Художественный музей Витебска.
Какой чудесный музей в Витебске! И временная выставка интересная (действительно, вам в тему!), и постоянная экспозиция прекрасная!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Витебск Шагала и Репина, август 2024
Художественный музей Витебска.
Какой чудесный музей в Витебске! И временная выставка интересная (действительно, вам в тему!), и постоянная экспозиция прекрасная!
Ксения
Имя Пэна мы "открыли" для себя именно в Витебске
я про него читала и раньше, но с творчеством познакомилась только в Витебске
Лена ГМ
новое имя, очень интересное
K-Olga
Какой чудесный музей в Витебске!
действительно, вам в тему!
Конечно, прежде всего Пэна знают как первого учителя рисования, известного всем художника - Марка Шагала.
Хотя Марк посещал студию Пэна не так долго, всего несколько месяцев, за это время между учителем и учеником установились теплые отношения, сохранившиеся на долгие годы. Став знаменитым и снискав славу в Европе, Шагал писал: «Я люблю Пэна. Он живет в моей памяти, как и папа». Переписка же учителя и ученика продолжалась даже тогда, когда имя Шагала попало в опалу в СССР. В своих же посланиях мэтр писал Марку Захаровичу: «... ты талантлив, твой путь будет счастливым, но не позволяй на своих картинах козам и коровам взлетать выше синагоги». А в одном из парижских писем Шагал писал своему учителю: «Какая крайность ни кидала бы нас в искусстве далеко от вас по направлению, ваш образ искреннего трудяги-художника и первого учителя все-таки велик. Я люблю вас за это».
Юдель Пэн прожил довольно скромную жизнь, хотя и был местной знаменитостью. Все в городе знали элегантного художника в очках с заостренной бородкой.
В большой комнате своей квартиры мэтр организовал учебную мастерскую, где занимался с учениками. Её стены от пола до потолка были увешаны его картинами, эскизами и этюдами — художник использовал их в качестве методических примеров. В маленькой комнатушке проживал он сам вместе с сестрой, которая вела нехитрое хозяйство. Еще в одной комнате была личная мастерская живописца. Однако продавать свои работы Пэн не любил, хотя с деньгами иногда и приходилось туго. Плату за обучение он брал небольшую, а талантливые дети из бедных и сиротских семей и вовсе обучались у него бесплатно - их обучение частично оплачивал владелец пивоваренного завода Адольф Левенсон.
Юрий Моисеевич был весьма непритязателен в быту. В его квартире не было почти ничего, кроме его работ, которыми были увешаны все стены. И, даже живя впроголодь, Пэн отказывался продавать свои полотна, которые он писал не на заказ. Кураторы Третьяковской галереи, желавшие заполучить несколько его картин, также получили отказ. А на все вопросы недоумевающих родственников, почему он не продает картины, когда сам находится в довольно бедственном положении, он отвечал: «Деточки, я не торгую своим вдохновением».
Отредактировано Loconte (2024-10-27 11:00:36)
Школа Юрия Моисеевича просуществовала вплоть до 1918 года. Новая власть, закрыв частные учебные заведения, организовала в Витебске Народное художественное училище, куда руководить оной из мастерских был приглашен Пэн. Со временем училище реорганизовали в институт, и художник стал исполнять обязанности проректора по учебной части. Однако из-за разных взглядов на творчество он начал конфликтовать с руководством, категорически не принимая методов образования. В итоге художнику пришлось уйти с должности. А чтобы выжить, он стал преподавать на полставки рисование в механическом техникуме на нищенскую зарплату в 7 рублей и 23 копейки. Лишь со временем Пэну выделили персональную пенсию, присвоив при этом звание заслуженного еврейского художника.
Художник был убит у себя дома в Витебске в ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года. Обстоятельства убийства не выяснены до сих пор. По официальной версии: убит родственниками, желавшими завладеть наследством.
Мотивом их преступления признали факт, что художник намеревался после смерти отдать все свои картины городу, а не оставить их «семье».
