Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в ГИМ.


Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в ГИМ.

Сообщений 1 страница 10 из 27

1

Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в ГИМ.

В Государственном историческом музее  открылась  новая очень красивая  выставка «Драгоценности! Блеск русского двора»
18 декабря 2024 года - 12 мая 2025 года

Выставка  объединила шедевры собрания ювелирного искусства, роскошные бальные платья и галерею портретов из собрания Государственного Эрмитажа.

https://i.yapx.ru/YUyd1l.jpg

https://i.yapx.ru/YUyd3l.jpg

Залы выставки разделяет вот такой коридор, в который открываются задняя часть витрин, что позволяет увидеть некоторые  платья со обеих сторон.

https://i.yapx.ru/YUyd4l.jpg

Оформляли выставку сотрудники Эрмитажа, и много претензий по табличкам к ювелирным изделиям. Нов целом, выставка красивая и она дает повод углубиться в историю особ, чьи наряды и портреты представлены на выставке. А наряды эти привезли из запасника Эрмитажа - Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Где не так просто все увидеть, там и снимать не разрешают, и экскурсии галопом прогоняют. Так что пользуемся случаем и смотрим в Москве.
Первый по ходу зал посвящен драгоценностям, но его я оставлю на конец , а начну со второго зала, где уже представлены наряды, веера, портреты и тоже есть драгоценности.

https://i.yapx.ru/YUyd5l.jpg

Витрина имеет зеркальный задник, что тоже позволяет рассмотреть эти прекрасные наряды сзади.

https://i.yapx.ru/YUyd6l.jpg

Моя цель -не только показать выставку, но и рассказать побольше интересного про персонажей. Не знаю, будете ли вы читать так много букв, но мне это интересно самой.

+1

2

Лена ГМ написал(а):

Моя цель -не только показать выставку, но и рассказать побольше интересного про персонажей. Не знаю, будете ли вы читать так много букв, но мне это интересно самой.

Лена, Вашу цель поддерживаю - самое интересное (для меня) -это после выставок разыскивать  интересные факты о жизни персонажей. Так что читать "много букв" обязательно буду, ведь интересно же...

0

3

Благодаря Лениной наводке, я вчера тоже побывала не этой выставке. Мне не хватило исторической составляющей, буду читать "много букв".
Знаете, что удивило? На портрете Зинаида Юсупова (старшая) - такая стройная красавица, а ее платье - явно для дородной дамы. Или я спутала? Вот я про то платье, что на витрине второе, с цветком на плече...

Отредактировано Ксения (2025-01-07 20:45:40)

0

4

Ксения написал(а):

Зинаида Юсупова (старшая) - такая стройная красавица, а ее платье - явно для дородной дамы. Или я спутала?

Ксения, ты о Зинаиде Ивановне Нарышкиной, которая в замужестве стала Юсуповой? На недавней выставке Свадебных нарядов в Эрмитаже (эта выставка, вроде, ещё не закончилась) представлено платье Зинаиды, которое было на ней во время обручения (не венчания). Ну, там талия тоненькая. Правда, они утягивались сильно тогда.

0

5

Сразу отмечу, что не все  представленные экспонаты "подкреплены" портретами их владельцев, и наоборот. И что совсем удивительно- на выставке большая часть нарядов из гардероба Марии Федоровны, супруги Александра III, но нет ее портрета.

А начну я с портрета другой Марии Федоровны, супруги императора Павла I. Чтобы меньше путаться в этих двух императрицах с одинаковыми именами, напомню, что более "ранняя" Мария Федоровна должна у нас  ассоциироваться  с Павловским дворцом, с Гатчиной и с Елагиным дворцом. А Мария Федоровна , которая супруга Александра III - это главная модница российского престола, стройная красавица.

Но начну я по старшинству, с супруги Павла I.

https://i.yapx.ru/YVoHBl.jpg https://i.yapx.ru/YVoHDm.jpg

Давайте разберемся, что какой она была, эта немецкая принцесса и что за брак был у нее с Павлом I.

