<<< -------------------- Димитровград -------------------- >>>
.
Признаться, я никогда не думал о Димитровграде с туристической точки зрения: в моём представлении этот город почему-то ассоциировался с чем-то средним между Целиноградом и наукоградом 50-х - 60-х годов (возможно, потому что когда-то "краем уха" слышал, что в нём находится НИИ атомных реакторов, образованный в 1956 году), а соответственно, в обоих случаях туристу там делать нечего. И вдруг совершенно неожиданно я узнал, что нынешний Димитровград - не что-то современно-новодельное, а старинный русский город с совершенно "нерусским", красивым и даже загадочным именем Мелекесс и что в нём имеются вполне интересные достопримечательности дореволюционных времён. Причём столь красивые, что сразу захотелось увидеть их вживую, тем более что проблемы в этом не было: Димитровград расположен сравнительно недалеко от Ульяновска, а с транспортным сообщением между ними всё обстоит если не идеально, то вполне приемлемо.
Нет, ну всё-таки, кто бы что ни говорил, как важна для нас, туристов, "обёртка"! Согласитесь, одно дело ехать в Димитровград и совсем другое - в Мелекесс!
Добраться из Ульяновска в Димитровград можно либо автобусом, либо электричкой (варианты проходящих поездов - "за дорого" и без особых при этом преимуществ - я отбрасываю). Электричка при прочих равных, конечно, удобнее, да и дешевле, но они ходят редко - всего по паре в день в каждую сторону, хотя даже при этом можно подобрать хороший вариант: туда (имеется в виду из Ульяновска) в 9.22 с прибытием в 11.19, а обратно отправиться в 15.30, чтобы вернуться "на базу" в 17.28. Минус этого варианта только в том, что делать 4 часа в Димитровграде, даже с обедом, совсем нечего - это для совсем уж неторопливых, да ещё если они решат в местный музей заглянуть.
Такая ситуация легко "развязывается" благодаря автобусам, которые ходят тоже, конечно, не как метро, но всё же заметно чаще, чем электрички. Едут они примерно столько же (без малого те же 2 часа), а недостатком является более высокая - причём ощутимо! - цена: около 400 рублей (на электричке вдвое дешевле). Другой важный нюанс заключается в том, что если покупать билет заранее (например, на сайте ульяновского автовокзала https://autovokzal73.ru/ulyanovsk/), то в сторону Димитровграда можно уехать на множестве автобусов, а вот обратно взять билеты получится только на один-два, поскольку все они являются проходящими.
Так что идеальным, на мой взгляд, раскладом, будет поехать в одну сторону автобусом, а в другую - электричкой, подобрав такую удобную пару, чтобы на Димитровград вышло около 3 часов "грязными".
Кстати, если ехать поезде (в смысле, на электричке), нет смысла тащится на расположенный бог знает где главный вокзал Ульяновска: вполне можно сесть на станции "Ульяновск-2" (ну или сойти на ней), которая находится недалеко - в пешей доступности - от исторического центра (и, между прочим, это будет чуть дешевле, хоть и незначительно).
Поскольку я уезжал в тот же вечер, мне представлялось более надёжным вернуться поездом (тем, что в 15.30), поэтому туда я поехал на автобусе, купив билет заранее через интернет (это имеет прямой смысл, поскольку автобус небольшой - формата "маршрутка", и за 10-20 минут до отправления мест может и не оказаться). Центральный автовокзал находится не в центре города, но добраться до него не в пример проще и быстрее, чем на железнодорожный: автобусов и маршруток туда ходит масса.
