* * * * * * * * * *
За монастырём мы снова выходим на улицу Ленина (Московскую), которая тут начинается, а формально, если исходить из нумерации домов, заканчивается, плавно "перетекая" в Спасскую улицу.
Первое же здание на ней - синагога. Правда, здесь, в бывшем доме протоиерея Петра Юстинова, она находится временно: еврейская община Ульяновска, вновь образованная в конце 1980-х годов, готовится к строительству нового Еврейского культурного центра, где в числе прочих организаций разместится и синагога, вместимость которой будет значительно больше нынешней.
Следующий дом ничем особым не выделяется - ни архитектурой, ни декором, но имеет очень красивое название: Дом дворян Шапрон-дю-Ларрэ. А, как звучит?!
Уроженец Швейцарии Генрих Шапрон-дю-Ларре (или дю-Лярре) закончил Фрибургскую гимназию и сдал экзамен в испытательном комитете Казанского учебного округа на право преподавать французский язык в гимназиях и прогимназиях России. После этого он обосновался в Симбирске и работал учителем французского сначала в духовной семинарии, а потом в Симбирском кадетском корпусе. В 1881 году Генрих женился на русской дворянке, внучатой племяннице декабриста В. П. Ивашева, и через пару лет молодая семья поселилась на Московской улице в собственном доме. В начале 20 века домом уже владел их сын, кавалерии поручик Алексей Генрихович (впоследствии он стал адъютантом и зятем генерала Деникина, но когда началась Великая Отечественная война, будучи уже в возрасте 59 лет и в звании генерала, подал прошение о вступлении в ряды Красной армию, но получил отказ от советских властей).
В 1913 году дом купила жена титулярного советника Р. М. Маркова - именно при ней он обрёл свой нынешний вид; в частности, деревянные стены были обложены кирпичом. Однако в историю Симбирска - а потом и Ульяновск он вошёл как Дом дворян Шапрон-дю-Ларре. Вот такая любопытная история...
Иноземное имя - теперь уж австрийско-итальянское - сохранилось и в названии другого дома - усадьбы купцов Макке/Сачковых. В 1817 году австрийский подданный итальянского происхождения Жульен Макке открыл на Московской улице первый в Симбирске магазин бакалейных и колониальных товаров с "ренсковым погребом" (то есть винной лавкой). Горожане магазин уважали, многие считали его лучшим в Симбирске, да и сам купец - Иван Иванович, как здесь его называли - стал заметной фигурой в городе, несмотря на то, что оставался "иноверцем"-католиком: он заседал в губернской палате гражданского суда и даже избирался бургомистром. В 1843 году Макке приобрёл большой сад на волжском склоне, где построил отапливаемую оранжерею, в которой круглый год выращивались овощи, цветы и экзотические фрукты; Макин сад, как прозвали его в народе, считался местной достопримечательностью.
После смерти "Ивана Ивановича" его усадьбу приобрёл один из богатейших купцов и землевладельцев Симбирска Александр Дмитриевич Сачков (помните, в начале рассказ я показывал его "маленький уголок Франции" в Музейном квартале?). Он провёл в ней реконструкцию, что-то расширил, что-то надстроил, стены деревянных построек облицевал кирпичом, и по заслугам "вписал" себя в историю усадьбы, которая, как я написал выше, теперь носит имена и Макке, и Сачковых (во множественном числе, потому что формально усадьба была приобретена на имя его супруги).