Мария Фёдоровна , урождённая принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская родилась в 1759г. в Штеттинском замке (там же, где родилась и Екатерина II), где её отец (подобно отцу Екатерины) служил комендантом. Происходила из монбельярской ветви Вюртембергского дома; детство провела в имении Этюп на территории современной Франции. Она была внучатая племянница Фридриха Великого.
Отец — принц Фридрих Евгений Вюртембергский — состоял в прусской службе и лишь под старость сделался владетельным герцогом Вюртембергским. Молодая принцесса рано усвоила такие взгляды,: «нехорошо, по многим причинам, чтобы женщина приобретала слишком обширные познания. Воспитывать в добрых нравах детей, вести хозяйство, иметь наблюдение за прислугой, блюсти в расходах бережливость — вот в чём должно состоять её учение и философия».

Едва Павел I похоронил первую супругу Наталью Алексеевну, Екатерина II тут же посоветовала ему начать поиски второй жены. Выбор пал на принцессу Софию Доротею Вюртембергскую. Девушка к тому моменту уже обещала выйти замуж за принца Людвигом Гессенским, но помолвку расторгли, когда стало известно о матримониальных планах российской императрицы.
Первая встреча Софии Доротеи с Павлом Петровичем произошла в Берлине в июле 1776г.
Павел писал матери о Марии Федоровне: «Я нашел невесту свою такову, какову только желать мысленно себе мог: не дурна собою, велика, стройна, незастенчива, отвечает умно и расторопно… Сколь счастлив я, всемилостивейшая государыня, если, будучи вами руководим, заслужу выбором своим еще более милость вашу».
Невеста сразу влюбилась в наследника российского трона, историки считают, что чувства ее были искренни. Такие нежные письма она писала своему суженому накануне бракосочетания: «Богу известно, каким счастьем для меня представляется вскоре принадлежать вам. Вся моя жизнь будет служить вам доказательством моих нежных чувств, да, дорогой, обожаемый, драгоценный князь, вся моя жизнь будет служить лишь для того, чтобы явить вам доказательства той нежной привязанности и любви, которые мое сердце будет постоянно питать к вам… вспоминайте немного о той, которая обожает вас».
О бракосочетании было объявлено в том же месяце.

После отъезда Павла Петровича, София Доротея начала активно готовиться к поездке в свою новую страну, обещала жениху вскоре выучить русский язык. Правда, языком она так и не овладела никогда, он оказался для нее слишком сложным, но и дама сама не приложила к этому должных усилий, чем была очень недовольна ее свекровь.
С самого начала сватовства, однако, с принцессой начались проблемы. Она заупрямилась в вопросе смены веры, отчего-то совсем ей не хотелось становиться православной, но будущая императрица ни при каком раскладе не могла иметь иную веру. В конце концов, принцессу смог убедить ее духовник, правда уговор у них был, что девушка должна лишь притворяться, что всецело приняла новую веру, а душой и совестью может продолжать оставаться при своей.

Невеста выехала из Рейнсберга в Россию 1 (12) августа 1776 и 31 августа (11 сентября) 1776 прибыла в Царское Село.
14 (25) сентября 1776 принцесса перешла в Православие и получила имя Марии Феодоровны. На следующий день, 15 (26) сентября 1776, состоялось её обручение, при котором она получила титулы Великой княгини и Императорского высочества. 26 сентября (7 октября) 1776 в церкви Зимнего дворца состоялось венчание.

