Как вы все это за два дня успели ?!
Витебск Шагала и Репина, август 2024
Сообщений 101 страница 110 из 124
Поделиться1022024-10-28 13:47:55
Особой ценностью Художественного музея является творческое наследие Ю.Пэна – одного из старейших белорусских художников, имя которого неразрывно связано с Витебском. В коллекции музея 183 работы этого известного художника.
Просто Вау. Мне так понравились его работы в Минском музее, точно в Витебск нужно ехать. Как Вам повезло с выставкой. Смотрю и любуюсь.
Поделиться1032024-10-28 13:48:55
Семейство быстро увеличивалось. После старшего Моисея в 1889 г. родилась Анна (или Хана, как ее звали в семье), после нее — Давид (1891 г.), Зисля (или Зина, 1893 г.), близнецы Лея (Лиза) и Маня (1898 г.), Роза (1899 г.), Мария (1902 г.), которую в семье все называли Марьясей. Самая последняя девочка — Рахель — появилась на свет в 1904 г., но прожила около пяти лет.
Комната детей.
Приехав в Петербург, Шагал попытался поступить в художественное училище Штиглица, но провалил экзамен. Его приняли в школу Общества поощрения художеств, где преподавал Николай Рерих. Денег на жизнь катастрофически не хватало, и художник часто голодал и скитался по городу в поисках доступного жилья.
Шагал так и не смог сработаться с Рерихом. Реалистическая живопись и необходимость «вникать в ноздри Александра Македонского или ещё какого-нибудь гипсового болвана» вызывали раздражение. В конце концов училище пришлось оставить. Художник с иронией вспоминал об этом решении: «Услышав в очередной раз: „Что за ягодицу вы нарисовали? А ещё стипендиат!“, — я ушёл из школы навсегда».
Шагал стремился к современному искусству. Вскоре после того, как Марк покинул училище, он поступил в школу-студию Елизаветы Званцевой. Его учителем стал один из основателей художественного объединения «Мир искусства» Лев Бакст, выдающийся живописец и график, который в то время создавал костюмы и декорации для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Благодаря Баксту Шагал узнал о французских художниках и загорелся идеей поехать в Париж, чтобы продолжить обучение. Эта мечта, казавшаяся несбыточной выходцу из бедной еврейской семьи, осуществилась.
Во время учёбы Шагал познакомился с меценатом Максимом Винавером. Талант молодого художника произвёл на него большое впечатление. Винавер не только согласился оплатить поездку в Париж, но и назначил Шагалу ежемесячное содержание в 150 франков.
Отредактировано Loconte (2024-10-28 14:05:28)
Поделиться1042024-10-28 14:06:50
Столовая.
Перед поездкой во Францию в жизни Шагала произошло судьбоносное событие.
Осенью 1909 г. в Витебске в доме своей приятельницы Теи Брахман Шагал познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью богатого коммерсанта. В 1907 г. Белла вместе с Теей закончила Витебскую женскую Алексеевскую гимназию и ко времени знакомства с
Шагалом училась в Москве на высших женских курсах В. И. Герье, где изучала историю, философию, литературу. Уже с первой встречи между Шагалом и Беллой установились отношения романтической влюбленности.
Отредактировано Loconte (2024-10-28 14:37:01)
Поделиться1052024-10-28 14:29:32
В 1911 году молодой живописец отправился в Париж, где поселился в знаменитом «Улье» — так называлась сотня крошечных мастерских, расположенных возле боен Вожирар, на юго-западной окраине Парижа. В «Улье» жили многочисленные представители столичной богемы — художники и литераторы.
В 1914 году Марк уехал в Витебск на свадьбу сестры и три месяца растянулись на долгие восемь лет — в планы Шагала вмешалась Первая мировая война.
Он опять встретил Беллу и влюбленность вспыхнула с новой силой. Летом 1915 года они поженились.
Родители Беллы были против выбора дочери. Семья невесты владела тремя ювелирными магазинами и была одной из самых состоятельных в городе.
Одна из картин с Беллой, ставших визитной карточкой Шагала.
Над городом. 1914–1918 годы.
Гостиная.
В 1916 году у Марка и Беллы родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследовательницей творчества отца.
Попытка вернуться в Париж закончилась неудачей — художник не получил разрешения на выезд, его документы изъяли и опечатали. Над ним нависла реальная угроза быть призванным на фронт. Шагалы уехали из Витебска в Петербург, где брат Беллы устроил Марка на службу в тылу, в Центральный военно-промышленный комитет.
После революции Шагал вернулся в Витебск. Он давно мечтал создать художественное училище в родном городе. В этом ему помог нарком просвещения Анатолий Луначарский, с которым художник познакомился ещё в Париже. В сентябре 1918 года Луначарский поддержал предложение Шагала по организации школы живописи и назначил художника уполномоченным по делам искусства в Витебской губернии.
