Витебск Шагала и Репина, август 2024
Сообщений 81 страница 90 из 124
Поделиться822024-10-25 10:06:06
Ни дня без Маковских
Поделиться832024-10-25 10:47:26
Лена ГМ
Ни дня без Маковских
Поделиться842024-10-25 12:02:53
Loconte
Музей нравится - живопись прекрасная. В любом музее увидеть картины Маковских -это удача и большое удовольствие.
Поделиться852024-10-26 08:14:12
Неслучайные гости
Поделиться872024-10-26 08:49:01
Особой ценностью Художественного музея является творческое наследие Ю.Пэна – одного из старейших белорусских художников, имя которого неразрывно связано с Витебском. В коллекции музея 183 работы этого известного художника.
Юдель Пэн - одна из ключевых фигур «еврейского ренессанса» в истории изобразительного искусства начала XX века. За свою долгую жизнь этот мастер не только создал около полутора тысяч картин, но и воспитал целую плеяду гениальных еврейских художников и скульпторов, ставших впоследствии известными всему миру. Хотя по иронии судьбы ему самому на склоне лет пришлось расплатиться жизнью за дар божий - быть художником.
Юдель Моисеевич Пэн (1854 - 1937) — русский, позже белорусский советский живописец, педагог, еврей по национальности. Страшная история, связанная с его гибелью, до сих пор не имеет подлинной разгадки - одни лишь домыслы, предположения и сфабрикованное судебное дело. Юдель Пэн в 82-летнем возрасте был зверски зарублен топором у себя дома ни то ревнивым комиссаром, ни то алчными родственниками, претендовавшими на художественное наследие мастера. Не исключена была и политическая подоплека - ведь на дворе стоял 1937 год...
Поделиться882024-10-26 09:09:07
Художник Иегуда Моисеевич Пэн (Юдель Пэн) родился летом 1854 года в еврейской семье бедного ремесленника в местечке Новоалександровске Ковенской губернии (ныне город Зарасай, Литва). Отца не стало, когда мальчику исполнилось четыре года, и воспитание детей легло на плечи матери.
К 13-ти годам, лишившись и матери, подросток свою сиротскую юность провел в Латвии, где десять лет на хлеб зарабатывал подмастерьем маляра. Выполняя заказы вместе со своим наставником, Юдель экспериментировал с цветом, оттенками и их сочетанием. При этом он все сильнее утверждался в мысли непременно стать художником. В особенности ему удавались рекламные вывески – здесь ограничений для полета фантазии юноши не было практически никаких.
Заказчики были довольны, и маляр получал хорошую прибыль. Сам же Пэн все десять лет, вынашивая заветную мечту, копил деньги. А, собрав нужную сумму, отправился в Художественную Академию Санкт-Петербурга - попытать своего счастья.
Однако иметь художественный талант от бога - оказалось недостаточным, Юдель совершенно не знал русского языка. Тем не менее, мытарства в северной столице не прошли даром - уже через год, в 1880-м, Юдель Пэн становится студентом Академии художеств, где его наставником был известный педагог того времени - Павел Чистяков. Учился Юдель хорошо, хотя при окончании вуза из-за национального происхождения его лишили и серебряной медали, и многих привилегий, предназначенных для выпускников.
В возрасте тридцати одного года художник, окончив Академию и получив диплом, некоторое время жил то в Риге, то в Двинске, а к концу 1890-х по приглашению барона Н. А. Корфа перебрался в Витебск и вскорости открыл школу живописи и рисунка. «Школу живописи Пэна» тут же стали называть еврейской в силу того, что большую часть жителей города составляло еврейское население.
И теперь уже его, Юрия Моисеевича, как он сам себя называл и подписывался, своим учителем называли одаренные еврейские мальчики, в будущем ставшие признанными мастерами живописи и скульптуры. Марк Шагал, Эль Лисицкий, Иосиф Цадкин и многие другие выпускники созданной им школы живописи на всю жизнь сохранили память о своем учителе, давшем им путевку в жизнь.
О том, как строился процесс обучения в школе Пэна, можно прочитать в воспоминаниях витебского художника Петра Явича: «Когда мы учились у него, шестеро мальчиков, он обращался с нами, как с самыми любимыми родными сыновьями. Пэн был для нас всем – и искусством, и школой, и даже домом. Поражала его бесконечная открытость, простота и вместе с тем высокая культура. Я ни разу не слышал, чтобы он ругался. Все наставления делал мягко, без окриков, не повышая голоса. Не спрашивая, голодны мы или нет, Юрий Моисеевич грел для нас чай, варил картофель в мундире, ставил на стол кусковой сахар, масло, творог. И еще селедку – “шотландку”. Маленькие жирные рыбки...»
Отредактировано Loconte (2024-10-26 09:14:35)
Поделиться892024-10-26 17:39:14
Имя Пэна мы "открыли" для себя именно в Витебске.
Поделиться902024-10-26 18:26:09
Галя, спасибо , новое имя, очень интересное, портреты особенно хорошие