Ульяновский автовокзал - довольно большой, не тесный, понятный, внутри много "кресел" (правда, железных) для ожидания и даже имеется вполне сносный вайфай
Недалеко от автовокзала (я, как обычно, приехал загодя, и времени оставалось предостаточно) обнаружился "глобус Ульяновска" с волжской чайкой на нём:
Сюда скоро подойдёт мой автобус (или маршрутка - называйте, как хотите):
Сама дорога, признаюсь, неинтересная - за исключением проезда через Волгу по Императорскому мосту:
Поэтому, пока "еду", я скажу несколько "вводных" слов о самом Мелекессе-Димитровграде. Любопытно, что дата его основания не только не известна, но и оценивается в просто огромном даже в масштабе истории временном интервале: между 1626 и 1767 годами! Но день рождения города надо отмечать, поэтому точкой отсчёта условились считать 1698 год, когда на территории современного города, появилась деревня ясашных чувашей с названием Чувашский Мелекес (Чаваш Мелекес). А вот о происхождении самого слова Мелекес ("с" на конце начало удваиваться, как и у других сходных местных топонимов, в начале 20 века) учёные спорят до сих пор, выдвигая разные версии (только "основных" насчитывается 3); мне больше всего нравится та, согласно которой оно образовано от чувашского имени Мелёк (которое, в свою очередь, происходит от арабского Малик - вспомним, что для принятия ислама в качестве государственной религии в Волжскую Болгарию было приглашено посольство багдадского халифа Ал-Муктадира) и чувашского слова "касы" (как диалектический вариант - "кесси"), что означает деревню или выселок. Таким образом, Мелекес - это "деревня Мелёка"
Развивался Мелекес очень быстро, и уже в 18 веке превратился в достаточно зажиточный купеческий городок - во многом благодаря, во-первых, нескольким винокуренным заводам, производившим хлебный спирт и считавшимся крупнейшими не только в Поволжье, но и во всей России, а также выгодному расположению на тракте Симбирск-Уфа, по которому в одну сторону (в основном, в Оренбуржье) перегонялись большие гурты скота, а в другую на торговые речные пристани везли хлеб, который потом переправляли в Плёс, Городец, Казань, Ярославль, Рыбинск, Вологду и даже Петербург. Остававшиеся от "скотного транзита" шкуры, щетина и сало способствовали появлению кожевенного, мыловаренного, текстильного и других производств, строились мельницы, и середине 19 столетия Мелекес уже был довольно крупным торгово-промышленным поселением, следствием чего стали крупные ярмарки, которые проводились здесь дважды в год (а они, в свою очередь, давали новый импульс развитию производства и торговли).
Мне показалось любопытным описание Мелекесса в последней версии (начала 20 века) статьи в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: "Мелекес (посад) - безуездный гор. Самарской губ., Ставропольского уезда, при pp. Мелекесе и Бол. Черемшане; соединен жел. дор. с пристанью на Волге в слоб. Часовне (против Симбирска). М. основан в 1626 г. выходцами из Елабужского уезда Вятской губ. В XVIII ст. в М. были казенные винокуренные заводы, почему и до настоящего времени город иногда называют Мелекесским заводом. Жит. 8463. Земская больница, училище, зем. склад сел.-хоз. орудий и машин, аптека, 8 муком. (паров. и водян.) мельниц, винокуренный, пивоваренный и кожевен. заводы, льнопрядильная и ткацкая фабрики (производство свыше 1 миллиона рублей); городской банк; торговля хлебом".
Димитровградом же Мелекесс стал довольно поздно: в 1972 году, будучи переименован в честь Генерального секретаря ЦК болгарской компартии Георгия Димитрова. Тогда, конечно, это вполне вписывалось "в тренд" идеологии той эпохи, да и с Болгарией были "особые" отношения (помните присказку по "16-ю республику СССР"?), но времена радикально поменялись, и вернуть городу историческое название было бы уместно. Конечно, я понимаю, что при этом на димитровградцев свалилось бы множество организационно-бытовых проблем, да и денег такие мероприятия стоят не сказать что огромные, но и не маленькие, но как хотелось бы видеть на карте России побольше столь самобытных имён, как Мелекесс!
...
Между прочим, Димитровград имеет великолепный, очень информативный туристический сайт (точнее, он принадлежит Историко-культурному фонду "Мелекесъ", но для туриста такие детали, согласитесь, не слишком важны), которому впору завидовать и более крупным и "раскрученным" городам: https://melekes.ru/ . Помимо всего прочего, здесь есть отличный "библиотечный" раздел, в котором представлены (и доступны для скачивания) огромное число книг и брошюр разных времён и направленностей, связанных с самим городом и его окрестностями.
* * * * * * * * * *
Спустя без малого 2 часа, как и обещало расписание, автобус прибыл на местную автостанцию:
Ну ладно, пусть с официальным "обратным" переименованием власти не спешат, там действительно много нюансов, но жаль, что "тема Мелекесса" в городе почти не звучит: чуть ли ни единственным "отсылом к истокам" стала Мелекесская улица:
Автостанция находится буквально в 5 минутах от центра города, но отделена от него крошечной (длиной всего 16 километров) речкой Мелекесской - притоком более крупного Большого Черемшана, который, в свою очередь, впадает в Волгу.
Переходим речку по узкому мостику, любуемся крякающими утками, которых рядом кто-то подкармливает хлебом, и почти сразу же оказываемся на оживлённой и широкой - напоминающей площадь вытянутой формы - улице Куйбышева (в прошлом Старозаводской). И - приятная неожиданность! - буквально натыкаемся на палатку моего любимого мороженого - "Славицы": оно продаётся лишь в некоторых городах, поэтому каждая встреча с ним воспринимается как хоть и маленькая, но радость:)
Глаза разбежались, очень хотелось взять привычный "бананчик" (который после того, как из продаж "Славицы" исчез "чак-чак", мне нравится больше всего в их ассортименте), но я поборол свои стереотипы и решил попробовать что-то новое. И в очередной раз не прогадал:)