Шагал полностью посвятил себя работе, занимался не только обучением, но и хозяйственными делами: закупал мебель, материалы, кисти. В качестве преподавателей ему удалось пригласить известных художников, среди которых были Мстислав Добужинский, Иван Пуни и Казимир Малевич. Натянутые отношения с последним привели к неожиданному перевороту: по возвращении из очередной командировки Шагал увидел свою школу с новой вывеской — «Супрематическая академия». Малевич переманил к себе учеников и вытеснил Шагала из круга преподавателей.
Художник не вынес предательства коллег и летом 1920 года уехал из Витебска, как оказалось, навсегда.
Следующие два года вместе с Беллой и Идой Шагал провел в Москве. В 1922 г., после улучшения советско-германских отношений и подписания Раппальского договора, художник выехал вначале в Каунас, а затем в Берлин. Через несколько месяцев в Берлине к нему присоединились жена и дочь.
Осенью 1923 г. семья Шагалов переехала в Париж, где обосновалась на долгие годы и где к художнику пришли громкая слава и мировая известность.
Отредактировано Loconte (2024-10-28 14:59:54)
Поделиться1062024-10-28 14:53:49
В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило художника переселиться в США. Он принял это предложение при условии, что вернётся в Париж после окончания войны. Долгожданное освобождение Франции, увы, не принесло радости семье Шагалов: в 1944 году в Нью-Йоркской больнице от сепсиса умерла Белла. Её попросту нечем было лечить — спасительный пенициллин уходил на нужды фронта.
«В течение долгих лет её любовь наполняла моё искусство, — писал художник. — Весь мир для меня потерял краски».
Убитый горем, он почти на год оставил живопись. К творчеству его вернула Вирджиния Макнилл-Хаггард, работавшая в то время экономкой у его дочери Иды. Шагал стеснялся этих отношений — слишком скоро после смерти Беллы он позволил себе сойтись с другой женщиной.
Роман Шагала и Вирджинии продлился семь лет. За это время у них родился сын Дэвид Макнил, названный так в честь Давида — брата Шагала. В 1947 году они переехали во Францию, где Вирджиния сбежала от него с другим мужчиной, забрав с собой ребёнка. Художника глубоко ранил этот разрыв — пострадало не только его сердце, но и самолюбие.
Однако в 1952 году Шагал снова женился. Его избранница, владелица лондонского салона мод Валентина Бродская прожила с ним всю оставшуюся жизнь. Вава, как называл её художник, обеспечила ему все условия для творчества. Она взяла на себя обязанности по продаже картин и организации выставок, но порой её забота о супруге была чрезмерной. Вава ограждала его от общения с друзьями и даже дочерью — может быть, опасалась, что они будут отвлекать Шагала от работы или просто не хотела делить внимание мужа с другими
Кухня.
С 1960‑х годов Шагал перешёл на монументальные виды искусства: мозаики, витражи, шпалеры. Он оформлял синагоги, католические и лютеранские храмы. Одна из самых значительных его работ позднего периода — роспись плафона Опера Гранье в Париже.
Художник разделил плафон на пять цветных секторов. В секторе, окрашенном в синий, — «Борис Годунов» Мусоргского и «Волшебная флейта» Моцарта. На жёлтом фоне — «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана. В красном секторе — «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля. В зелёном — истории любви: «Ромео и Джульетта» Берлиоза и «Тристан и Изольда» Вагнера. На белом — опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». В центральном кругу купола, вокруг люстры, изображены «Кармен» Бизе, а также работы Бетховена, Верди, Глюка. Кроме того, на плафоне можно увидеть парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальную арку, Эйфелеву башню, дворец Конкорд и Оперу Гарнье.
В 1973 году по приглашению министра культуры СССР Екатерины Фурцевой Шагал приехал в Москву — в Третьяковской галерее проходила выставка его работ, где представили панно для еврейского театра. Посетить родной Витебск он так и не решился — слишком дорожил воспоминаниями детства и юности для того, чтобы увидеть изменившийся, заново отстроенный после войны родной город.
Шагал ушёл из жизни в марте 1985 года. Смерть настигла художника в лифте его дома в Сан-Поль-де-Вансе. Он умер так же, как жил — в полёте.
Своеобразным манифестом любви Марка Шагала к Витебску стало его поэтическое обращение «К моему городу Витебску», опубликованное 15 февраля 1944 г. в Нью-Йорке в газете «Эйникайт».
Это стихотворение в прозе — объяснение в любви Витебску, своеобразное послание через время и пространство:
«Давно уже, мой любимый город, я тебя не видел, не слышал, не разговаривал с твоими облаками и не опирался на твои заборы.