В молодости Мария Фёдоровна описывалась как «близорукая, статная, свежая блондинка, очень высокая, но склонная к преждевременной полноте». С утра до вечера носила она пышное церемониальное платье. «То, что утомляет других женщин, ей нипочем. Даже во время беременности она не снимает с себя парадного платья, и между обедом и балом, когда другие женщины надевают капот, она, неизменно затянутая в корсет, занимается перепиской, вышиванием...»
Настоящим шоком при Дворе стало то, что Мария Федоровна с легкостью отобрала для себя наряды и туфли своей предшественницы, покойной супруги Павла Петровича Натальи и гордо носила их.
По отношению к свекрови молодая великая княгиня вела себя подчёркнуто почтительно и ни в чём не осмеливалась ей перечить, чем снискала благоволение государыни. Поначалу отношения свекрови и невестки складывались хорошо, государыня приняла Марию Федоровну благосклонно, она очень рассчитывала, что этот союз принесет счастье ее сыну и подарит достойную будущую императрицу империи. Но чем дольше Мария Федоровна находилась при Дворе, тем яснее становилось, что у девушки довольно непростой характер, да и ума у нее оказалось куда меньше, чем предполагалось.

Но зато Мария Федоровна  чуть ли не каждый год дарила государю по ребёнку.
Когда великая княгиня родила первенца Александра, Екатерина II стала принимать самое активное участие в его воспитании, Она хотела  воспитать наследника по собственным педагогическим представлениям. Она не скрывала, что разочарована тем, каким получился ее сын Павел, и было очевидно, что она не хотела бы оставить трон ему, а потому желала слепить из своего внука продолжателя ее пути. Екатерина как бы откупилась от сына и невестки за то, что почти забрала их дитя, подарив им земли. Молодая чета тут же принялась возводить на ней свой собственный роскошный дворец, который они впоследствии назовут Павловск. Великий князь позволил супруге обустроить их новое жилище на свой вкус и самой контролировать все работы.
В 1782 году супруги совершили инкогнито путешествие по странам Европы, представляясь как граф и графиня Северные (дю Нор). После посещения Версаля, Спа и Аахена они заехали к родителям Марии Фёдоровны в Монбельяр. Здесь, среди дружески расположенной к нему семьи, при полном отсутствии придворного этикета, цесаревич отдохнул и позабыл о политике, наслаждаясь, как он выразился, «спокойствием духа и тела». Графу Николаю Петровичу Румянцеву великий князь писал: «Мы уже восемь дней живем в семейном своем кругу. Это совсем новое для меня чувство, тем более сладкое, что оно имеет своим источником сердце, а не ум». Отношения супругов в это время были самые идиллические.

До восшествия на престол Павла I великая княгиня не играла роли ни в политике, ни в русской жизни вообще, что объясняется разладом между Екатериной II и её сыном. Она была устранена даже от воспитания своих детей (великих князей Александра и Константина), которых немедленно по их рождении Екатерина II взяла к себе и руководила их воспитанием. Воспитание младших детей было перепоручено Шарлотте Карловне Ливен.
Свои будни Мария Фёдоровна посвящала обустройству любимой резиденции в Павловске, где организовала первый в России литературный салон, и изобразительным искусствам.

На первых порах пара была очень счастлива, казалось, что Павел и Мария очень любят друг друга, но …
Семейная идиллия пары оказались недолгой, Павел быстро охладел к жене, его ум стала заниматься фаворитка Екатерина Нелидова, которой он принадлежал всецело, а Мария Федоровна горько страдала от неверности мужа, но вскоре тоже обзавелась любовником, дабы не растратить свою молодость на одиночество и слезы. Ее фаворитом стал статс-секретарь С. И. Муханов, человек довольно приятный во всех отношениях.
В общем-то историки считают, что Мария Федоровна продолжала любить мужа всю жизнь, несмотря на многие обиды и оскорбления, которые он ей наносил, но ее «любовь» носила не классический характер любви в современном понимании, это была скорее любовь по долгу и абсолютное уважение к отцу своих детей. Она видела эту любовь как свою обязанность перед государством, в котором ей предстоит быть сначала императрицей, а затем и матерью императора. Все ее строгое немецкое воспитание буквально с рождения было направлено на то, что она должна будет глубоко почитать своего законного партнера, кем бы он ни был.

