританией, отношения с которой долгое время были очень натянутыми. Помимо этого неизменные немецкие невесты в России уже надоели, а датчанка (хоть и из немецкого по своему происхождению рода) никого бы сильно не раздражала ни при дворе, ни в народе. Выгоден был такой брак и Дании — небольшому балтийскому государству, которое получало бы сильного союзника.
Николай Александрович приехал в Копенгаген, чтобы только познакомиться, но сразу же влюбился в юную принцессу. Большеглазая, невысокого роста, миниатюрная она не блистала особой красотой, но покоряла своей живостью, шармом и очарованием. Уже 16 сентября 1864 года Николай сделал принцессе Дагмар предложение, и она приняла его. Она полюбила российского наследника, согласившись ради него сменить веру на православие — это было необходимым условием брака. Однако во время путешествия по Италии цесаревич неожиданно для всех заболел. Начиная с 20 октября 1864 года, он лечился в Ницце. Весной 1865 года его состояние здоровья существенно ухудшилось. 10 апреля к нему в Ниццу прибыл император Александр II, там же был его родной брат Александр и принцесса Дагмар. В ночь на 12 апреля 1865 года после многочасовой агонии 22-летний наследник российского престола скончался, причиной его смерти был туберкулезный менингит. Горе Дагмар поразило тогда всех, в 18 лет она стала вдовой, так и не успев выйти замуж, от скорби и пролитых слез она даже похудела.
Легенда гласит, что умирающий Николай  позвал в комнату Александра и Дагмару, и там соединил руки своего брата и невесты. Красивая трогательная история это или, правда, сейчас уже не так важно.
Правда в том, что после смерти Николая возникла привязанность между Дагмарой и великим князем Александром Александровичем, которые вместе ухаживали за умирающим цесаревичем. Александр Александрович писал отцу: «Я чувствую, что могу и даже очень полюбить милую Минни, тем более что она так нам дорога. Даст Бог, чтобы все устроилось, как я желаю. Решительно не знаю, что скажет на все это милая Минни; я не знаю её чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе. Я усердно молюсь Богу, чтобы Он благословил меня и устроил мое счастье».

Наконец цесаревич решился сделать предложение, о чём 11 июня 1866 года написал отцу: «Я уже собирался несколько раз говорить с нею, но все не решался, хотя и были несколько раз вдвоём. Когда мы рассматривали фотографический альбом вдвоем, мои мысли были совсем не на картинках; я только и думал, как бы приступить с моею просьбою. Наконец я решился и даже не успел всего сказать, что хотел. Минни бросилась ко мне на шею и заплакала. Я, конечно, не мог также удержаться от слез. Я ей сказал, что милый наш Никс много молится за нас и, конечно, в эту минуту радуется с нами. Слезы с меня так и текли. Я её спросил, может ли она любить ещё кого-нибудь, кроме милого Никса. Она мне отвечала, что никого, кроме его брата, и снова мы крепко обнялись. Много говорили и вспоминали о Никсе, о последних днях его жизни в Ницце и его кончине. Потом пришла королева, король и братья, все обнимали нас и поздравляли. У всех были слезы на глазах».

Помолвка состоялась во дворце Фреденсборг недалеко от Копенгагена 17 июня 1866 года; спустя три месяца нареченная невеста прибыла в Кронштадт.
Дагмара приняла православие в соборной церкви Зимнего дворца 12 (24) октября, а на следующий день состоялся обряд обручения и наречения её новым именем — великой княжной Марией Фёдоровной. Браковенчание было совершено в Большой церкви Зимнего дворца 28 октября (9 ноября) 1866 года; после чего супруги жили в Аничковом дворце.

https://i.yapx.ru/YWWv2l.jpg

         Цесаревич Александр Александрович и цесаревна и великая княгиня Мария Федоровна, конец 1870-х гг.

Мария, жизнелюбивая и жизнерадостная по характеру, была тепло принята придворным и столичным обществом. Брак её с Александром, несмотря на то, что их отношения завязались при таких скорбных обстоятельствах (вдобавок, Александру пришлось победить сильную сердечную привязанность к фрейлине Марии Мещерской), оказался удачным; в продолжение почти тридцатилетней совместной жизни супруги сохранили друг к другу искреннюю привязанность.
Отношения Александр III и Марии Фёдоровны были удивительными для дома Романовых. Несомненная любовь и взаимная нежность на протяжении всей жизни — невероятная редкость в царском роду, где часто считалось нормой, женившись по расчету, заводить любовниц.
Очарование молодой жены наследника престола нравилось всем, оказывая на людей по-настоящему магическое действие. Несмотря на свой небольшой рост Мария Фёдоровна отличалась такими величественными манерами, что своим появлением могла затмить всех. На редкость общительная, подвижная, с веселым и живым характером, она сумела вернуть российскому императорскому дому тот блеск, который был потерян после болезни императрицы Марии Александровны. И хотя поведение Мария Фёдоровны давало многим повод упрекнуть молодую цесаревну в некотором легкомыслии и поверхностности своих интересов, она не смотря на это пользовалась всеобщим уважением. В этом нет ничего удивительного, она обладала цельным и очень сильным характером и вместе с тем удивительным чувством такта, который не позволял ей открыто демонстрировать собственное влияние на супруга.