Как грустный странник — я только нес все годы твое дыхание на моих картинах. И так с тобой беседовал и, как во сне, тебя видел.
Мой дорогой, ты не спросил с болью, почему, ради чего я ушел от тебя много лет назад. Юноша, думал ты, что-то ищет, какую-то особую краску, которая рассыпается, как звезды с неба, и оседает светло и прозрачно, как снег на наши крыши. Откуда он это берет, как это приходит к нему? Почему он не может найти все это рядом, тут в городе, в стране, где родился? Может, этот! парень вообще «сумасшедший»? Но «сойти с ума» от искусства?..
Ты думал: «Вижу — я этому мальчугану в сердце запал, но он все «летает», он срывается с места, у него в голове какой-то «ветерок».
Я оставил на твоей земле — моя родина, моя душа -гору, в которой под рассыпанными камнями спят вечным сном мои родители.
Почему же я ушел так давно от тебя, если сердцем я всегда с тобой, с твоим новым миром, который являет светлый пример в истории?
Я не жил с тобой, но не было моей картины, которая не дышал бы твоим духом и отражением.
Иногда бываю я печален, когда слышу, что люди говорят обо мне на языках, которых не знаю и не могу понять, — они говорят о моем отношении к тебе, будто я забыл тебя. Что говорят они?
Мало мне моих художнических терзаний, должен я еще выстоять как человек. Не зря я издавна мечтал, чтобы человек во мне не был виден — только художник.
Еще в моей юности я ушел от тебя — постигать язык искусства... Я не могу сам сказать, выучился ли я чему-либо в Париже, обогатился ли мой язык искусства, привели ли мои детские сны к чему-то хорошему.
Но все же, если специалисты говорили и писали, что я достиг чего-то в искусстве, то я этим принес пользу и тебе.
И все же я все годы не переставал сомневаться: понимаешь ли ты меня, мой город, понимаем ли мы друг друга?
Но сегодня, как всегда, хочу я говорить о тебе.
Что ты только не вытерпел, мой город: страдания, голод, разрушения, как тысячи других братьев-городов моей родины.
Я счастлив и горжусь тобой, твоим героизмом, что ты явил и являешь страшнейшему врагу мира, я горжусь твоими людьми, их творчеством и великим смыслом жизни, которую ты построил.
Ты это даешь не только мне, но и всему миру.
Еще более счастлив был бы я бродить по твоим полям, собирать камни твоих руин, подставлять мои старые плечи, помогая отстраивать твои улицы.
Лучшее, что я могу пожелать себе — чтобы ты сказал, что я был и остался верен тебе.
А иначе бы я не был художником!
Ты не скажешь мне, что я слишком фантазирую и непонятен тебе. Ты же сам в глубине души своей — такой. Это же твои сны, я их только вывел на полотно, как невесту к венцу. Я тебя целовал всеми красками и штрихами — и не говори теперь, что ты не узнаешь себя."
Отредактировано Loconte (2024-10-28 15:12:13)
Поделиться1072024-10-28 15:10:06
Лена ГМ
Как вы все это за два дня успели ?!
легко и с удовольствием
ИринаК
Просто Вау. Мне так понравились его работы в Минском музее, точно в Витебск нужно ехать
так жаль, что большинство его картин не сохранилось
Поделиться1082024-10-28 16:07:15
Шагал и пролетающая над ним Белла на пересечении улиц Покровской и Советской Армии
Здание железнодорожного вокзала Витебска
Арка на ул. Кирова.
Поколению романтиков шестидесятых.
А это мы заглянули в Культурно-исторический комплекс Золотое кольцо города Витебска .
Здесь проходят разные выставки и мастер-классы.
Но почему-то все было закрыто и мы просто погуляли по территории.
Может сама легендарная княгиня Ольга?
А мы на это прощаемся с Витебском!
Рассказ о поездке завершен.
Могу еще про ресторанчики добавить Нужно?
Отредактировано Loconte (2024-10-28 16:08:09)
Поделиться1092024-10-28 17:10:57
летом 1920 года уехал из Витебска, как оказалось, навсегда.
Впереди ещё столько событий в его жизни, столько стран и городов, но имя Шагала навсегда связано с Витебском:
Своеобразным манифестом любви Марка Шагала к Витебску стало его поэтическое обращение «К моему городу Витебску», опубликованное 15 февраля 1944 г. в Нью-Йорке в газете «Эйникайт».
Галя, спасибо за подробное изложение биографии и показ дома-музея. Посещение подобных мест всегда более глубоко погружают в тему.
Рассказ о поездке завершен.
Спасибо, было очень познавательно и интересно!
Могу еще про ресторанчики добавить Нужно?
Почему бы и нет? Драников поедим!
Поделиться1102024-10-28 17:14:57
Нужно?
Конечно ! Это можно сказать , главное