Следующим мужчиной, покорившим сердце великой княгини, стал гоф-фурьер Д. Бабкин, который был моложе ее более чем на десять лет. А ведь до этого она очень осуждала свою свекровь, которая предпочитала молодых фаворитов. Некоторые историки считают, что от возлюбленного Мария Федоровна родила двоих детей, дочь Анну и сына Николая (того самого, кто станет императором Николаем I). Точно никто не может сказать, кто же был настоящим отцом Николая, ведь даже сам Павел Петрович писал: «Тем более грустно, что Александр, Константин и Александра – мои кровные дети. Прочие же? … Бог весть!... Мудрено, покончив с женщиной все общее в жизни, иметь от нее детей. В горячности моей я начертал манифест о признании сына моего Николая незаконным, но Безбородко умолил меня не оглашать его. Но все же Николая я мыслю отправить в Вюртемберг, к «дядям», с глаз моих: гоф-фурьерский ублюдок не должен быть в роли российского великого князя – завидная судьба!»

В 1797г. Павел становится императором  и Мария Фёдоровна, первая из русских государынь, была коронована вместе со своим августейшим супругом  в Успенском соборе Московского Кремля.  В этот же период Мария Федоровна была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». Императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований.
Когда Павел стал императором, ко всеобщему удивлению, Мария Федоровна и Екатерина Нелидова, жена и любовница стали союзницами. Они вели себя достаточно уважительно по отношению друг к другу, советовались в делах, касающихся их общего мужчины. Эта дружба была очень мудрым решением Марии Федоровны, ведь она видела, насколько сильно влияние фаворитки на ее мужа, и императрице было намного выгоднее влиять на Павла через Нелидову, чем открыто враждовать с ней, навлекая беду на себя и своих детей. И, хотя Марию Федоровну считали недалекой особой, все-таки в придворных интригах ей не было равных. Кстати, дамы продолжили дружить даже после смерти Павла I.

На закате жизни у Павла Петровича появилась новая возлюбленная Анна Лопухина, поэтому Нелидова была отправлена вон из дворца. А вот император Николай I, воцарившийся годы спустя, вернул бывшей фаворитке отца и подруге матери возможность посещать императорский дворец и обеспечил ей безбедную жизнь.
С Лопухиной у Марии Федоровны дружбы не случилось, она презирала девицу, а Павел за это ее унижал еще сильнее и даже, говорили, поднимал на нее руку за неуважение к его любовнице. Но за мать всегда заступался наследник, великий князь Александр. К Лопухиной Павел был очень привязан, даже хотел сделать ее официальной супругой, но для этого нужно было избавиться от надоевшей Марии Федоровны. При Дворе упорно ходили слухи о безумии государя, о его якобы ненависти к семье, о желанию избавиться от некоторых членов семьи, в том числе и от наследника. Но император не успел осуществить задуманное, если это, конечно, было правдой. Он был убит заговорщиками.

После гибели супруга Мария Фёдоровна добилась от сына если не расправы над основными заговорщиками, то по крайней мере их удаления из столицы.
Для Марии Федоровны начался новый этап жизни – вдовство, продлившееся двадцать восемь лет. В Павловске она давала полную волю своей скорби.  Она хотела повторить судьбу свекрови, и после свержения своего непопулярного мужа, стать новой полновластной правительницей, но она не учла, что и сама не была популярна ни в народной среде, ни в аристократической, ни в армейской, так что некому было возвести ее на трон, как когда-то Екатерину II. Трон занял ее сын Александр.
Реальное участие императрицы в государственной жизни было ограничено главным образом заботами о женском образовании. Благодаря её покровительству и отчасти содействию в царствование Александра I основано несколько женских учебных заведений как в Петербурге, так и в Москве, Харькове, Симбирске и других городах.
Мария Фёдоровна продолжала жить в летнее время в своём любимом детище — Павловском дворце, который был ей подарен супругом после восшествия на престол, либо в Елагином дворце, специально приобретённым императором Александром I для её нужд в начале XIX века и перестроенным в 1818—1822 гг. архитектором Карлом Ивановичем Росси.
В остальное время вдовствующая императрица проживала в Гатчинском дворце,  унаследованным согласно Духовному завещанию супруга и полученным в собственность по указу Александра I .