У молодой цесаревны складывались прекрасные отношения со свекровью и свекром. Александр II относился к ней с нескрываемой симпатией, которая несколько сглаживала росшее год от года охлаждение в отношениях с его старшим сыном. Мария Фёдоровна всегда оставалась на стороне своего мужа, разделяя все его чувства, но также играла и роль «буфера», пытаясь насколько это было в ее силах, смягчать и сглаживать конфликты в семье Романовых.
Мария Фёдоровна любила живопись и увлекалась ей, она даже брала уроки у известного российского художника А. П. Боголюбова, также она очень любила верховую езду.

У императорской четы было 6 детей, один из которых умер в младенчестве.

https://i.yapx.ru/YWWynl.jpg

Цесаревна и великая княгиня Мария Фёдоровна с детьми. Слева направо: Георгий, Ксения, Николай. 1879г.

Добавлю, что все сыновья Александра III умрут не своей смертью и довольно молодыми… Георгий от туберкулеза (после аварии на мотоцикле), не доживет и до 30 лет, Михаил убьют большевики (странная и таинственная смерть), а старший сын Николай будет застрелен большевиками с женой и детьми.
С 1881 года Мария Федоровна стала  императрицей и в этой роли она была великолепна. Она обладала притягательностью, а ее жажда деятельности была невероятной. От ее внимания не ускользала ни одна из сторон образовательного дела в Российской Империи. Она немилосердно эксплуатировала своих секретарей, но не щадила и себя. Даже скучая на заседании какого-нибудь комитета, она не выглядела скучающей. Всех покоряла ее манера общения и тактичность. Совершенно откровенно она наслаждалась своим положением первой дамы в Империи.

https://i.yapx.ru/YWW66l.jpg

Мария Федоровна попечительствовала Женскому патриотическому обществу, Обществу спасения на водах, возглавляла Ведомства учреждений императрицы Марии (учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни), Российское общество Красного Креста (РОКК).
В плане нарядов у Марии Федоровны были безграничные возможности, отличный вкус и любовь к украшениям, она была известна своей любовью к балам и развлечениям.
Император же напротив, все это не любил, что это выливалось в забавные ситуации. Когда Александру III хотелось покинуть бал, а этого ему хотелось, чуть ли не в самом начале мероприятия, но зная, как его жена любит танцевать, он поступал тактично и хитро…. Он просто одного за другим, потихоньку выгонял музыкантов! Иногда было так, что оставался один барабанщик! Если и этого было мало, он еще и свет выключал! Пока, наконец, Мария Федоровна как любящая и послушная жена, наконец-то уступала «намекам» мужа и не говорила гостям "Как мне представляется, Его Величество желает, чтобы мы расходились по домам".

За годы царствования Александра III Россия не вела ни одной войны, за что монарх получил официальное прозвание Царь-Миротворец. Его тринадцатилетнее царствование было спокойным и неторопливым, как и сам самодержец. При этом личная жизнь императора, как и прежде, была пронизана счастьем. Оно не было беззаботным, однако действительно было. Внешне в жизни Александра и Марии почти ничего не изменилось. Император, как и раньше, оставался подчеркнуто, некоторые отмечали, что до аскетизма, скромным в быту, и в таком его поведении не было никакой позы. Мария и Александр часто тосковали друг по другу, поэтому старались расставаться как можно реже, а когда это происходило, писали друг другу каждый день письма. Опубликованные позднее эти письма сохранили массу трогательных свидетельств их влюбленности, которая не была растеряна на протяжении всех лет их совместной жизни.

https://i.yapx.ru/YWWzLl.jpg

Современники отмечали, что в царской семье всегда царила удивительно дружелюбная атмосфера, не было конфликтов. Детей они воспитывали в любви, но при этом не баловали. Родители, которые ценили организованность и порядок, старались привить своим детям любовь ко всему русскому, идеалам, традициям, веру в Бога. При этом при императорском дворе была принята английская система воспитания, которая предусматривала обязательные овсяные каши на завтрак для детей, много свежего воздуха и холодные ванны для закалки. Сами супруги не только держали детей в строгости, но и сами жили достаточно скромно, не одобряя роскошь. К примеру, отмечалось, что на завтрак у императора и императрицы были лишь вареные яйца и ржаной хлеб.