Похоронен на Старо-Семёновском кладбище в Витебске.
В 1939 году в Витебске открыли музей Юделя Пэна. Два зала примерно на 150 полотен, остальные сложили на хранение. Но в начале войны галерею срочно пришлось эвакуировать, картины в спешке срезали с подрамников и скручивали в рулоны. Часть работ Пэна погибла при транспортировке - состав попал под бомбежку.
После победы в Беларусь вернулась лишь четверть картин, из хранившихся у Юделя Пэна дома. Сейчас несколько работ хранятся в Национальном художественном музее, а основная коллекция из 180 произведений живописи и графики Пэна находится в Витебском художественном музее. Сейчас это самая большая в мире коллекция произведений трагически погибшего художника.
Отредактировано Loconte (2024-10-28 00:35:33)
Галя, какая молодец, так подробно все сфотографировала, так хорошо пишешь!
Ксения
так подробно все сфотографировала
не все, конечно
так хорошо пишешь!
спасибо!
Отправляемся на улицу Покровскую. Для этого нужно перейти на другой берег Западной Двины и двигаться в направлении вокзала.
Дом-музей Марка Шагала.
Открытая дверь это вход в лавку, которую держали родители художника.
Вход же в музей находится со двора, входим в ворота.
В этом домике касса и сувенирный магазин.
Марк Захарович Шагал.
Рекомендую приходить к открытию музея. Домик очень компактный. Всего 5 помещений: лавка, комната детей, комната родителей (гостиная), столовая и кухня.
Марк Шагал родился в Витебске 7 июля (24 июня по старому стилю) 1887 г. во время большого пожара — самого страшного за все XIX столетие, в результате которого выгорела почти треть города. Его родители в это время жили «в маленьком домике у дороги, позади
тюрьмы на окраине Витебска», как писал позднее художник в автобиографической книге «Моя жизнь», в районе, который назывался Песковатик.
В этом домике родителям Шагала вместе с маленьким сыном, которого назвали Моисеем, довелось жить недолго. Семья вскоре переехала в другую часть города — Задвинье — и поселилась на Покровской улице. И именно в этот дом мы сейчас входим.
Бакалейная лавка семьи Шагал. Главный предмет торговли составляли селедки из бочек, овес, пиленый сахар, мука и свечи.
Шагал начал рисовать, когда учился в хедере — еврейской религиозной школе. Причиной интереса к живописи стала, как ни странно, элементарная зависть: «Однажды в пятом классе на уроке рисования зубрила с первой парты, который всё время щипался, вдруг показал мне лист тонкой бумаги, на который он перерисовал картинку из „Нивы“ — „Курильщик“. Плохо помню, что и как, но, когда я увидел рисунок, меня словно ошпарило: почему не я сделал его, а этот болван!? Я ринулся в библиотеку, впился в толстенную „Ниву“ и принялся копировать портрет композитора Рубинштейна — мне приглянулся тонкий узор морщинок на его лице; изображение какой-то гречанки и вообще все картинки подряд, а кое-какие, кажется, придумывал сам».
Вскоре желание обойти одноклассника в искусстве рисования переросло в серьёзное увлечение. В 19 лет Шагал поступил в школу витебского живописца Иегуды Пэна, но проучился там всего два месяца.
Когда в 1907 году молодой художник решил отправиться в Петербург, чтобы продолжить обучение, и сообщил об этом отцу, тот в сердцах бросил на землю 27 рублей — все деньги, которые мог дать сыну в дорогу. «Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать», — предупредил Шагала разочарованный родитель.
Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она «имела дар слова — большая редкость в бедном предместье», вела хозяйство, руководила мужем и детьми, с заботой и вниманием относилась к собственным сестрам. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери, и все, кроме ее ума, передалось мне», — писал Шагал в «Моей жизни».
Отредактировано Loconte (2024-10-28 14:02:45)
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Витебск Шагала и Репина, август 2024