Великая княгиня Мария Фёдоровна одной из первых женщин своего времени овладела токарным делом. Она вытачивала на токарном станке изделия из янтаря и слоновой кости: настольные украшения, чернильницы. В частности, в собрании ГИМ хранится портретная камея работы Марии Фёдоровны, изображающая августейшую свекровь в образе Минервы, со шлемом, украшенным лавровым венком и сфинксом. Материалом для камей служили многослойные яшма и агат.
Мария Фёдоровна увлекалась также рисунком и живописью, в первую очередь освоив технику пастели. В Русском музее хранится натюрморт в стиле «малых голландцев», исполненный великой княгиней в 1787 году. В Общем кабинете Павловского дворца можно видеть другие образцы её произведений — «гравированные по молочному стеклу портреты детей, пейзажи и натюрморты, живопись масляными красками, акварелью и пастелью».

Мария Федоровна была матерью 10 детей, из которых в раннем детстве умерла только дочь Ольга. Среди детей два императора - Александр I  и Николай I.
Мария Фёдоровна скончалась 24 октября (5 ноября) 1828 года в «кабинете, называемым жёлтым»  в Зимнем дворце от «удара паралича», скорее всего инсульта
Вынос тела из Зимнего дворца и погребение в Петропавловском соборе состоялись 13 (25) ноября 1828 года.
На выставке из предметов, принадлежавших Марии Федоровне, будет кое-что из ювелирных изделий.

0

6

Ксения написал(а):

Знаете, что удивило? На портрете Зинаида Юсупова (старшая) - такая стройная красавица, а ее платье - явно для дородной дамы. Или я спутала? Вот я про то платье, что на витрине второе, с цветком на плече...

Может, художники льстили? С другой стороны, тогда эталоны красоты другие были, смысл

Лена ГМ написал(а):

Настоящим шоком при Дворе стало то, что Мария Федоровна с легкостью отобрала для себя наряды и туфли своей предшественницы, покойной супруги Павла Петровича Натальи и гордо носила их.

Так немецкие принцессы голодранками приезжали, вспомним медный кувшин Фике, всему рады были, плюс их учили так, что надо рачительно вести хозяйство

0

7

Прочитала с удовольствием про Марию Федоровну. Недавно как раз были в Павловске - насколько отличается классическая подача ее образа экскурсоводами от реальной жизни.  ;)

0

8

Julia написал(а):

Недавно как раз были в Павловске - насколько отличается классическая подача ее образа экскурсоводами от реальной жизни.

Ловлю себя на том, что большинство экскурсоводов "приукрашивают" героев своих экскурсий...  Рассказывают про купца или промышленника - ну прям отец родной для всех рабочих и их семей... А начинаешь "углубляться"... Нечеловеческие условия труда, бесконечные аварии с увечьями, штрафы ...
Мы тоже недавно "освежили" впечатления от Павловского дворца... Уж какая была "дружная" и "любящая" семья у Павла Петровича! 8-)

0

9

Ксения написал(а):

я спутала? Вот я про то платье, что на витрине второе, с цветком на плече...

Разбиралась...Похоже,  платье "для пышнотелой"  принадлежало не Зинаиде (Нарышкиной-Юсуповой), а Татьяне Юсуповой?

0

10

Ксения написал(а):

Похоже,  платье "для пышнотелой"  принадлежало не Зинаиде (Нарышкиной-Юсуповой), а Татьяне Юсуповой?

Скоро дойду до платьем и разберемся.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в ГИМ.