В 1888 год произошло крушение императорского поезда  на участке Курско-Харьково-Азовской  железной дороги у станции Борки под Харьковом. Несмотря на многочисленные человеческие жертвы и сильные повреждения подвижного состава, в том числе царского вагона, сам император Александр III и члены его семьи остались живы.
Мария Федоровна вела себя, как героиня, помогая доктору как настоящая сестра милосердия. Только когда император и императрица поняли, что все получили необходимую помощь, они покинули место трагедии. А до этого Мария Федоровна, несмотря на собственные порезы и раны, твердив всем, что с ней все в порядке резала свое белье из багажа на бинты для раненых...

После смерти мужа в 1894 году Мария Федоровна -  вдовствующая императрица.
В июне 1915 г. Мария Фёдоровна выезжала на месяц в Киев. В августе 1915 г. безрезультатно умоляла Николая II не принимать на себя верховное главнокомандование. В 1916 г. переехала из Петрограда в Киев. Поселилась в Мариинском дворце, занимаясь организацией госпиталей, санитарных поездов и санаториев, где поправляли своё здоровье тысячи раненых. Её посещали многочисленные дети, внуки, невестка. 19 октября 1916 г. отметила в Киеве полувековой юбилей своего непосредственного участия в делах Ведомства учреждений императрицы Марии.
Об отречении императора узнала в Киеве; выезжала в Могилёв, чтобы увидеться с «дорогим Ники». Затем вместе с младшей дочерью Ольгой и мужем старшей дочери Ксении великим князем Александром Михайловичем перебралась в Крым.   Помощь членам Дома Романовых в Крыму предложила Великобритания. В апреле 1919 г. сестра государыни королева Александра Британская прислала за ней крейсер «Мальборо». Вдовствующая императрица заявила, что уедет только в том случае, если с ней будут эвакуированы все русские, которые того пожелают. 13 апреля «Мальборо» прибыл в Константинополь, затем высадил всех Романовых на Мальте, а оттуда на крейсере «Нельсон» они отплыли в Великобританию. 10 мая вдовствующую императрицу на вокзале «Виктория» встретили король Георг V, королева Мария и вдовствующая королева Александра. 15 августа Мария Федоровна в сопровождении брата принца Вольдемара Датского и свиты из 11 человек отправилась в родную Данию, где королём был её племянник Кристиан X.
Несмотря на теплый прием на родине, в дальнейшем мать последнего российского царя испытывала в Дании серьезные затруднения как политического, так и материального характера. Из-за недостатка средств ей даже пришлось временно вновь приехать в Великобританию в ноябре 1922 г. Датчане даже организовали сбор пожертвований в ее пользу.
В эмиграции оставалась для многих символом не только навсегда «ушедшей России», но и несгибаемого присутствия духа и силы воли! Она основала многочисленные благотворительные фонды в поддержку нуждающихся эмигрантов.
Она до конца жизни так и не поверила в гибель своих сыновей Николая и Михаила, невестки и внуков. Время от времени ее мучили аферисты всяческого рода, выдававшие себя за ее мнимо спасшихся внуков: Ольгу, Марию, Анастасию, Алексея, – с требованием признания личности и прав наследования. Одной из лже-Анастасий при личной встрече (историки не совсем точно уверены, где и когда она состоялась) Мария Федоровна якобы твердо сказала: «Милая, я не знаю, кто Вы и какую цель преследуете. Оставьте меня в покое. Если Вам нужны деньги, я дам Вам их. Но деньги это – ничто! Вы счастливее меня, Вы молоды, у Вас впереди вся жизнь. Я, в отличии от Вас, потеряла все: мужа, семью, положение, Родину. У меня остались только воспоминания. И они принадлежат лишь мне. Вы на них права не имеете!»
Мария Фёдоровна умерла 13 октября 1928 года в возрасте 80 лет. После отпевания 19 октября в православной церкви она была похоронена рядом с родителями в саркофаге королевской усыпальницы, расположенной в соборе датского города Роскилле. Там же покоятся другие члены датской королевской семьи.
В 2004—2005 годах между российским и датским правительствами было достигнуто соглашение о переносе останков Марии Фёдоровны из Роскилле в Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, где Мария Фёдоровна завещала похоронить себя рядом с мужем.

0

20

А теперь посмотрим на наряды, принадлежащие Марии Федоровне.

https://i.yapx.ru/YWXMJl.jpg https://i.yapx.ru/YWXMKm.jpg

https://i.yapx.ru/YWXMLl.jpg https://i.yapx.ru/YWXMMl.jpg

https://i.yapx.ru/YWXMOl.jpg

https://i.yapx.ru/YWXMPl.jpg

Веер складной. Принадлежал Марии Федоровне.
Франция . 1890-е гг.

https://i.yapx.ru/YWXMQl.jpg

https://i.yapx.ru/YWXMSl.jpg https://i.yapx.ru/YWXMTl.jpg

https://i.yapx.ru/YWXMUl.jpg https://i.yapx.ru/YWXMVl.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в ГИМ.